Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Звук Ж — см. занятие 44.

Звук Ш — губы вытянуты рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам; язык в форме чашечки; по середине языка идет теплая воздуш­ная струя.

— Звук Ш —

согласный, твердый, глухой, шипя­щий. Развитие фонематического слуха.

Придумать слова со звуками Ж, Ш, количество

звуков в которых будет равно трем (например: жар,

шар).

Связь звуков и букв.

Дети «пишут» буквы Ж, Ш пальчиком в воздухе.

Выкладывают их из счетных палочек.

2. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Игра «Закончи слово». Закончить слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно. Каранда...(ши)  Камы... (ши) Экипа... (жи) Гара...(жи) Эта...(жи) Детены...(ши)

— Рассмотреть и назвать предметныо картинки, выставленные на доске. Поделить слова (из 2 и 4 слогов) на слоги: разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове, подпи­сать, назвать каждый слог.

— Игра «Воздушные шары». На картинке изоб­ражены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагаем я укра­сить воздушные шары, выбран h i pa щлточного материала соответствующие картинки: Шуре — со звуком Ш, Жене — со звуком Ж.

— Составить предложения, в i о< ian коюрых вхо­дили бы пары слов: Шура mi/к; Женя — шапка.

— Анализ составленных предложений. Запись графической схемы.

— Звонко, громко повтори!

Вот от ножек и до ушек

Моет Женю жаркий душик,

И макушку и живот

Жене душ водой польет. (И. Лопухина)

IV. Физкультминутка.

Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп. Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это бес­шумно.
Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно. Легкие и быстрые прыж­ки на месте сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо припод­нятой головой. На ходу «кошки» слегка покачива­ются в стороны.

V. Уп ражнения по развитию лексико-граммати че ской стороны речи.

— Придумать как можно больше слов, отвечаю­щих на вопрос кто? или что? на тему «Весна». Тает (что?) — ... Появляются — (кто?) ... Греет — ... распускаются — ... Бегут — ...

Покрываются листьями — ... Зеленеют — ... Цветут — ...


— Образовать относительные прилагательные и подобрать предметы к ним. Например: Весна — весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.

Март — ...

Апрель — ...

Май — ...


VI. Итог занятия и оценка работ ы детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Почему звук Ш — глухой, а звук Ж — звонкий?

Назовите отличительные признаки весны.

VI/. Домашнее задание.

К занятию 45 (альбом 3, с. 4).

Занятие 46. Звуки Ш — Ж — С — 3

Цели:

коррек ц ионно-образоват е льн ые:

— учить детей различать звуки по артикуляцион­ным и акустическим признакам;

— формировать навыки словообразования;

коррекционно-развива ющие:

— учить детей дифференцировать звуки на мате­риале слогов, слов и предложений;

— развивать фонематические процессы;

— развивать навыки звуко-буквенного анализа;

— выполнять упражнения на предупреждение дисграфии;

— работать над развитием дыхания и голоса;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательная:

 — воспитывать у детей интерес к различным про­фессиям.

Оборудование: предметные картинки, дидактичес­кое пособие к игре «Лото», тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем, зеркала.

Ход занятия

/. Ор ганизационный момент.

Повторить вслед за логопедом слоги: жа-ша-жа,

жу-шу-жу, ши-ши-жа-жу и т.д.

II. Р азвитие обшей, мелкой и артикуляционной м оторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Развитие общей моторики.

Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? Исходная позиция: стоя. Дети пожимают плечами.
Для кого расцвел весенний, Первый мартовский цветок? Руки над головой изобра­жают «цветок».
Для кого, для кого? Догадайтесь сами! Руки на поясе.
И пирог, и цветок Руки перед собой, затем «цветок» над головой.
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) «Дарят» воображаемой маме.
Солнышко-ведрышко. Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще маленьких ребят. (Народная песенка)
Дети сидят в расслаблен­ной позе и подставляют лицо «солнышку».  

Общее расслабление.

 

 

3. Развитие мелкой моторики. «Помощники». Выполнение движений пальцами по тексту.

Вот помощники мои,

 Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул,

 Этот пальчик уж уснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайтесь, детвора,

Маме помогать пора.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 291.