Организации производства и управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научные основы организации и управления начали наиболее активно разрабатываться в эпоху промышленной революции. Эта работа ускорилась в конце XVIII и в XIX ХХ веках. Так, шотландский экономист Адам Смит (1723-1790) создал учение о разделении труда, которое явилось основой науки об организации производства.

Большой вклад в развитие науки внес Роберт Оуэн (1771-1835), который показал, что уровень производительности труда рабочих существенно зависит от условий труда, отдыха и проживания, а также во многом определяется уровнем образования и квалификации.

Англичанин Чарльз Боббидж (1791-1871) разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, а также методику сравнительного анализа однопрофильных предприятий, показал тем самым необходимость наличия целостной системы управления не только производством, но и предприятием.

Постепенно в развитии теории и практики организации производства и управления сложилось несколько известных школ, в числе которых наиболее заметную роль сыграли школы рационального менеджмента (управления), административного (классического) менеджмента и школа человеческих отношений.

Наиболее ярким представителем рационалистической школы управления является инженер Фредерик Тейлор (1856-1915), который считается родоначальником научных основ организации производства. Ему принадлежат разработки методов обоснования норм времени на производство единицы продукции (работы) и рациональных способов выполнения работ, соблюдение которых позволяет достичь наиболее высокой производительности труда. При этом, важное значение придавалось использованию материальных стимулов. В этих целях Ф. Тейлор рекомендовал использовать прогрессивную систему оплаты труда, а также косвенные меры поощрения – организацию рабочих столовых, детских яслей и садов, различных курсов и т.п. По его мнению, каждое рабочее место должно быть оснащено необходимым инструментом и оборудованием, а нормы времени на изготовление единицы продукции научно обоснованы. Соблюдение этих условий – залог высокопроизводительного труда.

К числу крупнейших представителей рационалистической школы относятся Френк и Лилиан Гилбрейт, которые разработали научные принципы организации рабочего места и усовершенствовали методику хронометража.

Заслугой этой школы является выработка и обоснование следующих основных положений организации производства:

- признание работы по управлению (менеджмента) самостоятельной сферой и видом деятельности по рационализации производства;

- разделение процесса производства и трудовых операций на звенья и элементы и нормирование затрат времени на их выполнение;

- планирование производства и рабочих заданий на основе установленных научно обоснованных норм;

- организация на предприятии специальных подразделений, обеспечивающих планирование, последовательность и сроки выполнения установленных заданий;

- взаимосвязь высокой производительности труда и величины заработной платы;

- подбор и расстановка работников с учетом их квалификации, физических и психологических особенностей.

Школа административного менеджмента, называемого еще классическим, представлена такими яркими личностями, как Анри Файоль (1841-1925), Гарингтон Эмерсон (1853-1931) и Генри Форд (1861-1947). Они разработали универсальные принципы управления, пригодные для использования на всех уровнях управления и типах предприятий. Эти решения оказались более эффективными, чем тейлоризм, который основной упор делал на поиск путей более эффективной организации самого производственного процесса без учета при этом необходимости совершенствования управления предприятием в целом. Вот некоторые важнейшие из разработанных универсаль­ных принципов:

- неотделимость власти от ответственности;

- разделение и специализация труда;

- единоначалие в управлении;

- единая и обязательная для всех дисциплина;

- подчинение личных интересов коллективным;

- справедливое вознаграждение за труд;

- минимизация управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей;

- справедливость и устойчивость персонала;

- поощрение инициативы и новаторства;

- корпоративный дух, т.е. коллективизм в труде.

Генри Форду принадлежит разработка непрерывной поточной системы организации производства, основанной на применении конвейеров. Он считал, что массовое производство при минимальных издержках и максимальной прибыльности отвечает интересам не только предпринимателей, но и рядовых покупателей.

Все перечисленные принципы не потеряли значения и в наши дни.

Школа человеческих отношений, возникшая в XX веке и получившая широкое распространение в Японии, рассматривает каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему, которая должна способствовать развитию у работников чувства ответственности, общности интересов, признания авторитета знаний и профессионализма.

На ее основе возник ряд так называемых поведенческих концепций, имеющих целью создать необходимые условия для проявления внутренних возможностей работником и тем самым стимулировать рост производительности труда (Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт и др.).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 165.