Современная теория рекламы оперирует различными методиками развития творческих способностей, разработанных, по большей части, психологами. Тем не менее, в большей или меньшей степени все эти методики оказываются спорными, так как сам момент рождения нового по-прежнему остается сферой интуитивного познания. Более того, большинство этих техник ссылаются на природные способности креатора, позволяющие из недр подсознания вычленять фантасмагорические образы, которые затем необходимо адоптировать к узкоспециальным задачам рекламы. Однако, если принимать подобное утверждение за данность, оказывается невозможным задавать какие-либо рамки (временные, финансовые и др.) процессу творчества. В индустрии рекламы это практически невозможно: бриф всегда диктует сроки выполнения заказа, цели и задачи разрабатываемой кампании, бюджет для реализации идеи. Поэтому базовую модель творческого процесса в отношении рекламного креатива необходимо корректировать.
Итак, общая схема разработки рекламной идеи:
1. Подготовительный этап.
Прежде, чем заняться разработкой собственно рекламного продукта, необходимо провести изучение соответствующего рыночного сегмента, определить и изучить целевую аудиторию. Далее производится позиционирование ТМ. Главная роль позиции торговой марки как основной составляющей рекламной идеи – в грамотном вычленении из массива доступной информации той части, которая обеспечит эффективную реализацию продукции. Именно так формируется фундамент эффективной творческой стратегии бренда. И в этом суть подготовительной стадии поиска рекламной идеи.
2. Концентрация
Предписанное общей моделью творческого мышления «сосредоточение умственных усилий на системе фактов» в контексте креативной стратегии проектирования творческой идеи необходимо характеризовать более подробно. Концентрация на системе фактов, определяемая заявлением о позиции торговой марки – непременная движущая сила творческого поиска. Перевод вербального описания рекламной стратегии на художественный язык образов, символов, метафор требует полного сосредоточения, что само по себе уже составляет некоторые временные издержки. Именно необходимостью сведения таких затрат к минимуму обусловлена необходимость конкретизации данной стадии поиска идеи.
Важная отличительная черта этапа концентрации состоит в необходимости подключения подсознательного опыта исполнителей. Креативное мышление питается яркими впечатлениями, занимательными событиями, поведенческими клише и другими типичными и необычайными фактами, неизменно присутствующими на различных уровнях памяти.
Если функции по разработке рекламной идеи заказчик предполагает доверить подрядчику, то именно на данной стадии производится выбор между рекламными агентствами, креативными группами и дизайнерскими бюро. В таком случае разработчику передается в письменном виде заявление о позиции торговой марки, на основании которого совместно (заказчиком и исполнителем) составляется бриф (то есть задание на разработку рекламной идеи). Таким образом, поиск идеи предполагает разностороннее изучение объекта рекламы.
Итак, период концентрации – наиболее короткий по продолжительности этап, суть которого состоит в ознакомлении участников процесса с рекламной стратегией и сосредоточении на проблеме кодирования позиции торговой марки в художественную систему символов. В то же время это самый тонкий и уязвимый этап: эффективность концентрации в значительной степени зависит от внешних условий среды, прямо и косвенно воздействующей на агентов проектирования (менеджеров, креаторов, дизайнеров).
В отличие от базовой модели творческого процесса, здесь не следует ожидать наплыва идей как итогового результата. В такой период только начинают появляться отдельные ассоциации, развитие которых до уровня креативной идеи является задачей уже следующей ступени. Цель же данного этапа – ознакомление всех участников креативного поиска с сущностью рекламной стратегии предприятия, последующее сосредоточение их на проблеме создания или репозиционирования имиджа.
Форма данного этапа предстает преимущественно в управленческой работе по организации креативного процесса (выбор группы исполнителей, создание оптимальных условий для продуктивной работы). Сложность в том, чтобы обеспечить креативной группе оптимальные условия, которые оцениваются разными исполнителями субъективно.
3. Инкубация идей
Если общая модель разработки идей описывает представленную стадию как подсознательную работу, то креативная стратегия должна зафиксировать вербальные процедуры вычленения стилистических решений фирменной атрибутики.
