Лексико-грамматические игры.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Выучить стихотворение.

О чем мечтает садовод? В его мечтах весь мир цветет И люди, глядя на цветы, Становятся добрей. Пусть эти славные мечты Исполнятся скорей. (Е. Серова)

— Прослушать стихотворение «Цветы» и назвать цветы, которые запомнил (на каждый цветок загибать палец).

Колокольчик и левкой, Георгин, шар золотой, Василек, ромашка, астры, Ландыш с запахом прекрасным, Мак, тюльпан, табак душистый, Одуванчик золотистый, Роза, мальва и ирис, Незабудка и нарцисс, Хорошо запомни ты, Как называются цветы.

— Составить предложения и пересказать получив­шийся рассказ. Нарисовать к нему картинку.

В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля. Ягоды, на, кусты, висеть, мали­на, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под, сидеть, береза, еж. В, лес, хоро­шо!

— Нарисовать картинку на тему «Лес — наше богатство. Береги лес».

 

Занятие 51. Звуки Ц — С

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о механизме образования звуков Ц — С с опорой на различные виды контроля;

— формировать и расширять словарный запас.

коррекционно-развивающие:

— учить дифференцировать звуки в слогах, сло­вах, предложениях;

— развивать навыки звуко-буквенного анализа;

— выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок;

— учить координировать речь с движениями;

— развивать дыхание и голос;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: тетради, карандаши, разрезные азбуки, карта России, предметные картинки, в названии которых есть звуки Ц, С.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто подберет родственные слова к слову «цветок».

II. Развитие общей. мелкой и артикуляционной мото­рики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Движения по тексту.

Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем... Загорели! Опускаем!

 Ноги не напряжены И расслаблены.

2. Развитие общей моторики.

Поезжай за моря-океаны, «Едут».
Надо всею Землей пролети: «Летят».
Есть на свете различные страны, Разводят руки в стороны.
Но такой, как у нас, не найти. Отрицательно качают головой.
Глубоки наши светлые воды, Приседают.
Широка и привольна земля, Встают. Руки в стороны.
И гремят, не смолкая, заводы, «Стучат» руками перед собой.
И шумят, расцветая поля... (М. Исаковский) Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

 

3. Развитие мелкой моторики.

Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Загибают по одному пальчи­ку на обеих руках.
Есть и клены, и дубы, Пальцы на обеих руках изоб­ражают «ветки» — сходят­ся, расходятся.
А какие есть грибы! «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).
А еще пекут в печи Хлопают. То одна рука свер­ху, то другая.
Вот такие калачи. «Калачи».

 

4. Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц. Опосредованная гимнастика.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражне­ния:

— для челюсти: движение челюстью вправо- влево; резко опустить челюсть вниз;

— для губ: покусать нижнюю губу; покусать верх­нюю губу; «улыбка» (зубы обнажены);

— для языка: «лопаточка»; сильно подуть на «лопаточку», чтобы язык завибрировал.

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

См. предыдущее занятие.

III. Развитие произношения и упражнения по обучению грамоте.

1. Объявление темы. Игра «Найди общий звук».

Столица, Россия, Москва. — С. Центр, цыпленок, абзац, циркуль. — Ц. Эти два звука мы будем учиться различать и сле­дить за их правильным произношением.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Дается в сравнительном аспекте (см. предыду­щие занятия).

3. Развитие фонематического слуха.

Дети делятся на две команды. Одна отбира­ет картинки со звуком Ц, вторая со звуком — С. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.

4. Связь звуков и букв.

Отыскать буквы в разрезных азбуках (без образ­ца). Напечатать в тетрадях.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Повторить цепочки слогов: са-ца-са-ца; ца-са- са-ца и т.д.

— Выделить последнюю букву в словах (слова напечатаны на доске) и составить из них слова:

Огурец, муха, сноп, укол, вишня. (Цапля.) Покос, паста, дуб, сокол, Аня. (Сабля.) Напечатать их в тетрадях.

— Поделить слова на слоги и выделить ударный слог. Написать на карточке цифру, которой соответствует номер ударного слога.

— Составить предложения со словами: страна, столица. Анализ предложений. Графические схемы.

~ Произносить чистоговорки.

Са-са-са — вот летит оса. Су-су-су — не боюсь осу. Ца-ца-ца — вот идет овца. Цу-цу-цу — прогоню овцу.


IV. Физкультминутка.

Мы теперь канатоходцы, Сколько можем простоять? 1, 2, 3, 4, 5.

Ну, а если силы взвесить, Можно дольше продержаться, 6, 7, 8, 9, 10.

Это без пяти пятнадцать.

Стойка «египетский шаг». Исходная пози­ция: стоя, ноги на одной линии, носок левой ноги упирается в пятку пра­вой.


V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

На доске висит карта России. Логопед зада­ет вопросы: «Как называется наша страна? Назовите главный город нашей страны — столи­цу. Как называется наш родной город (деревня, поселок)? Подберите слова-признаки, которые характеризуют нашу Родину. (Огромная, люби­мая, прекрасная, единственная, богатая, могу­чая, бескрайняя.) Что нужно делать для того, чтобы она оставалась такой? (Любить, беречь, охранять, сохранять ее богатства.)»

— Игра «Скажи по-другому». Страна — государство.

Родина — Отечество, Отчизна, Отчий дом.

VI. Итог занятия и оценка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этих звуков. Как называется наша Родина? Назовите столицу нашей Родины.

VII. Домашнее задание.



К занятию 51 (альбом 3, с. 11—12).



Занятие 52. Буква Ю

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о букве Ю;

— формировать словарь;

 коррекционно-развивающие:

— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать дыхание и голос;

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать чувство любви к Родине;

— воспитывать чувство гордости за то, что явля­ешься гражданином России.

Оборудование: символика российского государс­тва, тетради, карандаши, предметные картинки, разрезные азбуки, схемы предложений, зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Воспроизведение слоговых рядов (на усмотре­ние логопеда).

II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление (см. занятие 51).

2. Развитие общей моторики (см. занятие 51).

3. Развитие мелкой моторики (см. занятие 51).

4. Массаж лица (см. занятие 51).

5. Развитие мимических мышц (см. занятие 51).

6. Развитие артикуляционной моторики (см. заня­тие 51).

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

— Дифференциация ротового и носового выдо­ха.


ЭУ

Голосовые упражнения: повышение и пониже­ние голоса при произнесении сочетаний из двух звуков.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся с буквой Ю.

2. Знакомство с буквой Ю.

Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась буква Ю. (А. Шибаев) Дети находят букву в разрезных азбуках.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.