Занятие 64. Звуки Щ — Ч — Сь — Ть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей различать звуки Щ — Ч — Сь — Ть на материале слогов, слов и предложений;

— формировать словарь;

коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематический слух;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— учить различать слова по отнесенности к частям речи;

— развивать навыки звукобуквенного анализа

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать интерес к школьным занятиям;

— воспитывать самостоятельность при выполне­нии заданий.

Оборудование: пособие к игре «Домик» и «Посели слово», предметные картинки со звуками Щ, Ч, Сь, Ть в названии, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем.

Ход занятия

I. Организационный момент. Игра «Кто быстрее соберет портфель?»

Дети делятся на две команды и собирают порт­фель в школу. Выигрывает та команда, которая быстрее собе­рет портфель и не положит лишние предметы (куклы, машинки и другие игрушки).

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Общее расслабление (см. занятие 63).

Развитие общей моторики (см. занятие 63).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 63).

Массаж лица (см. занятие 63).

Развитие мимических мышц (см. занятие 63).

6. Развитие артикуляционной моторики (см. заня­тие 63).

7. Работа над развитием дыхания и голоса (см. заня­тие 63).

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки Щ — Ч — Сь — Ть.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Дается в сравнительном аспекте. Упор на арти­куляционную характеристику (см. занятия 7, 22, 57, 61).

3. Развитие фонематического слуха. Выделение «четвертого лишнего» (с обоснова­нием). Логопед произносит слова, а дети выделяют «четвертый лишний» (без опоры на картинки).

Сито, сени, тень, сюрприз. — Тень. Щука, щенок, сени, щепка. — Сени.

Чайник, щетка, Чиполлино, Чебурашка. — Щет­ка.

Тир, чудовище, тюль, тетрадь. — Чудовище.

4. Связь звуков и букв.По трафарету обвести буквы, которые соответс­твуют данным звукам (без демонстрации образца).

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Игра «Телеграф». Передай слоги: тя-ся-ща-ча; щу-чу-сю-тю; щи-си-ти-чи и т.д.

— Рассмотреть картинки, выставленные на доске. Определить, какой именно звук (Ч, Щ, Сь, Ть) присутствуют в слове и местоположение звука в слове. Игра «Домик». Деление слов на слоги с выделением ударного слога. (Игра «Посели слово» — дом, замок, избушка).

— Звонко, громко повтори!

Вот так рыба, вот так щука На крючок попалась мне! Тяжело, ну просто мука Удочку держать в руке.

IV. Физкульминутка. (см. занятие 63).

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных. Игра проводится при условии, что дети знают о том, что слова могут называть предме­ты, признаки предметов, действия предметов.

Каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится ( определенным символом, фишкой: квадрат — ( существительное, треугольник — глагол, круг — при­лагательное.

Логопед называет различные слова: существи­тельные, глаголы, прилагательные. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.

Примерный речевой материал на тему «Школа»:

— существительные: школа, пенал, портфель, учитель;

— прилагательные: первый, умный, старатель­ный, аккуратный;

— глаголы: учиться, читать, писать, трудить­ся.

VI. Итог занятия и оценка работы детей. Воспроизведите слоговые ряды: ща-ча-тя-ся;

си-ти-щи-чи и т.д.

Кем вы станете первого сентября? (Учениками.)

VII. Домашнее задание. К занятию 64 (альбом 3, с. 29—30).

Фонетические игры.

— Игра «Разложи по рядам». Даются картинки со звуками Щ Ть, Сь, Ч, а ребенок должен разло­жить их: в первый ряд со звуком Щ, а во второй со звуком Ть и т.д.

— Игра «Найди и зачеркни». В ряду правиль­но и неправильно написанных букв зачеркнуть неправильные.

— Составление предложений со словами плащ, тетрадь, сельдь, чайник. Определение коли­чества слов в предложениях и составление их схем.

— Повторение слоговых рядов: ща-ча-ча-ща ча-ся-ся-ча тя-ща-тя-ща си-си-щи-щи и т.д.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.