Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.
Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.
Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).
Концепция П.Я. Гальперина
Внимание, как результат интеллектуальной деятельности.
Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
Теория Андерсона – инертность внимания – чем больше человек погружается в какую-то тему, тем меньше вероятность, что он отвлечется. Т.е. если ребенок смотрит телевизор не отрываясь пол часа, то переключить его внимание будет сложнее, чем если бы он смотрел телевизор 15 минут.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
20. !!!!!Память как познавательный процесс. Виды и закономерности памяти. Теории памяти.
(Немов) Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания материала. Все эти процессы являются разными сторонами единой сложно устроенной системы памяти человека. Но психологи их выделяют и изучают отдельно друг от друга по ряду причин: 1. Все эти процессы у одного и того же человека и у разных людей могут быть развиты в разной степени, т.е. они являются относительно независимыми друг от друга. 2. Все эти процессы памяти подчиняются разным законам 3. Их анатомо-физиологической основой, т.е. анатомические структуры и процессы, происходящие в организме, в частности в мозге, для всех этих процессов памяти являются различными.
Память выступает как познавательный процесс, поскольку с помощью памяти человек запоминает, сохраняет и использует разнообразные знания о себе и о мире, и кроме того, она входит в число основных познавательных процессов человека. Память является одним из главных познавательных процессов человека.
Виды памяти:
У человека имеется большое количество разнообразных видов памяти, которые делятся на следующие группы:
1. По органам чувств, с работой которых связаны процессы памяти – зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная и вкусовая память.
2. По времени хранения информации – эйдетическая память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память.
3. По участию воли в процессах памяти – непроизвольная и произвольная память.
4. По участию мышления в процессах памяти – механическая и логическая память
5. По использованию мнемо-технических средств (средства и приемы, с помощью которых, человек запоминает, сохраняет или использует информацию) - непосредственная и опосредованная память.
6. Группа включает автобиографическую и эпизодическую память. Автобиографическая – память на события и факты, связанные с личной жизнью человека. Эпизодическая - память на факты и события непосредственно с личной жизнью данного человека не связанные.
Закономерности памяти:
Законов памяти открыто описано достаточно много, многие из них были открыты еще в древности в Древней Греции. Научные и экспериментальные исследования памяти начались в конце 19 века с работ известного немецкого ученого Германа Эббингауза. Он открыл и описал многие законы памяти. В последствии ученые продолжали открывать эти законы. Среди известных законов памяти можно назвать закон забывания (или закон Эббингауза), закон края (лучше запоминается то, что сказано в конце и в начале), закон ассоциаций, закон связи с воображением, закон связи памяти с мышлением, закон связи с эмоциями, закон Зейгарник (человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные). И множество других законов.
Теории памяти:
Ассоциативная теория
Согласно этой теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими.
Гештальт теория памяти
Лучше запоминается информация, которая структурирована и доведена до целостности. Например, феномен Зейгарник.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.