Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций.

 

 

Хотелось бы остановиться на теории когнитивного диссонанса Фестингера. (Теория соответствия). Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

 

 

26. Воля и волевые качества личности.

 

 

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений.

Воля это уникальная способность личности осознанно контролировать свою деятельность.

 

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека.

 

В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

 

1) Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. По определению С.Л. Рубинштейна «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

2) Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.

3) Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели.

 

Качества волевой личности

Целеустремленность это способность четко сформулировать для себя намерение задачи и возможность их реализации.

 

Стойкость (настойчивость, упорство) это способность полной мобилизации ресурсов организма и психики при стремлении к поставленной цели.

 

Решительность присуща всем волевым людям, способным принимать быстрые, обоснованные решения.

 

Дисциплинированность, самоконтроль, организованность – важные волевые качества.

 

Самообладание, выдержанность, терпеливость – это умение управлять чувствами и владеть своими эмоциями, сохранять ясность мысли.

 

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

 

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

 

Волевые качества личности в психологии рассматриваются и в контексте того, как они формируются. Развитие этих качеств, происходит в процессе выполнения поставленных задач, в результате работы над собой, зависит от влияния окружающих людей

 

27. Проблема личности в психологии. Основные подходы к исследованию личности.

 

 Тема личности во всех отраслях психологи является центральной. Она заменила собой проблематику познавательных процессов в середине 20 века и сейчас вышла на первый план. В настоящее время в психологии существует примерно 30 авторских теорий личности за рубежом и примерно около 6-8 теорий личности разрабатываемых отечественными психологами.

Основные подходы к исследованию личности делятся следующим образом:

1. Гуманистический подход характерно акцентирование внимания на высших проявлениях личности человека (разум, сознание, воля, мораль)

 

  1. Бихевиоральный подход характерно повышенное внимание к поведению человека, его действиям и поступкам

 

  1. Когнитивно-психологический подход характерно повышенное внимание знаниям человека, которые характеризуют его как личность.

 

 

  1. Факторно-аналитический подход характерно использование методов факторного анализа для изучения свойств личности и черт личности, и для создания психологических тестов, предназначенных для изучения личности.

 

Они все возникли еще в 1-ой половине 20 века и продолжают разрабатываться до сих пор.

 

 

28. Концепция личности в гуманистической психологии.

 

Гуманистическая психология – направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Время возникновения: 50-60-е годы ХХ века

Авторы: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и др.

Основные идеи: «Личность- самость», личность – уникальная целостная система, ориентация не на пошлое, а на будущее.

Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора - быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Из всех зарубежных концепций гуманистическая психология является по своим позициям (особенно в плане понимания смысла жизни, стремления к высшим целям и ценностям) наиболее близкой взглядам отечественных психологов.

 

29. Индивид, личность, индивидуальность, субъект: сопоставительный анализ.

 

Личность– базовое понятие в психологии, изучается всеми общественными науками, и общего определения нет.

Б.Г. Ананьев выделил 4 уровня организации человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (Ленинградская школа).

Индивид – представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности. Это принадлежность конкретного человека к человеческому роду. (у животных особь).

Субъект деятельности -человек, познающий внешний мир и воздействующий на него, в том числе на окружающих с целью подчинения своим интересам. Субъектом может быть не только человек, но и организация или группа людей. Субъект – это активный элемент познания, (а объект пассивный элемент познания).

Личность – включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью. То, что определено социальным взаимодействием.

Индивидуальность - это личность, обладающая духовными качествами и творческими способностями, присущими только ей.

Таким образом, личность – это наиболее значимый уровень организации человека, то есть особенность его развития как социального существа.

Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта. Осуществляется в процессах воспитания, обучения, общения, игры. Начинается с первого контакта младенца с матерью.

 

30. Характеристика темперамента. Типологии темпераментов. Теории темперамента.

 

 

Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов.

 

Темперамент рассматривается, как часть нервной структуры человека, заложенной от рождения. В первую очередь темперамент проявляется во впечатлительности, то есть в силе и устойчивости переживания, которое возникает у человека при восприятии событий. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера.

 

Теории темперамента

 

1) Гуморальную теорию темперамента (первую из известных) предложил древнегреческий врач, основоположник медицины Гиппократ. Согласно его точке зрения, темперамент зависит от преобладающей в организме человека жидкости (гумор).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.