Цель инкубации рекламной идеи состоит в определении темы рекламной кампании (творческой стратегии) ТМ.
Тема рекламной кампании – концептуальное направление коммуникации с целевой аудиторией, харизматическое определение поведения ТМ и т.д. Обычно представляется в виде сюжета, развития некоего действия в нескольких вариантах или временных серийных отрезках.
Возникающие на данной ступени идеи сначала принимают вид метафоры, определения, гиперболы, сравнения, олицетворения, аргументации в пользу характеристик объекта рекламы. Затем отдельные картинки как бы оживают, начинают взаимодействовать, тем самым давая толчок к новым ассоциативно возникающим идеям. В тот момент, когда сложившийся сюжет начинает жить собственной жизнью, сам предлагает различные варианты развития основной линии – оформляются варианты, так называемые рекламные темы.
Основой для проведения процедуры «инкубации идей» является заявление о позиции торговой марки, процесс же концентрации креативного мышления служит своеобразным связующим проводником к итоговому составлению концептуального направления коммуникации с целевой аудиторией.
Вербализация эффективного имиджа приводит к определению стилистики коммуникации с потребителем, уровня сложности комплекта фирменных атрибутов. Определенная степень сложности задает уровень выразительности, то есть степень достаточной иллюстративности будущего материала. При этом взаимосвязь между указанными критериями прямо пропорциональна.
Здесь на помощь приходят разнообразные методики творческого мышления. Несмотря на все их многообразие, профессиональные креаторы всегда самостоятельно вырабатывают собственный алгоритм действий, который чаще всего сочетает модификации различных креативных приемов (например, весьма эффективно комбинировать мозговой штурм и ассоциативный метод) и актов медитации.
Затем могут появляться отдельные графические или текстовые наброски, символьные атрибуты, которые на последующей стадии будут самоустраняться или сводиться в систему. Такие формы следует сгруппировать методом установления логических взаимосвязей между различными ассоциативными характеристиками. В числе составленных комплектов выделяются консервативные и демократичные, яркие и «серые».
4. Просветление
Данная стадия характеризуется ускорением творческого процесса. Волновая цикличность процесса генерирования идей набирает амплитуду. Пики умственной активности соответствуют появлению идей, спады – возвращению к изучению итоговых показателей предыдущих стадий.
Цель данной ступени состоит в выявлении эффективной темы рекламной кампании, отражающей позицию торговой марки выразительными художественными средствами.
Среди первых идей профессиональный взгляд специалиста по рекламе легко выявляет достойные, интересные. Таким образом осуществляется первичный отбор. Формулирование причин несоответствия идей позволяет генерировать новые варианты. Такими причинами на данной стадии могут быть несоответствие схемы построения, общего настроения сюжета, подтверждение существования подобного. Вариации тем, прошедших критическую оценку на соответствие современному уровню рекламы, должны быть подвергнуты качественной оценке на оригинальность, органичность, привлекательность. Впоследствии новые варианты также подвергаются первичной оценке и включаются в дальнейшую проработку.
Интересная тема нуждается в «доводке» ее представления до стилистически интересной формы (наработка и композиционное построение графического, видео-, аудиоматериала).
Идеальный итог данной стадии – завершение разработки двух-трех равнозначных (по критериям оригинальности, органичности, адекватности, привлекательности и степени сложности), но различных по сюжету и художественной стилизации коммуникативных идей для рекламы.
5. Заключительный анализ и представление проекта
Исследование результатов креативного мышления на уровне логического анализа. Данный этап предполагает проведение заключительной оценки идеи на примерах отдельных проектов (видеоролик, аудиоспот, фирменный стиль, макеты наружной рекламы и др.) на соответствие необходимому уровню выразительности, универсальности, гибкости и адекватности.
