Развитие общей моторики (см. занятие 55).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 55).
Массаж лица (см. занятие 55).
Развитие мимических мышц (см. занятие 55).
6. Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 55).
Работа по развитию дыхания и голоса.
— «Дровосек». Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох с произнесением «уффф», «уххх» (5 раз).
— Голосовые упражнения: «Укачивание».
///, Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы. Игра «Чего не стало?» (с десятью картинками).
Не стало ромашки и ландыша. Какие звуки находятся в начале этих слов? За правильным произношением этих звуков мы будем следить на сегодняшнем занятии.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков Р, Л. Сравнительная характеристика (см. занятия 47, 53).
Развитие фонематического слуха.
На звук Р — хлопаем, на звук Л — топаем.
Связь звуков и букв.
На что похожа буква Р? А буква Л?
Дифференциация звуков Р — Л в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Воспроизведение слоговых рядов: ра-ра-ла; ла-ла-ра; ра-ла-ра; ла-ра-ла и т.д.
— Игра «Наоборот». Замени Л на Р, а Р на Л. Лак — рак розы — лозы
Лов — ров ложь — рожь
Ложки — рожки жил — жир Полы — поры пир — пил
— Деление слов на слоги: нанизать на стержень столько черных колец, сколько слогов в слове. Выделить ударный слог. Какой он по счету в слове? Кольцо, которое обозначает ударный слог, заменить на красное.
— Звуковой анализ слов рожки, ложки с составлением графической схемы.
— Игра «Слово заблудилось».
На столе лежали ... рожки. У оленя выросли... ложки.
— Анализ предложений с составлением графической схемы.
IV. Физкультминутка. Игра «Аист». Выполнениедействий по тексту.
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова правою ногой, Снова левою ногой, После правою ногой, После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
— Рассматривание сюжетной картины «Дом». Назвать комнаты в доме: гостиная, спальня, прихожая, ванная комната, туалетная комната, детская, кухня, подсобные помещения (кладовка), столовая. Объяснить для чего нужна каждая из комнат.
— Игра «Назови мебель». В кухне стоит буфет — это кухонная мебель. В гостиной — диван и кресло. Этомебельдля гостиной. В прихожей — зеркало и шкаф-купе. Это мебель для прихожей и т.д.
VI. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этим звукам. Назовите комнаты в доме.
VII. Домашнее задание.
К занятию 56 (альбом 3, с. 20).
II. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 16; апрель, 3 неделя).
1. Фонетические игры.
— Игра «Рыболовы». Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из аквариума предметные картинки (со звуками Р, Рь, Л) и определяют местоположение этих звуков.
— Деление слов на слоги — игра «Слоговой магазин» (слова со звуками Р, РЬ, Л).
— Игра «Разложи по рядам». Воспитатель выкладывает на стол карточки с буквами Р, Л и показывает детям картинки. Дети определяют первый звук в названии каждой картинки и кладут ее в ряд к соответствующей букве.
— Звуковой анализ слов типа речка, ларь.
— Составление предложений с данными словами. Анализ, составление схемы.
— Работа в тетрадях с буквами и словами.
2. Лексико-грамматические игры.
— Составить предложения со словом дом, употребляя предлоги (маленькие слова) в, на, под, у, за, из, к, между.
— Выучить стихотворение «Новый дом».
Против школы новый дом.
В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим
И считаем этажи:
Раз этаж, два этаж, три, четыре —
Оказались мы в квартире.
— Игра «Назови, какой дом» (образование сложных слов). Дом — одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный ... многоэтажный (объяснить ребенку значение словосочетания «высотный дом»).
— Изменить слово окно в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании). В доме большое .... В доме нет .... Я подошел к ... . Я мечтаю о большом ... .У меня растут цветы под....
Занятие 57. Звук и буква Ч
Цели:
коррекционно-образовательная:
— формировать и расширять знания детей о «семантическом поле», валентности слов;
коррекционно-развивающие:
автоматизировать у детей звук «Ч» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать дыхание и голос;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— уточнять, расширять предикативную функцию речи, через формирование семантического поля слова «бабочка»;
— развивать навыки словоизменения;
— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей гуманное отношение к животному миру, чувство любви к природе.
Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, фишки, макет бабочки, карандаши, кассы букв.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит жителей страны «Жужжандии».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.