Оганизационно-правовые формы субъектов хозяйствования могут формироваться на базе частной, коллективной, государственной, а также смешанной формы собственности. В зависимости от формы организации хозяйствующие субъекты могут выступать в виде предприятий или объединений предприятий.
Основной организационно-правовой формой производственно-хозяйственной деятельности в народном хозяйстве Беларуси является предприятие.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. При этом надо иметь в виду, что хозяйствующий субъект может получить статус предприятия только при наличии следующих признаков:
- он должен обладать правом юридического лица;
- иметь в наличии трудовой коллектив;
- самостоятельно вести производственно-хозяйственную деятельность;
- использовать для ведения дела определенное имущество;
- не иметь в своей структуре других хозяйствующих субъектов, обладающих правом юридического лица;
- вести дело на принципах хозяйственного расчета.
Предприятие - основная производственно-хозяйственная единица и первичное звено во всех производственных отраслях. Оно представляет собой коллектив людей, объединенных общими целями и задачами, связанных между собой определенными производственными отношениями по поводу производства и реализации продукции или услуг.
Характерными чертами предприятия являются устойчивость его образования, производственно-техническое и организационно-экономическое единство.
Устойчивость предприятия определяется наличием определенных параметров и признаков, которые характеризуют его как хозяйствующий субъект постоянного действия, созданный для решения конкретных задач.
Производственно-техническое единство заключается в общности выпускаемой продукции или оказываемых услуг, в использовании в производстве определенной технологии и оборудования.
Организационно-экономическое единство предприятия предполагает наличие единого трудового коллектива, единой организационной структуры и аппарата управления, единой системы учета, отчетности и оценки результатов хозяйственной деятельности и др.
Деятельность предприятий регламентируется Гражданским Кодексом Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством предприятие действует на принципах хозрасчета независимо от форм собственности на средства производства. Его главной задачей является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах предприятия государство регулирует экономическими методами.
Учредителем предприятия может быть государство в лице соответствующих органов, трудовой коллектив, физическое или юридическое лицо, объединение физических или юридических лиц, а также иностранные физические или юридические лица.
Предприятие действует на основе устава, утверждаемого учредителем. В уставе определяются: наименование и вид предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли (дохода), условия реорганизации и прекращения деятельности. Законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, необходимого для организации предприятия. Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, предусмотренные уставом и не запрещенные Законом. На отдельные виды деятельности, например на производство лекарств, вооружений и т.п., предприятие должно получить соответствующую лицензию (разрешение).
Предприятие считается созданным и приобретает право юридического лица со дня его регистрации в исполнительном комитете совета народных депутатов. При этом в зависимости от величины и статуса предприятия оно регистрирует свой устав в местной администрации (например - лесхозы регистрируют свои уставы в райисполкоме) или в органах власти на уровне области. Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) предприятий регулируется специальным Положением, которым предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации. В их числе: заявление, копия решения (протокол) учредителей об организации предприятия, уставные документы (устав, договор о совместной деятельности), подтверждение о внесении денежного или имущественного вклада в уставный фонд, сведения об учредителях и их имущественном положении и др. Деятельность незарегистрированных предприятий Законом запрещена.
Задачи предприятий определяются их назначением и целями создания. Например, на организации, ведущие лесное хозяйство, возлагаются задачи по воспроизводству, охране, защите и улучшению санитарного состояния лесов, уходу за ними, повышению продуктивности лесов и плодородия лесных почв, организации и ведению лесных пользований, учету и мониторингу лесов, обеспечению экономической эффективности лесного хозяйства на основе единой технической политики и др.
Имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. В соответствии с законодательством и уставом имущество предприятия может принадлежать ему на праве собственности либо владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
а) денежные и материальные взносы учредителей;
б) доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
в) доходы от ценных бумаг;
г) кредиты банков и других кредиторов;
д.) капитальные вложения и финансирование из бюджета;
е) безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц, а также иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Владение и пользование землей и иными природными ресурсами, в том числе и лесными, осуществляется за плату, либо на льготных условиях, либо бесплатно.
Предприятие несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов, а также обязано возмещать ущерб, причиненный природе в результате своей деятельности.
Имущественные права предприятия гарантируются государством. Изъятие государством у предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав физическими или юридическими лицами, государственными органами, возмещаются по решению судов.
Как юридическое лицо, предприятие несет ответственность по своим обязательствам, причем не только принадлежащим ему имуществом, но и имеющимися у него денежными средствами и ценными бумагами.
Государство контролирует создание, реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций и их объединений. Это делается для того, чтобы исключить возможные злоупотребления в этой области, обеспечить правильное взимание налогов и соблюдение действующего законодательства.
Несостоятельность (банкротство) предприятия – это одно из оснований для его реорганизации или ликвидации. При этом следует иметь в виду, что банкротство коммерческих предприятий может быть признано только судом. Исключение из этого правила составляют казенные предприятия, потребительские кооперативы, благотворительные фонды. Они принимают решение об объявлении своего банкротства или ликвидации только добровольно и совместно с кредиторами. В Республике Беларусь стараются избегать банкротства предприятий, т.к. это влечет сложные социальные последствия: повышение безработицы, снижение уровня ВВП и др. Поэтому предприятию по возможности предоставляется возможность восстановить нормальную деятельность: проводится структуризация задолженности, вводится кризисное управление и т.д.
Установлена определенная процедура признания юридического лица несостоятельным. К предприятию-должнику могут быть применены следующие меры: внешнее управление, санация (оздоровление), конкурсный процесс – специальная форма ликвидации, обеспечивающая удовлетворение требований кредиторов из оставшегося у должника имущества.
Признание юридического лица банкротом является основанием для его ликвидации, которая считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование, только после внесения об этом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом устанавливается определенная очеред6ность погашения долгов предприятия-банкрота за счет имеющихся ликвидов и имущества, где на первое место выходит погашение налогов и оплата энергоресурсов.
Предприятия могут на добровольных началах по отраслевому или территориальному признаку объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и т.п. Однако создание указанных структур не должно противоречить антимонопольному законодательству.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.