При разработке значимых коммуникационных материалов (имен брендов, слоганов и т.д.) проблема выбора из множества наработанных вариантов стоит особенно остро. Дополнительная сложность возникает из-за невозможности сопоставления принципиально разных проектов, соответствующих поставленным задачам. Какой критерий важнее для конкретной целевой группы при выборе данного товара? Общепринятых критериев оценки рекламных материалов на сегодняшний день не известно. Различные творческие группы подходят к вопросу выбора лучшего варианта по-разному. На заключительном этапе разработки идеи первостепенную важность имеет понимание всеми участниками процесса сущности самой проблемы рекламных материалов. Такая сущность состоит не в том, чтобы выбрать лучший вариант. Но в том, чтобы предугадать вариант, наиболее эффективно отождествляющий заданные цели коммуникации с конкретной целевой аудиторией.
Завершение творческого процесса – тестирование рекламных разработок среди представителей целевой аудитории и представление результатов на заключение о принятии заказчику.
Выбор и оценка идеи
при разработке значимых коммуникационных материалов (имен брендов, слоганов и т.д.) проблема выбора из множества наработанных вариантов стоит особенно остро. Дополнительную сложность возникает из-за невозможности сопоставления принципиально разных проектов, соответствующих поставленным задачам. Какой критерий важнее для конкретной целевой группы при выборе данного товара? Общепринятых в профессиональной деятельсноти критериев оценки рекламных материалов на сегодняшний день не известно. Различные творческие группы подходят к вопросу выбора лучшего варианта по-разному. Основной принцип такого выбора состоит в том, чтобы предугадать рекламоспособный вариант, наиболее эффективно отождествляющий заданные цели коммуникации с конкретной целевой аудиторией.
В психологии известна методика тестирования образцов, называемая «Q-сортировка» (предложена в 1953 г. В. Стефенсоном). При выборе вариантов рекламной продукции Q-сортировка проводится в двух вариантах:
Вариант 1 (до 20 вариантов):
Респонденту предлагается набор вариантов на карточке «лицом в низ». Респондент должен взять две первые карточки и выбрать из них тот вариант, который ему нравится больше. Отложив худший вариант, он должен взять следующую карточку, и повторно провести выбор, и далее последовательно перебрать все варианты. В результате оставшийся в руках вариант при последнем попарном сравнении считается «лучшим». Для определения «второго» и последующего мест процедуру следует повторять до тех пор, пока респондент не откажется от дальнейшего выполнения процедуры (обычная мотивировка: «остальные вообще не подходят»). В соответствии с результатами выбора присваиваются ранговые значения по каждому респонденту, предпочтительно в обратном порядке (лучшее значение – 10, следующее – 9, худшее – 1; при более чем 10 выборах последним выборам всем присваивается значение 1).
Вариант 2 (при числе вариантов более 20):
На первом этапе респондент раскладывает предложенные варианты на две-три группы: 1 – «подходят», 2 – «не подходят» (третью стопу могут составлять варианты, которые респондент затрудняется отнести к другим группам). Если при первом распределении в группе «подходят» остается больше 10-12 позиций, то эту группу респонденту предлагается разделить еще раз по принципу «точно подходят» – «возможно, подходят». После выделения «подходящих» вариантов респондент должен провести прямое ранжирование, отсортировав варианты и от лучшего к худшему. В соответствии с результатами выбора присваиваются ранговые значения по каждому респонденту, предпочтительно в обратном порядке (лучшее значение – 10, следующее – 9, худшее – 1; при более чем 10 выборах последним выборам всем присваивается значение)28.
При проведении Q-сортировки репрезентативной считается выборка 30-60 человек. При включении в целевую группу мужчин и женщин необходимо формирование двух подвыборок. Оценка рекламных разработок производится на всех этапах проектирования и по завершении производства, как среди представителей целевой аудитории, так и у представителей заказчика, влияющих на принятие решения о распространении рекламы.
Таким образом, тестирование и представление образцов разработанной идеи становится не менее важной и трудоемкой задачей для творческой группы. Поэтому зачастую при оценке рекламных разработок применяется метод экспертных оценок среди практиков рекламного бизнеса. Отметим, что такой подход используется и в конкурсном отборе рекламных фестивалей различных уровней.
Каковы же критерии экспертной оценки творческого замысла рекламы? Что следует понимать под эффективностью творческой идеи?
Если смотреть с точки зрения бизнеса в целом, то целью любого бизнеса является прибыль, которая возникает, если достаточное количество представителей аудитории совершат определенные действия (купят товар, воспользуются услугой, заключат договор).
