— Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: корова — коровы — коров и т.д.
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: овца — овечка и т.д.
— Образование сложных прилагательных. Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая. У быка острые рога. Бык какой? — ... У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — ... У кролика длинные уши. Кролик какой? — ... У лошади длинная грива. Лошадь какая? — ... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д.
— Образование притяжательных прилагательных. Например: Конура собаки. Чья конура?
— Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? — ... Борода козы. Чья борода? — ... Хвост лошади. Чей хвост? — ... Морда кролика. Чья морда?
— ... Лапы кошки. Чьи лапы? — ... и т.д.
— Образование существительных с помощью суффикса-ищ. Например: нос — носище, лапы —..., хвост — ..., усы — ..., зубы — ..., глаза — ... .
Занятие 63. Звуки Щ — Ть
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей различать звуки Щ — Ть на материале слогов, слов и предложений;
— формировать словарь;
коррекиионно-развивающие:
— развивать у детей умение согласовывать местоимения и существительные;
— учить дифференцировать ротовой и носовой выдох;
— развивать звонкость голоса;
— развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза;
— учить координации речи с движениями;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей любознательность;
— воспитывать интерес к школьным занятиям.
Оборудование: схемы слов, текст песни о школе, трафареты, картинки со звуками Щ, Ть в названии и с изображением школьных принадлежностей, разрезные азбуки, тетради, карандаши, зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет предметы в комнате для занятий «огромным» словом (стол — столище; тетрадь — тетрадище и т.д.).
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Будто мы лежим на травке... На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Напряженье улетело... И расслаблено все тело...Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать.
2. Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.
День стоял веселый — Осень на дворе Мы шагали в школу Утром в сентябре. Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. (С. Маршак)
3. Развитие мелкой моторики.
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Наши пальчики устали. Пальчики «скачут» по столу.
Вы скачите пальчики, Указательный и средний паль-
Как солнечные зайчики. Пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.
4. Массаж лица.
Перед тем как идти в школу: Поглаживающие движения
Рано утром мы встаем, Мыло в руки мы берем.
Лицо мылом растираем, Растирающие движения.
А водичкой все смываем. Поглаживающие движения.
5. Развитие мимических мышц. | |
Проснулся первого сентября Витя и испугался. | Испуг. |
На улице светло: «Я опоздал в школу». | Огорчение. |
Но видит — все еще спят. | Удивление. |
«Никуда я не опоздал» — обрадовался Витя. | Радость. |
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: открыть широко рот и удержать под счет до десяти;
— для губ: «улыбка» — «рупор» («бублик»);
— для языка: «Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя); мы похлопаем губами (пя-пя-пя)»; «чашечка».
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
— Вдох через нос — выдох через нос; вдох через нос — выдох через рот; вдох через рот — выдох через рот; вдох через рот — выдох через нос.
— Голосовые упражнения: звуком А спеть один куплет знакомой песни о школе.
III . Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы. Игра «Кого с кем поменяли местами?» (восемь картинок).
Поменяли местами теленка со щенком.
Выделение начальных звуков в этих словах. Эти два звука — Щ и Ть — гости нашего занятия, и мы будем учиться их различать.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков (см. занятия 7, 61).
3. Развитие фонематического слуха.
Задание: из предложенных картинок со звуками Щ и Ть отобрать те, в которых заданное количество звуков. (Например: с тремя звуками — тир, лещ).
4. Связь звуков и букв.
Детям раздаются трафареты. Они находят буквы Щ и Т и обводят их по контуру.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Воспроизведение слоговых рядов: ащ-ащ-ать- ащ; тю-щу-щу-тю и т.д.
— Рассмотреть картинки. Определить, какой звук в слове: Ть или Щ. Деление слов на слоги: игра «Телеграф» — «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
— Подобрать слова к заданным схемам:
— Составить предложения со словами щука, птица. Выполнить анализ данных предложений. Напечатать предложения в тетрадях, после составления их из букв разрезной азбуки.
— Произнесение чистоговорок.
Ща-ща-ща — увидали мы леща.
Ещ-ещ-ещ — хвостиком махнул нам лещ.
Ать-ать-ать — надо бы его догнать.
Ща-ща-ща — будет супчик из леща.
IV. Физкультминутка.
Каждым утром перед школой
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать, приседать и вставать.
Прыгать и скакать, прыгать и скакать.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Мой, моя, мои». Выделение четвертого лишнего с объяснением. Учебник, яблоко, тетрадь, пенал. — Яблоко. Ручка, карандаш, мячик, резинка. — Мячик. Логопед просит назвать предметы (на тему:
«Школьные принадлежности»), о которых можно сказать:
— «Это мой»: ранец, пенал, учитель, класс.
— «Это моя»: школа, тетрадь, ручка, линейка, кисточка.
— «Это мои»: карандаши, краски, учебники, рисунки.
VI. Итог занятия и оценка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этим звукам. Назовите обобщающее понятие: учебник, тетрадь, портфель, пенал. (Школьные принадлежности.)
VII. Домашнее задание.
К занятию 63 (альбом 3, с. 28).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.