— Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
— Голосовые упражнения: «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Сегодня мы познакомимся со звуком Рь и будем следить за правильным произношением этого звука.
2. Акустико-артикуляционный образ звука. Характеристика артикуляции.
Губы в улыбке или занимают положение последующего гласного. Кончик языка поднят к альвеолам и дрожит под напором сильной воздушной струи. Спинка языка приподнята. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Звук Рь — согласный, мягкий, звонкий.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Рыболовы».
Дети по очереди магнитной удочкой «вылавливают» из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.
4. Связь звука и буквы.
Выкладывание буквы Р из мелких предметов. Отыскивание в разрезных азбуках.
5. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Повторение (вслед за логопедом) слоговых рядов:
ре-ри-ря-рю рю-ря-ри-ре ря-ри-ре-рю и т.д.
— Игра «Договори слово». Звона... ( рь) слеса...(рь) Коса...(рь) писа...(рь) Врата... (рь) паха... (рь) Лека... (рь) секрета... (рь)
— Звуковой анализ слов писарь, пахарь (с предварительным объяснением лексического значения этих слов). Выкладывание из цветных фишек схем. Деление слов на слоги, с выделением ударного слога.
— Составление небольших предложений. (Например: «Мама варит рис».) Анализ этих предложений. Запись графической схемы. Выкладывание из букв разрезной азбуки. Печать в тетрадях.
IV Физкультминутка. | |
Наивысший пилотаж Мам покажет экипаж. В поднебесье самолет Детям крылышком махнет. Посчитаем, сколько раз Поприветствует он нас. | Со звуком у-у-у-у дети выполняют наклоны влево и вправо с вытянутыми в стороны руками (5—7 раз в каждую сторону). |
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Кто где работает?» (с опорой на сюжетные картинки).
Дети рассматривают картинки и рассказывают, кто где работает.
В аптеке работает аптекарь. Траву косит косарь. В колокола звонит звонарь. В библиотеке работает библиотекарь. В воротах стоит вратарь. Землю пашет пахарь. У станка работает слесарь. Директору помогает секретарь. Виноград выращивает виноградарь.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука Рь, подробно опишите его артикуляцию.
Какие профессии вы запомнили?
VII. Домашнее задание.
К занятию 54 (альбом 3, с. 16—17).
VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 14; апрель, 2 неделя).
Фонетические игры.
— Подобрать слова, в которых звук Р находится в начале слова (из предложенных картинок).
— Подобрать слова, в которых звук Рь находится в конце слова (из предложенных картинок).
— Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком Р — хлопаем, со звуком Рь — топаем.
— Звуковой анализ слов типа рюмка, рамка с выкладыванием графических схем.
— Повторение слоговых рядов: ра-ра-ра-ря, ря- ра-ря-ра и т.д.
— Игра «Скажи наоборот». Ра-ра-ра-ра — ря-ря- ря-ря. Ро-ро-ро-ро — ... Ру-ру-ру-ру — ... Ры- ры-ры-ры — ...
2. Лексико-грамматические игры.
— Игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду....
— Игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик-).
Кто носит багаж? — Носильщик.
Кто сваривает трубы? — Сварщик.
Кто вставляет стекла? — Стекольщик.
Кто работает на кране? — Крановщик.
Кто кладет камни? — Каменщик.
Кто чинит часы? — Часовщик.
Кто точит ножи? — Точильщик.
Кто кроит платье? — Закройщик.
- Игра «Назови женские профессии» (словообразование).
Ткач — ткачиха повар — ...
Воспитатель — ... учитель — ...
Художник — ... продавец — ...
Певец — ... летчик — ...
Пианист — ... скрипач — ...
- Игра «Почему так назвали?» (сложные слова).
Рыболов — ловит рыбу. Пчеловод — .... Землекоп — .... Лесоруб — .... Трубочист — ....
- Игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных). Маляр — кистью, землекоп — дворник — ....
Занятие 55. Звуки Р — Рь
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Р — Рь;
— формировать навыки словообразования;
— формировать словарь прилагательных; коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Р — Рь в слогах, словах и предложениях;
— учить координировать речь с движениями;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать дыхание и голос;
— развивать навыки звуко-буквенного анализа;
— закреплять навыки ориентации на листе бумаги; коррекционно-воспитательная:
— воспитывать наблюдательность и навыки культурного поведения в собственном доме (квартире).
Оборудование: дидактическое пособие к игре «Новоселье» и игре «Назови какой дом», картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Рь, набор картинок для игры «Угадай-ка», тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит профессии, о которых говорили на прошлом занятии.
II. Развитие общей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Общее расслабление.
Мы готовимся к рекорду, | Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч. |
Будем заниматься спортом. | Наклониться вперед. |
Штангу с пола поднимаем... | Распрямиться. |
Крепко держим... И бросаем. Наши мышцы не устали И еще послушней стали! | Далее по тексту. |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.