38. Представление об онтогенезе человека в бихевиоризме. Методы исследования научения.
Бихевиоризм - направление в психологии человека и животных; буквально — наука о поведении. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон . Предметом психологии бихевиоризма является поведение, а не сознание, как считалось ранее. Исходя из Бихевиоризма внешнее формирует внутреннее – если ты человек трусливый, то веди себя как смелый и станешь смелым. Развитие человека это его научение. Сначала реакции автоматические (врожденные реакции), затем присоединяются к врожденным приобретенные реакции. Формируется оперантное поведение – где стимул действует не автоматически.
(Например, сначала мама трет щечку ребенка и улыбается, а ребенок улыбкой отвечает на потирание щечки, потом в ответ на потирание и на улыбку матери, потом он эти 2 действия разделяет и может улыбаться в ответ на улыбку, если мама щечку не потирает). 2 стимула – 1 врожденная реакция, потом 2 стимула разделились и на каждый следует реакция - на потирание щечки реакция врожденная, на улыбку приобретенная. Произошло научение.
Джон Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S-->R стимул вызывает реакцию. Затем Скинер в своей теории оперантного научения после реакции на стимул предложил подкрепление, как условие формирование оперантного научения. Если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с лёгкостью и постоянством
Альберт БАндура (бихевиорист) в 1969 году предложил четырехфакторная модель социального научения. Он считал, что наград и наказаний недостаточно, чтобы научить ребенка новому поведению, дети приобретают новые формы поведения благодаря имитации поведения взрослого и сверстников. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию является формой социального научения. Для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; однако подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность воспроизводит мысли, чувства или действия другого, выступающего в качестве модели. Идентификация приводит к тому, что ребенок научается представлять себя на месте другого, испытывать сочувствие, соучастие, эмпатию к этому человеку.
1 ступень – внимание - чтобы произошло научение, ребенку необходимо обратить внимание на образец.
2 ступень – сохранение - интерпретируя поведение другого человека, ребенок использует познавательные способности и сохраняет информацию в памяти.
3 ступень – воспроизведение - моторное воспроизведение на основе использования сохраненной информации.
4 ступень – мотивация – определяет будет ли вообще осуществлено какое-либо действие. Зависит от того какие последствия будут в ответ на действия образца.
Методы исследования научения:
Например:
Эксперимент Павлова
Павлов наблюдал, что пища, помещённая в рот голодной собаке, автоматически вызывает слюноотделение. Слюноотделение — безусловный рефлекс (БР). Пища – безусловный стимул (БС). Слюноотделение на звук колокольчика – условный рефлекс.
Эксперимент «Маленький Альберт»
Уотсон и Рейнер – выработали реакцию страха у 11-месячного мальчика на крысу путем громкого удара в гонг, а затем реакция страха распространилась на множество других стимулов, включая кролика, маску Деда Мороза
Эксперимент «Ящик Скинера»
Крыса нажимает на рычаг и выпадает корм. Со временем она улавливает связь и начинает нажимать на рычаг все чаще. Другой ящи к лампочкой и холодным воздухом. Крыса учится регулировать температуру в ящике.
39. Классический психоанализ. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.
Впервые понятие «Психоанализ» было введено Зигмундом Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств.
В современной психологии как науке, психоанализ представляет собой одновременно и важнейшую основу психотерапии, и искусство толкования сновидений, и метод интерпретации поведения и, наконец, одно из направлений самопознания.
Структура:
Личность состоит из 3 частей – ОНО (ИД, подсознательное), Я (ЭГО, рассудок, рациональность, реальность) и СВЕРХ Я (СУПЕР ЭГО, моральные принципы, устои, нормы поведения). Все 3 части противостоят друг другу и между собой.
"Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх - Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх - Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх - Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.
Стадии:
Оральная стадия – от рождения до 1,5 лет – кормление грудью, сосание пальца – доверие к другим людям, зависимость и независимость.
Анальная стадия – от 1,5 до 3 лет – учится самостоятельно ходить в туалет – самоконтроль, осознанные действия.
Фаллическая – 3-6 лет - Эдипов комплекс и комплекс Электры
Латентная – 6лет – до подросткового периода – формируется Эго и СуперЭго, здесь человек формируется как личность.
Генитальная – взрослая сексуальность.
(про стадии) https://sites.google.com/site/tohabiblio/the-team/klassiceskij-psihoanaliz-frejda/razvitie-licnosti/stadii
Фрейда в большей степени интересовал период детства, так как он считал, что это период, который преформирует взрослую личность.
Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе- биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.
40. Культурно-исторический подход к исследованию психики ребенка: предмет и методы исследования, единицы анализа.
Это подход Выгодского – психологическое развитие это культурное развитие, есть идеалы, которые человек присваивает. Он предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности.
В развитии ребенка, существует как бы две переплетенных линии: первая — следует путем естественного созревания; вторая — состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления.
По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.
Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры.
Выгодский ввел в психологию понятия Интериаризация – процесс «очеловечивания» словом - переход извне внутрь - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.
Философ Бердяев выделил 2 механизма присвоения культуры - есть знания живые и мертвые (расшифровать). Живые знания это и есть интериоризированные знания.
Обучение – ведущая сила развития, заключается в том, что человек может присвоить себе опыт и интериаризировать его.