В этом случае цель рекламы можно описать как такое изменение отношения целевых аудиторий к объекту рекламы, которое с наибольшей степенью вероятности вызовет ожидаемые действия. То есть можно определить, что целью рекламы может являться изменение отношения и, следовательно, поведения.
Обратимся к технологии по оценке эффективности рекламы как креативного продукта. Для наглядности представим модель: плоскость, на которой точкой А обозначено сегодняшнее отношение целевых аудиторий к объекту рекламы, точкой В – желаемое отношение, которое позволит достичь целей бизнеса заказчика (очевидно, что это – максимально упрощенная модель и она может показать только общие тенденции). Соответственно, на модели мы можем нарисовать наиболее короткий путь к достижению цели (прямая линия между точками А и В). Это – некая идеальная модель, которая практически не встречается в реальной жизни. И конечно, если говорить об эффективности, то наиболее эффективна та реклама, которая ведет к результату кратчайшим путем.
Для того чтобы желаемый результат был достигнут, необходимо проводить исследование целевых аудиторий. Еще в 50-х годах ХХ века Д. Траут и Э. Райс очень точно сформулировали это: «Надо начинать не с себя, а с образа жизни и желаний потенциальных покупателей»29. Таким образом, творческая стратегия всегда должна быть основана на позиции торговой марки и в полной мере соответствовать ей.
Только после составления позиции марки и ознакомления с ней специалистами творческой группы, которые владеют технологиями работы с психологией целевых аудиторий, смогут продумать концепцию подачи рекламы, или концепцию создания имиджа, или разработать тот уникальный и эффективный креатив, который западет в сердца целевых аудиторий и изменит отношение их представителей в нужном направлении. Иногда такая максимально эффективная концепция или идея будет предполагать масштабные акции, иногда – создание креатива, который будут обсуждать и который станет заметным событием в жизни рекламного рынка, иногда это будет концепция серии слухов, иногда будет предполагать размещение простых рекламных объявлений, иногда – серию PR-мероприятий. Все варианты приемлемы, если они ведут к результату.
Но идеальные ситуации бывают редко, поэтому все предложения удобно рассматривать следующим образом (вернемся снова к виртуальному рисунку, моделирующему процесс) – меняет ли предлагаемый вариант отношение аудиторий в направлении результата. Конечно, это динамическая модель, на которой мы обозначили рекламные воздействия векторами; направление векторов зависит от нашего знания мышления целевых аудиторий. Как оценить креатив?
Владение деталями мышления целевых аудиторий позволяет давать оценку эффективности креатива. Важно все время помнить, что главное в любой идее – это не сама идея как таковая с чьей-то точки зрения, а то, что она может изменить в мышлении целевых аудиторий. Люди покупают не товары, а исполнение своих желаний, планов, решение проблем, будущее, мечты, стиль жизни. И чем лучше мы знаем и понимаем целевую аудиторию, тем более точно мы можем не только создать эффективный креатив, но и тем более точно оценить его работу.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире, и многие изменения мы сами планировать не можем. Тем не менее, от этих изменений зависят жизнь, бизнес и, соответственно, реклама. Рекламное воздействие нельзя спрогнозировать на 100%, мы не можем достоверно планировать действия конкурентов и других участников рынка, политические и социальные изменения. Именно поэтому в разработке и оценке рекламы (особенно предварительной оценке рекламных предложений) необходимо понимать и видеть общее направление и интенсивность изменений, а не пытаться спрогнозировать математически точный результат. И также нельзя питать слишком больших надежд на единожды прекрасно разработанную рекламу. Изменения в обществе все время требуют новых рекламных решений, новых подходов, нового креатива. Для того чтобы управлять рекламным воздействием, необходимо регулярно исследовать целевые аудитории и обновленными методами воздействия поддерживать нужное отношение. Будущее – за теми топ-менеджерами, которые не просто следуют за изменениями, а создают системы, чтобы этими изменениями управлять.
