Соотношение черт характера и темперамента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения.

 

Черты же характера значительно более многообразны. Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность.

Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт. Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов.

 

В. М. Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру:

 

— свойство не зависит от содержания деятельности и поведения

— свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности

— свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности

— свойство рано проявляется в детстве

— свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека

— свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной)

— свойство является наследуемым

 

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте. Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

 

Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной (врожденной) особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой здесь понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

 

Характер же, напротив, находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие «отношение«. Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.

 

 

33. !!!! Проблема социальной обусловленности психики. Спросить на вэбинаре!

 

(Немов) Психические явления имеют биологическую природу - такой точки зрения придерживались в основном в древности с тех пор как зародилась психология как наука, причем в древности врожденными считались все психические явления, включая способности человека, темперамент, характер и другие. Начиная примерно с 17 века, а именно с появления философских трудов английских философов материалистов Джона Лока и других, возникла альтернативная точка зрения на природу и происхождение психики, согласно которой психические явления выступают не как врожденные, а как приобретенные, под влиянием условий в которых человек живет в современном обществе. И начиная с этого времени, ученые обсуждают вопрос о том какие психические явления выступают как приобретенные и каков механизм их приобретения. По началу, идея приобретенности или социальной обусловленности психики распространялась на способности, поскольку Джон Лок сформулировал следующую идею: человек с рождения чистая доска на которой время может написать любые письмена. Позднее применительно ко всем другим психическим явлениям стал решаться вопрос об их врожденности или приобретенности - и по отношению к ощущениям, как к элементарным психическим явлениям, и тем более по отношению к более сложным психическим процессам таким как восприятие, память, воображение, мышление и т.д. В настоящее время этот вопрос решается следующим образом: утверждается, что все психические явления имеют какие-то врожденные генетические предпосылки, но вместе с тем в той форме, в которой они выступают у современного высокоразвитого взрослого человека, они также являются социально обусловленными. Например, человек в обществе приобретает такие личностные свойства, как характер, способности, связанные с выполнением сложных видов деятельности, потребности, в частности в социальных видах деятельности и в предметах материальной и духовной культуры и т.д. Человеческие отношения естественно формируются и развиваются у человека при жизни и являются социально обусловленными. Существенный вклад в решение проблемы социальной обусловленности психики внес наш отечественный ученый Лев Семенович Выготский, с именем которого связана культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций человека. Он предложил компромиссное решение этой проблемы, потому что среди психических процессов он выделил такие процессы, которые являются природно-обусловленными, назвав их низшими психическими функциями и высшие психические функции, те, которые формируются и развиваются в процессе жизни человека. Такие процессы согласно Выготскому являются произвольными и опосредствованными. Подводя итог: проблема социальной обусловленности психики заключается в том, что многие психические явления, характерные для людей в своем формировании и развитии зависят от общества, в котором человек рождается, живет и развивается. И это убедительно доказано применительно к большинству психических явлений. Но вместе с тем нельзя отрицать, что существуют и врожденные, генетические предпосылки к формированию тех высших психических свойств, которые формируются и развиваются у человека в процессе жизни.

 

 

34. Интеллект: свойства, функции, виды.

 

Мышление это психический процесс, а интеллект это способность психики адаптироваться к новым обстоятельствам. Виды: социальный интеллект, эмоциональный интеллект. Это то, что помогает человеку качественно решать задачи, которые перед ним стоят.

 

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

 

Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые по сути являются «рабочими средствами» интеллекта. Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

 

Виды интеллекта


Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.

Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.


Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.


Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.

Физический интеллект. Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.


Музыкальный интеллект. Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.


Социальный интеллект. Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.

Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли, анализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.


Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.


Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.

 








Свойства интеллекта

Логика архитектуры: степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта (у кого-то например порядок в голове, про него можно сказать что он мыслит трезво и разумно, а чье-то мышление наоборот хаотическое, спонтанное и несвязное)

Глубина и широта ума: то, что пожалуй в общем понимании определяет, то насколько человек умный, его возможности всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи

Быстрота выполнения операций: ну тут все понятно, то насколько быстро мы думаем и решаем задачи

Автономность: степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления. Определяется мерой осознанности

Функции интеллекта

Итак, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

 

В начале XX в. Чарльз Спирмен ввел двухфазную модель интеллекта, в которой показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, т.е. что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввел «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ) .

 

Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (эффект Флинна).

 

Уровнем интеллекта называют уровень развития интеллектуальных способностей относительно возраста. Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого существует и приобретенное слабоумие — деменция. Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

Вопросы по дисциплине «Психология развития и возрастная психология».

 

35.  Предмет и методы возрастной психологии.

Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждом из возрастных стадий развития.

 

Онтогенез – индивидуальное развитие от рождения до смерти.

 

Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, и др. методы общей психологии (анкетирование, интервью, тестирование)

 

1. наблюдение: самонаблюдение (в форме интроспекции, анкетирования, сочинений. Этот метод не применяется в работе в детьми до 10-11 лет) и объективное наблюдение – точное и систематическое наблюдение в течении более-менее длительного времени за особенностями поведения и деятельности ребенка в естественных, специально не изменяемых условиях.

2. Метод эксперимента – основной! эксперимент как таковой работает наиболее ярко, т.к. у взрослого внутренний мир закрыт за персоной (по Юнгу), а у ребенка все явно, персоны еще нет. Реакции непосредственные и яркие, экспериментально можно увидеть гораздо больше.

3. Лангитюдный эксперимент – длительный, когда исследуется одна группа людей на протяжении длительного времени, в течение которого эти люди успевают поменять какие-либо свои значимые признаки. Эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени.

36. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.

 

Психоаналитическая концепция об отношениях «Я» и общества. Личность формируется на пересечении 3-х линий – биологической, психологической и общественной.

Основные понятия концепции – групповая идентичность (включение ребенка в определенную социальную группу и выработка присущего данной группе мироощущения) и эгоидентичность (целостность личности).

Стадии:

Личность формируется в противоречии разных тенденций – мы что-то хотим в себе развить, что-то наоборот искоренить. Борются 2 тенденции – положительная и отрицательная. На каждой стадии – борьба личности между полюсами – результат борьбы это развитие личности (прогресс) либо ее регресс. И этот результат зависит от общественного отношения – оно воздействует на обе части, либо поддерживает какую-то из них, либо нет. Для каждой стадии жизненного цикла характерны задачи, которые выдвигаются обществом, определенные ожидания, которые индивид может оправдать, а может не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. От психических особенностей индивида и общественного окружения будет зависеть какой выбор будет делать личность на данном конкретном этапе.

 

Приобретение равновесия – основная задача каждого кризиса, когда внешнее воздействие уравнивается с внутренним откликом и человек чувствует себя гармонично.

 

37. Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.

 

Жан Пиаже занимался мышлением, личность структурировал исходя из особенностей мышления, в основу личности ставил мыслительный процесс. Мышление проходит развитие от детского эгоцентризма и нелогичности к взрослой объективности и логичности, к отсутствию эгоцентризма.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.