Цели:
коррек ц ионно-образовательные:
— учить детей характеризовать и различать звуки Ф - Фь;
— формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки Ф — Фь в слогах, словах и предложениях;
- развивать мимическую мускулатуру;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
коррекиионно-воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.
Оборудование: предметные картинки со звуками Ф, Фь в названии, слоговые схемы, наборы для составления схем, тетради, карандаши, картина с изображением человека крупным планом.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» на тему «Овощи и фрукты».
Большой (что?) — ... Овальная — ... Красная — Спелая — ...
Мягкий — ... Хрустящий — ...
II.Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик.
И свернусь колечком, Словно КОТ у теплой печки. (И. Лопухина)
2. Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту.
Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь!
Справа — друг и слева — друг! Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)
Развитие мелкой моторики. «Дружба».
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Обхватить правой ладонью левую и покачивать. |
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Наоборот. |
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот. |
Массаж лица.
Поглаживающие, точечные, пощипывающие движения по массажным линиям.
Развитие мимических мышц.
Проводится ребенком, который сам выбирает последовательность упражнений.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: движения нижней челюстью вправо—влево;
Подражаю я слону Губы хоботком тяну. Чтоб понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам!
— для активизации мягкого неба: позевать; покашлять.
Работа по развитию дыхания и голоса.
— «Ежик». Исходная позиция: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке ффффф. Выпрямить ноги — вдох (4—5 раз).
— Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
II I . Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы.
Игра «Что прибавилось?» (филин, фонарь). Выделение начальных звуков в этих словах. Звуки Ф, Фь будут гостями на нашем занятии.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное произнесение звуков. Характеристика звуков.
Звук Ф — согласный, твердый, глухой, губно-зубной. Звук Фь — согласный, мягкий, глухой, губно- зубной.
3. Развитие фонематического слуха. На звук Ф — хлопаем. На звук Фь — топаем.
4. Связь звуков и буквы.
Всем известно без подсказки: Буква Ф — как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. (В. Степанов) Дети изображают букву Ф — встают, руки на поясе.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Наоборот». Фа — фя, фы — фи, фо — фё, фэ — феи т.д.
— Игра «Собери слово». Выделение начальных звуков в словах. Составление слов.
Фокус, ива, лоб, иволга, носки. — Филин.
Крокодил, обруч, фонтан, торт, антенна. — Кофта.
— Звуковой анализ получившихся слов. Выкладывание графической схемы.
— Деление слов на слоги: разложить картинки под схемы слов.
Фен филин сарафан
Выделение ударного слога в этих словах.
- Составление предложений со словами, которые выберут дети. Запись графической схемы.
IV. Физк у льтмин у тка. Движения по тексту.
Топни левою ногой! Влево шаг! На месте стой. Повернись направо к другу, Правую дай другу руку. Повернись налево к другу. Левую дай другу руку. Шаг назад и два вперед! Вправо, влево поворот!
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
— Рассмотреть картину с изображением человека. Назвать части его тела (голова; руки; ноги; туловище).
— Назвать части головы и туловища (голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).
— Игра «Подбери предмет» (часть тела). Видят — ... Слышат — ... Работают — ... Бегают — ... Дышит — ... Жуют — ... Стоят — ... Машут — ... Трогают — ... Нюхает — ... Говорит — ... Пишут — ...
VI. Итог занятия и о ц енка работы детей.
С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам. Назовите части тела человека.
VII. Домашнее задание. К занятию 59 (альбом 3, с. 23).
Занятие 60. Звуки Ф — В
Цели:
коррек ц ионно-образовательные:
— учить детей различать звуки Ф — В на материале слогов, слов и предложений;
— формировать предикативный словарь;
коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать звукобуквенный анализ;
— развивать дыхание и голос;
— развивать мимические мышцы;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей самоконтроль за речью;
— воспитывать аккуратность.
Оборудование: карточки для обозначения глухих и
звонких согласных, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки, предметные картинки со звуками Ф, В в названии, картинки с изображением различных действий.
Ход занятия
1. Организационный момент. Назвать слова со звуками Ф, Фь.
II. Ра звитие обшей, мелкой и артикуляционной мо торики. Работа по развитию дыхания и г олоса.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.