Кроме того, чтобы говорить об эффективности рекламы и о том, как сделать рекламу успешной, сначала следует описать сегодняшний рынок рекламы, показать его проблемы и противоречия, и только после этого говорить о вариантах решения проблем, достижении результатов и эффективности или неэффективности креатива. Часто встречающиеся проблемы можно разделить на четыре типа:
1) проблемы недостаточного взаимопонимания, возникающие в процессе взаимодействия между агентством и заказчиком;
2) организационная неготовность агентств не только к устранению глубинных причин проблем заказчиков, но и к решению поверхностных (ситуационных) проблем, в том числе и своих собственных;
3) организационная и психологическая неготовность заказчиков к решению проблем;
4) недостаточный профессиональный (в области креатива, PR, имиджа) уровень образования участников рынка.
Проявления перечисленных проблем могут быть различными. Заказчики рекламы жалуются, что агентства их не понимают. Рекламисты – что у заказчика внутри его фирмы нет единого понимания и подхода к рекламе, есть множество различных мнений топ-менеджеров, каждый из которых, будучи профессионалом в своем деле, имеет отличное от других представление о том, что нужно его фирме. Очень часто заказчики рекламы не могут сформулировать техническое задание агентству, говоря, что реклама должна понравиться им, понравиться руководству и увеличить продажи, но конкретизировать все эти позиции не могут. Наиболее часто встречающаяся причина появления проблем – отсутствие в начале работы четко сформулированных критериев ее оценки или нерешенные разногласия в этом вопросе между агентством и заказчиком.
Также как сущность рекламного креатива отличается от художественного творчества, рекламный продукт отличается от произведения искусства. Реклама существует для того, чтобы служить сугубо прикладным целям маркетинга. Рекламные идеи нацелены в первую очередь на продажу и лишь затем претендуют на художественную ценность. На этих особенностях и основываются критерии оценки творческих стратегий:
1) отсутствие «эффекта вампира» – реклама должна способствовать эффективному восприятию основного сообщения о выгодах ТМ, а не занимать все внимание безраздельно;
2) соответствие позиции ТМ – многие творческие решения рекламы могут эффектно демонстрировать продукт, но лишь единицы из них отражают реальное торговое предложение марки, не допуская лишних ассоциаций. То есть творческая стратегия должна быть достаточно проработанной и представлять собой единое целое;
3) новизна – реклама обладает новизной, если она демонстрирует новые концепции, стили, способы и формы рекламы;
4) универсальность – творческая стратегия, построенная на хорошей идее, способна воплощаться в различных средствах, форматах. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация;
5) оригинальность – наиболее общая характеристика для оценки продукта интеллектуального творчества. С практической точки зрения, творческая стратегия считается оригинальной, если подобной ей нет среди уже известных в данной товарной категории;
6) гибкость – обладая этим качеством, творческая стратегия дает новый взгляд на марку. С течением времени она может модифицироваться, чтобы соответствовать новейшим требованиям рынка;
7) эффективность – рекламное творчество должно служить маркетинговым целям ТМ;
8) адекватность – выражается в достаточности идеи, на которой построена вся творческая стратегия. Стратегия адекватна, если отвечает степени сложности поставленных заявлением о позиции ТМ задач;
9) ценность – любая идея, применимая к решению даже некоторых проблем, обладает определенной ценностью. Чем шире круг решаемых с ее помощью задач и чем они сложнее, тем выше ценность всей творческой стратегии марки;
10) привлекательность – идея обладает привлекательностью, если она обращает на себя внимание целевой аудитории. В дополнение к пониманию коммуникативного сообщения творческая стратегия может также вызывать удивление, радость и готовность принять ее безоговорочно;
11) степень сложности – творческая стратегия должна соответствовать интеллектуальному уровню целевых потребителей;
12) изящество – проявляется в способе изложения идеи. Изящная идея характеризуется простотой, доступной формой представления сложных понятий;
13) выразительность – это ясность изложения сути идеи. Выразительная идея лучше и легче воспринимается. Очевидно, даже ценная идея может быть отвергнута, если она не представлена в соответствующей форме.
