Лексико-грамматические игры.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Образование существительных множественно­го числа именительного и родительного паде­жей. Например: корова — коровы — коров и т.д.

— Образование существительных с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами. Например: овца — овечка и т.д.

— Образование сложных прилагательных. Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая. У быка острые рога. Бык какой? — ... У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — ... У кролика длинные уши. Кролик какой? — ... У лошади длинная грива. Лошадь какая? — ... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д.

— Образование притяжательных прилагатель­ных. Например: Конура собаки. Чья конура?

— Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? — ... Борода козы. Чья борода? — ... Хвост лошади. Чей хвост? — ... Морда кролика. Чья морда?

— ... Лапы кошки. Чьи лапы? — ... и т.д.

— Образование существительных с помощью суф­фикса-ищ. Например: нос — носище, лапы —..., хвост — ..., усы — ..., зубы — ..., глаза — ... .

 

 

Занятие 63. Звуки Щ — Ть

Цели:

коррекционно-образовательные:

—  учить детей различать звуки Щ — Ть на материале слогов, слов и предложений;

—  формировать словарь;

 коррекиионно-развивающие:

—  развивать у детей умение согласовывать местоимения и существительные;

—  учить дифференцировать ротовой и носовой выдох;

—  развивать звонкость голоса;

—  развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза;

—  учить координации речи с движениями;

коррекционно-воспитательная:

—  воспитывать у детей любознательность;

—  воспитывать интерес к школьным занятиям.

Оборудование: схемы слов, текст песни о школе, трафареты, картинки со звуками Щ, Ть в названии и с изображением школьных принадлежностей, разрезные азбуки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет предметы в комнате для занятий «огромным» словом (стол — столище; тетрадь — тетрадище и т.д.).

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Движения по тексту.

Будто мы лежим на травке... На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Напряженье улетело... И расслаблено все тело...Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать.

2. Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.

День стоял веселый — Осень на дворе Мы шагали в школу Утром в сентябре. Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. (С. Маршак)

3. Развитие мелкой моторики.

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимают и раз­жимают кулачки.

Наши пальчики устали. Пальчики «скачут» по столу.

Вы скачите пальчики, Указательный и средний паль-

Как солнечные зайчики. Пальцы вытянуть вверх, осталь­ные выпрямить и соединить.

4. Массаж лица.

Перед тем как идти в школу: Поглаживающие движения

Рано утром мы встаем, Мыло в руки мы берем.

Лицо мылом растираем,   Растирающие движения.

А водичкой все смываем.   Поглаживающие движения.


5.  Развитие мимических мышц.

Проснулся первого сентября Витя и испугался. Испуг.
На улице светло: «Я опоздал в школу». Огорчение.
Но видит — все еще спят. Удивление.
«Никуда я не опоздал» — обрадовался Витя. Радость.

 

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражне­ния:

— для челюсти: открыть широко рот и удержать под счет до десяти;

— для губ: «улыбка» — «рупор» («бублик»);

— для языка: «Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя); мы похлопаем губами (пя-пя-пя)»; «чашечка».

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

— Вдох через нос — выдох через нос; вдох через нос — выдох через рот; вдох через рот — выдох через рот; вдох через рот — выдох через нос.

— Голосовые упражнения: звуком А спеть один куплет знакомой песни о школе.

III . Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.

1. Объявление темы. Игра «Кого с кем поменяли местами?» (восемь картинок).

Поменяли местами теленка со щенком.

Выделение начальных звуков в этих словах. Эти два звука — Щ и Ть — гости нашего занятия, и мы будем учиться их различать.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков (см. занятия 7, 61).

3. Развитие фонематического слуха.

Задание: из предложенных картинок со звуками Щ и Ть отобрать те, в которых заданное количество звуков. (Например: с тремя звуками — тир, лещ).

4. Связь звуков и букв.

Детям раздаются трафареты. Они находят буквы Щ и Т и обводят их по контуру.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Воспроизведение слоговых рядов: ащ-ащ-ать- ащ; тю-щу-щу-тю и т.д.

— Рассмотреть картинки. Определить, какой звук в слове: Ть или Щ. Деление слов на слоги: игра «Телеграф» — «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

— Подобрать слова к заданным схемам:

— Составить предложения со словами щука, птица. Выполнить анализ данных предложе­ний. Напечатать предложения в тетрадях, после составления их из букв разрезной азбуки.

— Произнесение чистоговорок.

Ща-ща-ща — увидали мы леща.

Ещ-ещ-ещ — хвостиком махнул нам лещ.

Ать-ать-ать — надо бы его догнать.

Ща-ща-ща — будет супчик из леща.

IV. Физкультминутка.

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, приседать и вставать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Мой, моя, мои». Выделение четвертого лишнего с объяснением. Учебник, яблоко, тетрадь, пенал. — Яблоко. Ручка, карандаш, мячик, резинка. — Мячик. Логопед просит назвать предметы (на тему:

«Школьные принадлежности»), о которых можно сказать:

— «Это мой»: ранец, пенал, учитель, класс.

— «Это моя»: школа, тетрадь, ручка, линейка, кисточка.

— «Это мои»: карандаши, краски, учебники, рисун­ки.

VI. Итог занятия и оценка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этим звукам. Назовите обоб­щающее понятие: учебник, тетрадь, портфель, пенал. (Школьные принадлежности.)

VII. Домашнее задание.

К занятию 63 (альбом 3, с. 28).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.