— развивать фонематический слух, восприятие;
— развивать артикуляционную моторику;
— развивать общую моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательные:
— развивать наблюдательность;
— воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, зеркала, фишки для составления схем, карандаши, кассы.
Ход занятия
/. Организационный момент. Отгадывание загадки.
Глазища, усища, Хвостища, когтища, А моется всех чище. Кто это? ... (Кот-котище)
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Общее расслабление. Движения по тексту.
Руки не напряжены И расслаблены... Наши руки так стараются Пусть и ноги расслабляются...
2. Развитие общей моторики.
Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке | Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке. |
А у щетки половой Палка есть над головой | Руки поднимать вверх и соединять над головой. |
Палка — щелк щенков с плеча, | Хлопок по плечам. |
Два щенка ушли пища. | Обойти вокруг своего стола и сесть. |
Развитие мелкой моторики. «Пять телят».
Этот теленок пьет молоко. | Руки зажаты в |
Этот теленок ушел далеко. | кулачки. Пальцы |
Этот теленок травку жует | раскрываются, |
Этот теленок копытами бьет; | начиная с мизинца. |
Этот теленок мычит: «Му-му-му! | |
Все разошлись! Скучно мне одному!» |
Массаж лица.
Щеткой чищу я щенка, | Поглаживающие движения |
по массажным линиям. | |
Щекочу ему бока — | Вибрационные движения по массажным линиям. |
Вот так радость для щенка. | Поглаживающие движения. |
Развитие мимических мышц
До чего красив венок: | Радость. |
Ромашки, незабудки!.. | Веселье. |
На цепи сидит щенок | Грусть. |
У собачьей будки. | Огорчение. |
6. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Однажды наш щенок играл и весь измазался вареньем. Вот как он облизывается (упражнение «Вкусное варенье»).
За это хозяйка прогнала его, и он убежал в лес. По дороге он чуть не наступил на грибок (упражнение «Грибок»).
Но тут он услышал странный звук: (упражнение «Гармошка»), что было очень похоже на гармошку, и побежал на этот звук.
7.Работа по развитию дыхания и голоса.
Логопед: Пока щенок путешествует, мы выучим скороговорку: «Щипцы и клещи — это папины вещи».
Дети повторяют скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонациями от лица мамы, дедушки.
III . Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы занятия.
Сегодня мы вместе со щенком будем путешествовать и правильно произносить звук Щ.
2. Акустико-артикуляционный образ звука. Логопед: «Проверьте, правильно ли у вас работают губы и язык, когда вы произносите звук Щ. Выдвиньте губы рупором; кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идет теплая, плавная, длинная струя воздуха (поднесите руку ко рту, проверьте, так ли это)».
Звук «Щ» — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук.
Дается задание: найти картинку, в названии которой есть звук Щ, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Соотношение звука с буквой.
На расческу Щ похожа
Три зубца всего? Ну что же? (Е. Тарлапан)
5. Автоматизация звука Щ в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Воспроизведение слоговых рядов: ща-щу-щи- ще; ащ-ощ-ущ-ищ и т.д.
— Звуковой анализ слогов и составление схем.
— Игра «Что получится, если прибавить щи? ща?». Слоговой анализ слов. Запись схем. Пла-щи, nu-ща, ро-ща, ле-щи, ве-щи, ча-ща.
— Работа с деформированной фразой.
Щенок, лес, в, заблудиться. Мама, щенок, потерять. Деление составленных предложений на слова и составление схем.
IV. Физкультминутка. Имитация игры на гармошке.
Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки, Головой слегка качаем, Руки кверху поднимаем.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Логопед: Помните, ребята, наш щенок тоже услышал гармошку. Эти звуки доносились со двора, где жил щенок. Но во дворе он заблудился и не мог найти свою маму. Во дворе он встретил... петуха. Петух прокричал: «Ку-ка-ре-ку!»
Щенок подумал: «Он ... (Что делает?): (ответ детей — «кукарекает»), «Значит, это не моя мама», — решил щенок и побежал дальше. По аналогии:
Курица — кудахчет. Гусь — гогочет.
Утка — крякает Кошка — мяукает.
Свинья — хрюкает Теленок — мычит.
Лошадь — ржет.
И, наконец, щенок услышал: «гав, гав, гав». Он очень обрадовался и подумал: Это моя мама (что делает?) гавкает. И кинулся навстречу к своей маме. Так и закончилась история о щенке.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С кем мы сегодня путешествовали? (Со щенком.) Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.
Подсчитываются фишки, которые выдавались детям за правильные ответы в течение занятия.
VII. Домашнее задание.
К занятию 61 (альбом 3, с. 26).
Занятие 62. Звуки Щ — Ч
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей различать звуки Щ — Ч на материале слогов, слов и предложений;
— формировать навыки словообразования;
— формировать номинативный словарь;
Коррекционно-развиваю щие:
— развивать у детей фонематический слух и восприятие;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
— развивать звонкость голоса;
коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: текст песни «Во поле береза стояла», пособие для игры «Домик», предметные картинки со звуками Щ, Ч в названии, наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные азбуки, зеркала, картинки с изображениями домашних животных.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Называние действий, которые дети выполняют сами с собой.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.