Независимо от системы критериев оценки творческих стратегий, любая нетривиальная (как и тривиальная) идея оценивается по одному основному признаку: насколько она эффективна для решения проблемы. Если необходимо кратко оценить идею, представьте, во сколько раз приход от реализованной творческой стратегии будет больше расхода на реализацию данной идеи. Чем больше выгода, тем сильнее идея и, соответственно, творческая стратегия. Идеальный вариант – когда вы, не затрачивая особенных усилий, получаете результаты. Полный провал рекламной кампании – когда при больших затратах ресурсов эффекта нет или он отрицательный.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятию «рекламный креатив».
2. Какие атрибуты отличают креативную рекламу от некреативной? Может ли некреативная реклама быть эффективной?
3. Какие свойства отличают рекламное творчество от других форм (научно-техническое и художественное)?
4. Какова структура рекламной концепции? Каков характер взаимоотношений между творческой стратегией и рекламной концепцией?
5. Какие барьеры творческого мышления наиболее выражены в среде специалистов в области рекламного производства?
6. Какова необходимость повышения объективности при критической оценке рекламных материалов?
Литература
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М. : Рус. яз., 1989. – С. 551.
2. Энциклопедический словарь по культурологи. – М. : Центр, 1997. – С. 194.
3. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. М., 2002. – С. 10.
4. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – С. 298.
5. Шрагина Л.И. Логика воображения: учебное пособие. – Одесса: Полис, 1995. – С. 7.
6. Глушакова Т.И. Креативное мышление в рекламе и что ему способствует [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/advert/creative_mind.htm
7. Росситер, Дж. Р. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ./Дж. Р. Росситер, Л. Перси; под ред. Л. А. Волковой. – СПб.: Питер, 2001. – С. 358
8. Левипит А. Заметки но социологии и антропологии рекламы //Новое литературное обозрение — С-№22. – С. 101-128
9. Ученова В.В. Философия рекламы. – М.: Гелла-принт, 2003.- С. 32
10. Огилви Д. Откровения рекламного агента. – М., 1994. – С. 64.
11 . Ученова В.В. Философия рекламы. – М.: Гелла-принт, 2003. – С. 32
12. Анатомия рекламного образа/ под общ. Ред. А.В. Овруцкого. – СПб.: Питер, 2004. – С. 7
13. Всемирная энциклопедия: Философия/ гл. науч. ред. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, 2001. – С. 398
14. Менегетти А, Системам личность. — М.; Серебряные нити, 1996. — С. 55.
15. Цит. по: Павловская, Е.Э. Дизайн рекламы : Поколение NEXT : Стратегия творч. проектирования / Е.Э. Павловская. – М. : Питер, 2004.17. Маньковская Н. Б.Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000г. — С. 38
18. Анатомия рекламного образа/ под ред. А.В. Овруцкого. – СПб.: Питер, 2004с. – С. 20.
19. Шенерт В. Грядущая реклама. — М.: Интерэксперт, 1999. — С. 52.
20.Ястребова Н.А. Поиски современной социологии и методологические проблемы эстетики// Методологические проблемы современного искусствознания. – С. 232
21. Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров – С. 123-150.
22. Цит. по: Голова А. Принципиальный консолидатор// Наружная реклама России. – 1999. – №10. – С. 28.
23. Росситер, Дж. Р. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ./Дж. Р. Росситер, Л. Перси; под ред. Л. А. Волковой. – СПб.: Питер, 2001. – С. 67-70.
24. Цит. по: Голова, А. Принципиальный консолидатор / А. Голова // Наружная реклама России. – 1999. – С. 28
25. Росситер, Дж. Р. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ./Дж. Р. Росситер, Л. Перси; под ред. Л. А. Волковой. – СПб.: Питер, 2001. – С. 82
26. Анатомия рекламного образа/ под ред. А.В. Овруцкого. – СПб.: Питер, 2004с. – С. 20.
27. Креативные стратегии в рекламе [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.akcent-reklama.ru/info03.htm
28. Общие вопросы по маркетингу: [Электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://www.marcetingpro.ru/library/
29. Росситер, Дж.Р. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ./Дж. Р. Росситер, Перси Л.; под ред. Л. А. Волковой. – СПб.: Питер, 2001.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1045.