Взаимосвязь обучения и развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отечественной психологии соотношение понятий «обучение и развитие» впервые было исследовано Л.С. Выготским. По его концепции психическое развитие индивида происходит более успешно, если обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» – ребенок под руководством взрослого должен выполнить то, чего он не мог бы выполнить самостоятельно, он должен обучиться, несколько опережая свои актуальные возможности. Отечественная педагогическая психология разработала специальную теорию развивающего обучения, составной частью которой является концепция проблемного обучения.

Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков.

Понятие «учение» подразумевает активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности).

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок пережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них).

 

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» – знание, познание) охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.

 

 

49. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие ребенка в период младенчества. Основные новообразования младенчества.

Младенчество это период – от 0 до 1 года.

 

Физическое развитие:

Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи. В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается (рост увеличивается в 1,5 –2 раза). Ребенок 80% времени суток спит. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

 

Когнитивное развитие:

Из познавательных процессов максимально развивается ощущение. Очень важно для когнитивного развития ребенка, чтобы у него была возможность потрогать, пощупать совершенно разные предметы, чтобы звуки были разные, свет разный, чтобы было как можно больше разных ощущений. Отсюда лучше развивается интеллект, т.к. мышление начинает развиваться тогда, когда есть проблемная ситуация, когда что-то хочется, но не понятно как. Так же активно развивается пространственное восприятие. Внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. Память проявляется в форме запечатления и узнавания. Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти. Возникает внимание к речи взрослого. Сам ребенок сначала издает звуки – гуление. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

 

Психосоциальное развитие:

Сецифика психического развития – человек создан таким образом, что, будучи при рождении биологически совершенным организмом, он психически полностью зависим от взрослого. У него нет психики своей собственной. Родители вырабатывают конструкты у ребенка (про болит живот) и таким образом по Фрейду формируется психика ребенка, психическое отражение. Родители дифференцируют ощущения ребенка, называют их и говорят, что делать с его ощущениями. Если этого не делать, то для ребенка все будет не знаково. На этом и формируется базовое доверие, когда ребенок понимает, что это не страшно, не смертельно. Это болит живот и что с этим делать. Когда базового доверия нет, то кажется, что все катастрофа. Взрослый подставляет под биологию ребенка свою психику и своей психикой начинает формировать психику ребенка. Эмоциональное общение со взрослымведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

- благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

- к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

 

Новообразования: хватание, ходьба, первое слово (речь). Формирование потребности в общении с другими людьми и опреде­ленного эмоционального отношения к ним.

 

50. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие ребенка в период раннего возраста. Основные новообразования раннего возраста.

 

Раннее детство – 1-3 года.

Физическое развитие:

Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей ходьба становиться потребностью. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, дети носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

 

Когнитивное развитие:

Осваивается предметный мир. Игра – ведущая деятельность, формирование речи через игру. Ребенок соединяет общение и игру, начинает общаться со взрослыми через игру, возникают деловые отношения в раннем возрасте.

Восприятие – ведущий познавательный процесс - чувственное познание предметов окружающего мира. И если ощущения это чувственное познание свойств отдельных предметов, то восприятие это познание предмета целиком. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сферы ребенка и тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Основная форма мышлениянаглядно-действенное. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Происходит бурное развитие речи. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название (первое языковое «открытие»). В начале возраста в речи наблюдается феномен однословного предложения. На границе 2-3 года жизни ребенок начинает понимать, что слова в предложении связаны между собой (второе языковое «открытие»). Появляется ситуативная речь.

 

Психосоциальное развитие:

Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента. Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Происходит проявление целеполагания и целеустремленности. Изменяется отношение ребенка ко взрослому выражается в стремлении к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Слабое развитие эмпатии, как следствие эгоцентризма.

Кризис 3-х лет. Связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому.

 

Новообразования. Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Развитие наглядно-действенного мышления. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой.

 

 

51. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие ребенка в период младшего школьного возраста. Основные новообразования младшего школьного возраста.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.