Занятие 59. Звуки Ф, Фь. Буква Ф
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели:

коррек ц ионно-образовательные:

— учить детей характеризовать и различать звуки Ф - Фь;

— формировать номинативный словарь;

 коррекционно-развивающие:

- учить детей дифференцировать звуки Ф — Фь в слогах, словах и предложениях;

- развивать мимическую мускулатуру;

-  развивать внимание, память, мышление;

-  развивать фонематический слух и восприятие;

коррекиионно-воспитательная:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.

Оборудование: предметные картинки со звуками Ф, Фь в названии, слоговые схемы, наборы для составления схем, тетради, карандаши, картина с изображением человека крупным планом.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» на тему «Овощи и фрукты».

Большой (что?) — ...   Овальная — ... Красная — Спелая — ...

Мягкий — ...        Хрустящий — ...

II.Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Движения по тексту.

Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик.

И свернусь колечком,  Словно КОТ у теплой печки. (И. Лопухина)

2. Развитие общей моторики. Выполнение движе­ний по тексту.

Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь!

Справа — друг и слева — друг! Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)

Развитие мелкой моторики. «Дружба».

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Обхватить правой ладо­нью левую и покачивать.
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Наоборот.
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот.

Массаж лица.

Поглаживающие, точечные, пощипывающие дви­жения по массажным линиям.

Развитие мимических мышц.

Проводится ребенком, который сам выбирает последовательность упражнений.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражне­ния:

— для челюсти: движения нижней челюстью впра­во—влево;

Подражаю я слону Губы хоботком тяну. Чтоб понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам!

— для активизации мягкого неба: позевать; покаш­лять.

Работа по развитию дыхания и голоса.

— «Ежик». Исходная позиция: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медлен­ный выдох на звуке ффффф. Выпрямить ноги — вдох (4—5 раз).

Голосовые упражнения: повышение и пониже­ние голоса при произнесении слогов.


 

II I . Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.


Объявление темы.

Игра «Что прибавилось?» (филин, фонарь). Выделение начальных звуков в этих словах. Звуки Ф, Фь будут гостями на нашем занятии.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное произнесение зву­ков. Характеристика звуков.

Звук Ф — согласный, твердый, глухой, губно-зуб­ной. Звук Фь — согласный, мягкий, глухой, губно- зубной.

3. Развитие фонематического слуха. На звук Ф — хлопаем. На звук Фь — топаем.

4. Связь звуков и буквы.

Всем известно без подсказки: Буква Ф — как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. (В. Степанов) Дети изображают букву Ф — встают, руки на поясе.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Игра «Наоборот». Фа — фя, фы — фи, фо — фё, фэ — феи т.д.

— Игра «Собери слово». Выделение начальных звуков в словах. Составление слов.

Фокус, ива, лоб, иволга, носки. — Филин.

 Крокодил, обруч, фонтан, торт, антенна. — Кофта.

— Звуковой анализ получившихся слов. Выклады­вание графической схемы.

— Деление слов на слоги: разложить картинки под схемы слов.

Фен       филин    сарафан

Выделение ударного слога в этих словах.

- Составление предложений со словами, кото­рые выберут дети. Запись графической схе­мы.

IV. Физк у льтмин у тка. Движения по тексту.

Топни левою ногой! Влево шаг! На месте стой. Повернись направо к другу, Правую дай другу руку. Повернись налево к другу. Левую дай другу руку. Шаг назад и два вперед! Вправо, влево поворот!

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

— Рассмотреть картину с изображением челове­ка. Назвать части его тела (голова; руки; ноги; туловище).

— Назвать части головы и туловища (голова: воло­сы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).

— Игра «Подбери предмет» (часть тела). Видят — ... Слышат — ... Работают — ... Бегают — ... Дышит — ... Жуют — ... Стоят — ... Машут — ... Трогают — ... Нюхает — ... Говорит — ... Пишут — ...

VI. Итог занятия и о ц енка работы детей.

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам. Назовите части тела человека.

VII. Домашнее задание. К занятию 59 (альбом 3, с. 23).

Занятие 60. Звуки Ф — В

Цели:

коррек ц ионно-образовательные:

— учить детей различать звуки Ф — В на материа­ле слогов, слов и предложений;

— формировать предикативный словарь;

коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— развивать звукобуквенный анализ;

— развивать дыхание и голос;

— развивать мимические мышцы;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самоконтроль за речью;

— воспитывать аккуратность.

Оборудование: карточки для обозначения глухих и

звонких согласных, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки, пред­метные картинки со звуками Ф, В в названии, кар­тинки с изображением различных действий.

Ход занятия

1. Организационный момент. Назвать слова со звуками Ф, Фь.

II. Ра звитие обшей, мелкой и артикуляционной мо торики. Работа по развитию дыхания и г олоса.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 262.