Выгодский ввел понятие - Социальная ситуация развития – ситуация, внутри которой, личность в данный конкретный момент функционирует и развивается.
Основной предмет исследования - Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания.
Методы исследования – формирующий эксперимент.
Единицы анализа: «психологический возраст». Психическое развитие ребенка не совпадает с его хронологическим возрастом. И само развитие гетерохронно (неравномерно), т.е. в начале жизни очень высокий темп развития, а чем ближе к зрелости – темп снижается.
41. Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Кризис это особый период в жизни человека, когда человеку плохо и это нормально. Личность находится в тяжелом внутренним состоянии. Это хорошо, потому что по-другому не бывает развитие личности.
Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.
Возрастные кризисы – это особые непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями, резкой дестабилизацией внутреннего мира
Основные кризисы - это кризисы предложенные Львом Семёновичем Выготским:
- КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Связан с изменением жизненных условий. Ребенок из привычной среды попадает совсем в другие условия. Все девять месяцев он находился в утробе матери. Во-первых это водная среда. Там тепло. Питался и дышал он через пуповину не прилагая никаких усилий. При рождении все резко изменилось. Из водной среды ребенок попадает в воздушную. Дышать и питаться нужно самостоятельно. Идет адаптация к новым условиям.
- КРИЗИС ОДНОГО ГОДА
В этот период у ребенка появляются новые потребности.
Это возраст проявления самостоятельности, и различные эмоциональные проявления - результат и ответная реакция ребенка на непонимание взрослых. Как раз в этот период проявляется детская речь. Она достаточно своеобразна, отлична от взрослой, но в то же время она соответствует ситуации и эмоционально окрашена.
- КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Кризис трех лет предшествует кризису семилетнего возраста и является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребенка. Ребенок выделяет свое "Я", отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие "более взрослые" отношения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский выделяет 7 характеристик кризиса трехлетнего возраста.
Негативизм. Негативная реакция ребенка на просьбу или требование взрослого. Эта реакция не направлена против самого действия, которое требуется от ребенка. Проявление упрямства. Ребенок настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что он требует чтобы с его мнением считались.
Очень четко прослеживаются линия проявления самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам.
- КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ
Так как в этом возрасте практически все дети идут в школу, то данный период связан с открытием для себя новой социальной позиции - позиции школьника. В этом возрасте самосознание ребенка меняется, соответственно происходит переоценка ценностей.
Одним из проявлений кризиса семи лет является кривляние, натянутость поведения вследствие разграничения внутренней и внешней жизни. Все эти проявления проходят, когда ребенок вступает в следующий возрастной этап.
- КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (ПУБЕРТАТ - 11-15 ЛЕТ)
Этот кризис связан с половым созреванием ребенка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма, появление вторичных половых признаков. Подростки ориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности. Следовательно, повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей неидеальной внешности.
Одно из важнейших новообразований - ощущение взрослости. В подростковом возрасте возникает сильное желание - быть или хотя-бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг общения в данный период - это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединяться в неформальные группы.
Так же: кризис 17 лет – плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитии, общение со сверстниками и родственниками. Много планов, но не может их решить.
7)кризис 21-23 года – в психологии кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Этот кризис совпадает с семейными, личными проблемами. Начало семейной жизни. В 25 лет 60% мужчин не собираются жениться. Трудные 5 лет семейного существования совпадают с кризисом молодого специалиста. В этот период закладываются экономические, нравственные, психологические основы семейной жизни.50 % браков распадаются. Психологическая некомпетентность (муж. и жен. не знают др. др.), сексуальная, педагогическая (разные точки зрения на воспитание детей ) некомпетентность. Большой стресс появление ребенка.
8)кризис 30 лет – кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте.
9 ) кризис40 лет – кризис «середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины). Формируется реалистичная самооценка основанная на реальных достижениях. Карьерный рост, руководят обществом. Болезненно относятся к скрытым стрессам как потеря родителей, роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение человека не всегда обозначает счастливую жизнь.
10)кризис 50 лет– особый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию.
11)кризис выхода на пенсию – кризис и стресс очень тяжелый. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности, возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии Этот кризис выхода на пенсию можно решить: найти новый ведущий социальный план жизни, осознать факт ухудшения здоровья, без ужаса принять мысль о смерти. Заняться творчеством, путешествовать и т.д.
(вдруг спросят)
Еще есть кризисы по Эльконину (похоже на Выготского) и кризисы по Эриксону, которые связаны со стадиями развития личности. (вопрос 36)
42. Игра и психическое развитие ребенка.
Давыдов, Эльконин. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, от предметно-манипулятивной до сюжетно-ролевой, все психические процессы в раннем возрасте – память, мышление - формируются именно в игре. Какие процессы внутри игровой деятельности формируются у ребенка – память, мышление, внимание, ролевое взаимодействие.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться. Играя, он относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.
43. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности.
Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.
Деятельность это – направленная активность, внутри которой формируются основные психические процессы.
В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.
Ведущая деятельность - это деятельность, в которой формируется психическая жизнь ребенка в данный конкретный момент. (ввел Леонтьев). Психическое развитие может состояться только внутри какой-то деятельности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 298.