Объективное (внешнее) наблюдение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе объективного наблюдения экспериментатор не только спрашивает испытуемого о его внутренних побуждениях, ощущениях и переживаниях, но и направляет испытуемого на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал закономерности протекания психических процессов. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

 

Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить основные условия, которым должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

 

К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

 

 

Теперь кратко перечислим основные недостатки объективного наблюдения.

 

- Интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения.

- Искажение действительности тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы.

- Он воспринимает избирательно только часть происходящего.

- Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей.

- Определенную трудность представляет интерпретация данных.

- И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.

 

14. !!!!Психофизиологические методы в психологии.

 

Психофизиологическими называются все методы исследования в которых о психических явлениях судят на основе анализа изучения физиологических процессов происходящих в организме. Это методы регистрации электромагнитной активности коры головного мозга, например метод компьютерной томографии мозга, метод регистрации времени реакции человека для того, чтобы судить о психических процессах происходящих в мозге, методы изучения активности различных структур мозга (например метод вживленных электродов, которые используются при изучении мозга животных). Методы регистрации мышечной активности, дыхательной активности. Любые методы в которых регистрируется с помощью разных приборов физиологические процессы и на основе которых делаются выводы о психологии.

 

(Немов) Это методы, при использовании которых для изучения психических явлений используют физиологические реакции организма. Например, электромагнитную активность головного мозга, напряжение и расслабление мышц, частоту и ритмику сердечных сокращений, дыхание, кожно-гальвоническую реакцию и т.д. Это методы, при которых для получения знаний о психических явлениях, используются регистрируемые при помощи различных приборов физиологические реакции организма.

 

 

15. ?????Эксперимент в психологии.

 

Это проводимый в специальных условиях опыт для получения новых знаний. В консультировании это специально созданная для клиента ситуация с целью более полного проживания опыта.

 

Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизнь того, кто согласился на испытания. Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений. В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. Разновидностью последнего является полевое исследование.

Различают также констатирующий и формирующий эксперимент. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.

При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько.

Обладая несомненными достоинствами эксперимент как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. При чем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал об этом. Это влияет на вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Получаемое в результате эксперимента эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляции т.е. вероятностных и статистических зависимостей, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. И наконец, применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей.

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Естественный эксперимент - особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

 

Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого.

1. Явный эксперимент - испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.

2. Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.

3. Скрытый эксперимент - испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

 

Таким образом, исследования проводятся самыми разными способами. Одни из них наиболее пригодны для изучения поведения взрослых людей, иные идеальны для рассмотрения особенностей детей. Кстати, именно на детской аудитории чаще всего приводятся скрытые эксперименты, поскольку дети нередко склонны замыкаться и менять свое поведение, если им сообщить все напрямую. Таким образом, скрытый эксперимент не является чем-то из области обмана – это необходимая мера для получения адекватных результатов.

 

16. Познание как прием, переработка, хранение и использование информации человеком.

 

Человек обладает совокупностью познавательных процессов, к которым относятся ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и речь. С помощью этих процессов человек получает знания о себе и о мире, перерабатывает их, сохраняет и использует в процессе практической и теоретической деятельности. Поэтому познание с психологической точки зрения можно определить как прием, переработка и использование информации человеком. Прием информации осуществляется с помощью ощущения и восприятия, хранение информации обеспечивается за счет работы памяти, переработку информации обеспечивают мышление человека, воображение. Такой специфический процесс как внимание отвечает за избирательный прием информации, за отбор информации из той, которую человек получает, для того чтобы использовать эту информацию в данном конкретном случае для выполнения данной конкретной работы.

 

Познание – это процесс получения человеком нового знания. В познании соединяются 2 вещи – знание и мышление. Выгодский – интериаризация знания

 

17. Ощущения и их классификация. Пороги чувствительности. Основной психофизический закон.

 

Ощущения - это чувственно простейший опыт. Ощущения отличаются от восприятия тем, что ощущения это чувственное познание свойств отдельных предметов, а восприятие это познание предмета целиком. Если говорить об интеллектуальной деятельности человека, то это такая некая пирамида:

 

Интеллектуальная пирамида строится таким образом, поэтому ощущений должно быть много, они должны быть предельно разные, должны основываться на различных органах чувств, тогда человек устойчиво себя чувствует и устойчиво функционирует.

 

Бывает пирамидка перевернутая, это свойственно детям, с которыми очень рано стали заниматься родители интеллектуально, очень умным детям. Поэтому психический мир перевернут именно потому, что он не опирается на объективную чувственную жизненную реальность, тогда человеку очень трудно функционировать, он не отталкивается от простейшего опыта.

 

 

Классификация по органам чувств - это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные.

 

Известной является классификация Шеррингтона

1. экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

2. проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

3. интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

 

Основной психофизический закон – это закон, который связывает между собой физические и психические явления, в частности ощущения человека и физические стимулы, которые эти ощущения вызывают. Этот закон был открыт в начале 2-ой половине 19 века двумя немецкими учеными физиками Эрнстом Вебером и Густавом Фехнером. Поэтому он имеет второе название – закон Вебера-Фехнера.

 

S=k*log(i+c)

 

s – сила ощущения, i – величина физического стимула, который вызывает данное ощущение, k и c это константы – постоянные величины разные для разных видов ощущений.

Закон Вебера-Фехнера – Изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя, т.е. внутренний мир реагирует в соответствии с логарифмом внешнего на него воздействия. (Так, для того чтобы ощущение, имеющее величину 1, усилилось в три раза, необходимо увеличить силу раздражителя в 103 раз.) ( сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя).

 

Пороги ощущений

 

Нижним порогом ощущения считается минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения различимого ощущения. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм2 поверхности кожи.

 

Верхний порог ощущения – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

 

 

18. !!!!!!!! Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия. Теории восприятия.

 

(Немов)

Восприятие – это процесс познания или отражения окружающей действительности в форме образов целостных предметов и явлений. Образ восприятия отличается от ощущений следующими свойствами: предметность, целостность, константность и категориальность.

 

Предметность это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

 

Целостность проявляется в том, что образ восприятия возникает сразу в целом, а не по отдельным ощущениям, которые входят в его состав. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются

 

Константность образа восприятия – это его относительное постоянство при меняющихся условиях восприятия. Константность может касаться таких свойств образа восприятия как величина, цвет и некоторых других.

 

Категориальность восприятия – проявляется в том, что восприятие человеком окружающей действительности является осмысленным. Когда мы что-то воспринимаем мы стараемся подобрать подходящие для воспринимаемого объекта слова, а слова являются понятиями, используя слова и понятия для обозначения образа восприятия, мы этот предмет, которому данный образ соответствует относим к определенной категории и наделяем воспринимаемый предмет теми свойствами, которые присущи данной категории предмета.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.