Звук Ж — см. занятие 44.
Звук Ш — губы вытянуты рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; язык в форме чашечки; по середине языка идет теплая воздушная струя.
— Звук Ш —
согласный, твердый, глухой, шипящий. Развитие фонематического слуха.
Придумать слова со звуками Ж, Ш, количество
звуков в которых будет равно трем (например: жар,
шар).
Связь звуков и букв.
Дети «пишут» буквы Ж, Ш пальчиком в воздухе.
Выкладывают их из счетных палочек.
2. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Закончи слово». Закончить слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно. Каранда...(ши) Камы... (ши) Экипа... (жи) Гара...(жи) Эта...(жи) Детены...(ши)
— Рассмотреть и назвать предметныо картинки, выставленные на доске. Поделить слова (из 2 и 4 слогов) на слоги: разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
— Игра «Воздушные шары». На картинке изображены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагаем я украсить воздушные шары, выбран h i pa щлточного материала соответствующие картинки: Шуре — со звуком Ш, Жене — со звуком Ж.
— Составить предложения, в i о< ian коюрых входили бы пары слов: Шура mi/к; Женя — шапка.
— Анализ составленных предложений. Запись графической схемы.
— Звонко, громко повтори!
Вот от ножек и до ушек
Моет Женю жаркий душик,
И макушку и живот
Жене душ водой польет. (И. Лопухина)
IV. Физкультминутка.
Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп. | Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это бесшумно. |
Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно. | Легкие и быстрые прыжки на месте сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой. На ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны. |
V. Уп ражнения по развитию лексико-граммати че ской стороны речи.
— Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? на тему «Весна». Тает (что?) — ... Появляются — (кто?) ... Греет — ... распускаются — ... Бегут — ...
Покрываются листьями — ... Зеленеют — ... Цветут — ...
— Образовать относительные прилагательные и подобрать предметы к ним. Например: Весна — весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.
Март — ...
Апрель — ...
Май — ...
VI. Итог занятия и оценка работ ы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Почему звук Ш — глухой, а звук Ж — звонкий?
Назовите отличительные признаки весны.
VI/. Домашнее задание.
К занятию 45 (альбом 3, с. 4).
Занятие 46. Звуки Ш — Ж — С — 3
Цели:
коррек ц ионно-образоват е льн ые:
— учить детей различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;
— формировать навыки словообразования;
коррекционно-развива ющие:
— учить детей дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений;
— развивать фонематические процессы;
— развивать навыки звуко-буквенного анализа;
— выполнять упражнения на предупреждение дисграфии;
— работать над развитием дыхания и голоса;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей интерес к различным профессиям.
Оборудование: предметные картинки, дидактическое пособие к игре «Лото», тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем, зеркала.
Ход занятия
/. Ор ганизационный момент.
Повторить вслед за логопедом слоги: жа-ша-жа,
жу-шу-жу, ши-ши-жа-жу и т.д.
II. Р азвитие обшей, мелкой и артикуляционной м оторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
Развитие общей моторики.
Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? | Исходная позиция: стоя. Дети пожимают плечами. |
Для кого расцвел весенний, Первый мартовский цветок? | Руки над головой изображают «цветок». |
Для кого, для кого? Догадайтесь сами! | Руки на поясе. |
И пирог, и цветок | Руки перед собой, затем «цветок» над головой. |
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) | «Дарят» воображаемой маме. |
Солнышко-ведрышко. Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще маленьких ребят. (Народная песенка) |
Общее расслабление.
3. Развитие мелкой моторики. «Помощники». Выполнение движений пальцами по тексту.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет.
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайтесь, детвора,
Маме помогать пора.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 291.