ПЕРИОДИЗАЦИЯ Даниила Борисовича ЭЛЬКОНИНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

•     Раннее детство

•     Младенчество (0—1 год)

•     Ранний возраст (1—3 года)

•     Детство

•     Дошкольный возраст (3—7 лет)

•     Младший школьный возраст (7—11/12 лет)

•     Отрочество

•     Подростковый возраст (11/12—15 лет)

•     Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида.

Примерное соответствие этих фаз возрасту:

· Младенчество (от рождения до 1 года)

· Раннее детство (1 — 3 лет)

· Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет)

· Школьный возраст (7-8 — 12 лет)

· Юность (13 — 19 лет)

· Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста

· Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками

· Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

 

- Хронологический – фактический - (абсолютный или календарный) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.). Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

 

- Биологический – определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

 

- Социальный – измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

 

- Психический – формирование психических процессов - устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

 

 

46. Биогенетический и социогенетический подходы к пониманию психического развития.

 

Социогенетический подход – личность формируется обществом. Здесь психика человека в момент рождения является «чистой доской», но под влиянием внешних условий, а также воспитания у него постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. Представителем этого направления был и французский философ XVIII в. К. А. Гельвеций, который считал, что все люди рождаются одинаковыми по своим природным данным и неравенство между ними в области умственных способностей и нравственных качеств обусловлено лишь неодинаковыми внешними условиями среды и различными воспитательными воздействиями. Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции развития личности Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. (Фромм – теория социализации, Скинер – теория научения – психика формируется через обучение и подкрепление). Теория ролей Курта Левина – формируется через освоение социальных ролей). Представители этого подхода полагают, что ребенок входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по нему, чтобы в результате он стал похож на него.

 

Биогенетический – индивидуальное развитие, повторяет развитие человеческого рода. Биология движет психическим развитием. Исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой точке зрения, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакции, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т.п.). В человеке якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения. Фрейд - Влечение идет изнутри человека и противостоит тому, что навязывается обществом, отсюда ограничения, запрет, вытеснения, сублимация. Жизнь – это приспособление к деятельности. Стенли Холл – индивидуальное развитие человека повторяет развитие человеческого общества.

Биосоциальный - состоит в том, что есть биологические задатки и социальное развитие. И во внешних социальных условиях реализуются биологические задатки, поэтому личность может проявить себя по-разному в разных социальных условиях. Концепция В. Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности. Отечественные представители: Леонтьев, Выготский, Давыдов, Эльконин

 

47. Детство как предмет психологического исследования. Детство как социально-культурный феномен.

 

 

1) Категория «детство» - появилась не так давно, в 17-18 веке начались разговоры о том, что ребенок это не маленький взрослый, а это принципиально другое существо. В 19 веке было выявлено, что у ребенка другие закономерности психики, другие задачи в отличие от взрослого возраста. Возрастная психология ориентирована на тот период детей, когда формируется личность, когда все системы (с психологической т.з.), в которых функционирует человек, начинают максимально активно работать.

 

2) Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; это период становления личности ребенка, превращение его в полноценного члена человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад.

 

Главной, внутренне заложенной целью Детства в целом и каждого ребенка в частности, является взросление — освоение, присвоение, реализация взрослости. Отношение Взрослого сообщества к Детству, независимо от определения его верхней границы, отличается прежде всего стабильностью — это отношение как к особому состоянию, как к явлению, находящемуся вне взрослой сферы жизни. Но в современных условиях качественного усложнения всей системы многоплановых человеческих отношений проблема отношений взрослых и детей приобрела особую остроту и значимость. В социально-историческом плане это взаимодействия поколений — взрослого сообщества и растущих людей.

 

Взрослый выступает в качестве посредника в освоении ребенком социального мира, посредника, без которого немыслим переход детей в Мир Взрослых.

 

Но и развивающееся Детство в свою очередь стимулирует развитие мира взрослого, являясь своеобразным диктатом для мира взрослых.

 

Во-первых, каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребенок с раннего возраста свободно обращается с компьютером, мобильным телефоном и пр… Он осваивает всё это как уже решенные задачи, исходную позицию. Между тем для взрослых задачи эти еще находятся в процессе разработки, содержат процесс решения. Здесь освоение нового осуществляется ребенком не просто в форме эстафетной связи, когда «палочка» принимается на бегу, но и включаются новые действия. Имея дело с новыми электронными, компьютерными и пр. игрушками, играми и т.п. ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют от взрослых осмысления.

 

Во-вторых, это связано с современным уровнем саморазвития ребенка. Не секрет, что до сих пор сохраняются образовательные программы, построенные на принципах преподнесения взрослыми, преподавания детям готовых знаний. Но дети стремятся к собственному поиску решения встающих перед ними задач, в том числе и учебных.

 

В-третьих, детское сообщество значительно более динамично, чем оценивают его взрослые. Это связано с традиционным подходом, при котором мы ищем устойчивые закономерности. Между тем важнее определять, устанавливать их направленность, динамику, интенсивность перехода в новые закономерности.

 

Этот мир представляет собой для ребенка сложное сообщество взрослых людей с разными ролевыми функциями, разными возможностями; мир других, больших, которым Я — ребенок — стану, но не еще стал. По отношению к этому миру ребенок объективно находится в состоянии послушания, готовности следовать его указаниям, будучи вынужден учиться нормам, установкам взрослого мира. Но не пассивно, а в развивающихся сложных контактах, взаимосвязях, где он вырабатывает собственную устойчивую позицию. Эта сложная, интегрированная (зачастую скрытая) его позиция выступает как реакция на воздействия Взрослого Мира (речь идет не только об отношении ребенка к тому, чему его учат, и не только к тем, кто его учит, что, как правило, изучается в психолого-педагогических исследованиях). Она присуща как конкретному индивиду, разным группам детей, так и субкультуре Детства. Позиция эта зависит от многих превосходящих обстоятельств, главное же от того, как организуются отношения, взаимоотношения Взрослости и Детства.

Проблема взаимодействия детей и взрослых, в том числе и проблема посредничества взрослых в приобщении растущих людей к Социуму, приобретает особую значимость в диспозиции Детство-Взрослость как двух особых социальных структур и реальных субъектов, когда субъектная позиция Детства проявляется достаточно выражено.

 

 

48. Детерминанты психического развития ребенка. Взаимосвязь обучения и развития.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 251.