Большую роль в запоминании и запоминании материала играют положительные и отрицательные эмоции, мотивы и потребности. Например, мотив нежелания помнить.
Деятельно-смысловая теория
На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.
Когнитивная теория
Согласно ей память является совокупностью различных блоков и процессов переработки информации, каждый из которых выполняет четко установленную роль. Одни блоки выделяют и осуществляют распознавания характерных черт информации, другие - строят когнитивную схему ориентирования в особенностях информации, третьи - временно хранят информацию, а четвертые - подают ее в определенной форме. Однако эта концепция имеет недостатки - не учитывает активность субъекта в процессе запоминания.
21. !!!!! Характеристика образных явлений. Свойства и функции представлений. Особенности воображения.
(Немов) Образными называют психические явления, которые представлены в виде образов. Это восприятие (результатом восприятия является образ), память (существует образная память), это так же мышление (существует наглядно образное мышление) и воображение (продуктом воображения тоже являются образы) – это 4 вида образных явлений. Особую разновидность этих явлений представляет воображение. Воображение – это представление в виде образов чего либо такого, чего в данный момент времени человек воспринимать не может или такого, чего в реальной действительности не существует. В старой психологии то, что сейчас называют воображением, тогда называли представлением.
Виды воображения:
Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активным называют воображение, которое за единицу времени рождает много разнообразных образов, а пассивным – которое за единицу времени рождает небольшое количество разнообразных образов.
Продуктивным (или творческим) – называют такое воображение, в котором много фантазии или элементов нового, репродуктивным (или не творческое) – это такое воображение, которое воспроизводит уже известное, в котором мало элементов фантазии.
Образы, рождаемые воображением отличаются от образов, например восприятия и памяти. Отличия заключаются в следующем: 1. Образы, связанные с восприятием возникают только тогда, когда на органы чувств человека воздействует воспринимаемый им предмет. Образы воображения могут возникать и существовать в отсутствии того предмета, образ которого представлен в воображении. 2. Образы восприятия могут возникнуть только в той точке пространства, в которой находится в данный момент времени воспринимаемый объект. В отличии от этого, образы, рождаемые воображением человека с пространством жестко не связаны, т.е. человек может представить нечто находящимся в любой точке пространства.
Образы воображения жестко не связаны с пространством и временем, а образы восприятия имеют жесткую связь.
От образов извлекаемых из памяти человека, образы воображения отличаются следующим признаком: в образах памяти может быть только то, что находится в данный момент в памяти человека, а в образах воображения бывает много такого, чего в памяти человека не содержится.
Функции воображения:
1. творческое преобразование окружающей действительности – это когда человек придумывает что-то новое, а затем воплощает это новое в реальную жизнь.
2. Активизация познавательных процессов – она проявляется в том, что с помощью воображения можно ускорить процессы восприятия, оптимизировать процессы памяти, использовать воображение в процессах мышления.
3. Планирование и программирование поведения – когда человеку предстоит выполнить какое-то ответственное дело, человек заранее в воображении продумывает план своих действий и даже проигрывает свои действия. Особенно эта функция проявляется в действиях спортсменов.
4. Психодиагностическая функция – по продуктам воображения человека можно судить о его собственных психологических особенностях (этой цели служат проективные тесты).
5. Психотерапевтическая функция – воображение можно использовать для предупреждения возникновения и лечения некоторых заболеваний.
22. Психологическая характеристика мышления. Виды и формы мышления. Теории мышления.
Мышление – психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление это интеллектуальная фаза обработки информации мозгом с целью получения суждения о предмете или явлении.
Из определения следует, что мышление следует рассматривать в цепи элементов обработки человеком информации.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков:
1. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям (стол, стул, диван, кровать, тумба – мебель или осень, зима, весна, лето – времена года).
2. Вторым не менее важным признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации(нельзя дотрагиваться мокрыми руками до электрических приборов, так как может ударить током, в связи с тем, что вода хороший электрический проводник).
Формы мышления:
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Виды мышления:
Предметно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов («что вижу – о том пою»). Это мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Такое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Его успех состоит в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Наглядно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Качество этого вида мышления зависит от способности человека к воображению и визуализации.
Абстрактное мышление (Словесно-логическое) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Это мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Теории мышления
1. Ассоциативная теория мышления. Как утверждает О.К. Тихомиров (1984), мышление в ассоциативной психологии – это всегда образное мышление, а его процесс непроизвольная смена образов и накопление ассоциаций. В отечественной психологии Л.С. Выготский допускал, что принцип ассоциаций может быть применен к простым формам обобщения (комплексам).
Теория мышления в бихевиоризме. Бихевиористы изучали мышление, исходя из общепринятой формулы «стимул – реакция». Как утверждает О.К. Тихомиров, после Дж. Уотсона в бихевиоризме сформировались два направления исследования мышления. В рамках первого направления, основанного на классической формуле «стимул – реакция», проблематика мышления не получила дальнейшего развития. Второе направление (Э. Толмен) признавало роль познавательной (ориентировочной) активности в качестве промежуточного звена в бихевиоральной схеме. Однако, даже когнитивный бихевиоризм Э. Толмена не выделял мышление как самостоятельный психический процесс. Бихевиористы экспериментально доказывали существование когнитивных структур и их роль в поведении животных и человека, а также влияние внешних и внутренних (например, мотивации) факторов на их развитие.
Бихевиоральная теория – три формы мышления – простое развертывание навыков (Уотсон этим занимался в первую очередь), решение не новых задач и решение сложных новых задач через творческое мышление или воображение.
Теория мышления в Гештальтпсихологии. В гештальтпсихологии мыслительный процесс есть последовательная смена разных типов целостного видения проблемной ситуации – смета гештальтов. В сою очередь, мышление – это процесс переструктурирования проблемной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта, ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) искомого решения. Основной механизм мышления – установление новых отношений между данными, составляющими проблемную ситуацию, путем их переструктурирования.
Теория мышления в когнитивной психологии. Когнитивные психологи рассматривают мышление в более широком контексте переработки информации. По их мнению, развитие мышления связано с возникновением символических функций, с усвоением и формированием понятий. При помощи внутренних когнитивных структур (образов и понятий) человек активно извлекает информацию из окружающей его среды, организует и интерпретирует ее, а также использует в последующей познавательной деятельности.
23. Направленность личности. Потребности и мотивы.
Направленность – это система устойчивых убеждений человека, составляющих основу личности. С одной стороны она стабильна, с другой стороны достаточна динамична потому что определена потребностями человека. Система является индивидуальной и формируется в ходе развития личности. Акцентуация личности. Верхняя и нижняя границы нормы личностного развития. То, что находится за пределами нормы (психические заболевания).
Потребности и мотивы это то, что лежит в основе личности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 463.