Типы темперамента по Павлову:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сангвиник (первый тип — сильный, уравновешенный, подвижный) — человек, легко приспосабливающийся к изменениям условий жизни. Реакции быстрые, обдуманные. Настроение уравновешенное, жизнерадостное. В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Имеет широкий круг знакомств. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. Характеризуется высокой сопротивляемостью к различным трудностям.

 

Холерик (второй тип — сильный, неуравновешенный; возбудимый) — человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Отличается энергичностью при недостатке выдержки и самообладания. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений.

 

Флегматик (третий тип — сильный, уравновешенный, инертный) — человек, который очень медленно реагирует на любые раздражители, но устойчив, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Характеризуется уравновешенностью, стабильностью настроения и работоспособности. Спокоен, терпелив, выдержан. В мимике и интонациях невыразителен и однообразен. Сохраняет спокойствие даже при серьезных неприятностях, но иногда способен давать волю чувствам.

 

Меланхолик (четвертый тип — слабый) — человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов. Часто заторможен и пассивен. Отличается слабой выносливостью, тревожностью. Теряется в новой обстановке, среди новых людей.

 

 

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и великая, и социально ничтожная личность.

 

Г. Айзенк показал, что фундаментальными параметрами структуры темперамента являются факторы «невротизм» и «экстраверсия — интроверсия».

 

К. Г. Юнг также подразделял людей по складу личности на экстравертов (обращенных вовне) и интровертов (обращенных внутрь себя).

 

Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики.

 

Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех; в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции.

 

 

По этой классификации выделяют соответствующие типы эмоционального реагирования: устойчивое и неустойчивое.

Невротизм — это эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс. Противоположность нейротизма — эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический темперамент; в сочетании с интроверсией — как флегматик.

 

31. !!!!!! Проблема способностей в психологии.

 

(Немов) Способности – устойчивые психологические свойства, которые отличают людей друг от друга и определяют их успехи в различных видах деятельности. Данное определение способностей было предложено известным российским психологом Борисом Михайловичем Тепловым. Он подчеркивал 2 важных момента, которые надо учитывать в правильном психологическом понимании способностей: 1. Способности нельзя отождествлять с задатками, которые являются врожденными предпосылками к формированию и развитию способностей. А сами способности формируются и развиваются в процессе жизни человека, т.е. являются приобретенными. 2. Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам. Способности это те психологические свойства, благодаря которым человек приобретает новые знания, умения и навыки.

 

Классификация способностей:

    1. Природно-обусловленные – способности, которые формируются на базе имеющихся у человека природных задатков и существенно от них зависят.
    2. Социально-обусловленные – способности, которые формируются исключительно при жизни и мало зависят от имеющихся у человека задатков.
    3. Общие и специальные способности
    4. Теоретические и практические
    5. Предметные и межличностные способности

Тема способностей достаточно проблематична, т.к. отсутствуют удовлетворительные решения в целом ряде вопросов, связанных со способностями:

1. Что представляют собой задатки к развитию способностей.

2. Являются ли способности зависящими от врожденных задатков или не зависящими от врожденных задатков и являются исключительно приобретенными. Есть такие понятия: Одаренный человек – много задатков к развитию способностей, талантливый – уже много развитых способностей, гениальный – благодаря выдающимся способностям сделал какие-то особые или признанные открытия в той или иной области. Проблемный вопрос – откуда берется одаренность и тем более талант и гениальность.

3. Проблема диагностики способностей и перспектив их развития у человека.

 

 

(Хаймовская) Про социальное и биологическое.

 

Способности – это свойства личности, которые являются условием успешной деятельности. Задатки нам даны, но разовьются они в способности или нет, зависит от социальных условий. Способности проявляются через возможность личности состояться в обществе и становится в нем субъектом деятельности. Через развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.

Способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).

 

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей выделяются два направления:

 

Психофизиологическое, (врожденные сп.) которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека

- Социальное (приобретенное) — исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева).

В компромиссном подходе четко разделяют понятия «задатки» и «способности».

 

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

 

 

Виды способностей:

Потенциальные способности — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции.

 

В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

 

Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

 

Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

 

32. Природа характера, его структура и функции. Взаимосвязь темперамента и характера.

 

 

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

 

Природа характера

По своей природе характер представляет собой социально-психологическое образование личности.

 

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

 

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.

 

Становлением характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

 

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

 

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

 

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

 

 

Черта характера отличается:

Устойчивостью.

Постоянством.

Переносимостью с одной ситуации на другую.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.