Сторонники этой теории считают, что так как и действие, и бездействие — формы поведения человека, то нет принципиальной разницы в механизме причинения. Только «при активной форме поведения лицо само собственными силами приводит в движение нужные ему способы достижения общественно опасного результата — собственными руками, ногами, гортанью и языком, используя механизмы, животных и проч. При пассивной форме поведения лицо позволяет другим лицам, механизмам, животным и проч. вызывать последствия...»[111] — пишет Н.Ф.Кузнецова.
«Приведенный тезис не лучшим образом совмещается с положением о продуцирующем характере причинения, отмеченном в том же параграфе. Каузальность бездействия и здесь подменяется каузальностью иных сил», — правильно возражает ей Н.Н.Ярмыш[112].
Фактическое отождествление причинения последствий с их непредотвращением можно заметить и в других работах. Так, М.И.Ковалев и Н.А.Ныркова, стоящие на позиции признания причиняющих свойств бездействия, также утверждают, что «в правовом плане юридическое бездействие существенно не отличается от действий», на том основании, что «пассивность виновного лица позволяет вырваться на простор разрушительным силам, которые он должен и мог контролировать, и именно это обстоятельство позволяет считать его виновным в наступлении преступного результата[113].
«В отличие от действия, которое своими энергетическими свойствами и средствами производит изменения во внешнем мире, — вторит ей В.Д.Филимонов, — при бездействии вред обществу в процессе причинения наносится внешними силами. Виновный в этом случае не оказывает противодействия поведению других лиц, стихийным силам природы, биологическим и техническим процессам и т. п. Именно это и приводит к наступлению вредных последствий»[114].
Именно это и приводит к наступлению вредных последствий, но при чем здесь бездействующий? Ведь бездействовал весь мир.
Если считать правильным понимание бездействия как несовершения определенных действий, которые субъект должен был совершить, «то следует признать, что при бездействии последствия наступают всегда вследствие других причин, вредные действия которых обвиняемый не предотвратил»[115]. Но в том-то и дело, говорят сторонники этой теории, что «такое понимание бездействия неприемлемо потому, что нельзя отрывать бездействие от тех конкретных условий, в которых лицо бездействовало, ибо только совокупное рассмотрение как самого бездействия человека, так и иных обстоятельств, действий сил природы, механизмов и т. п., сопутствующих ему, дает правильное пред-
687
ставление о причиннои связи» .
Как нетрудно заметить, сторонники этой теории, а к ним, кроме М.И.Ковалева и П.Т.Васькова, можно отнести В.Ф.Кириченко[116], И.С.Самощенко[117], Т.В.Церетели[118] и некоторых других, исходят из понимания действия не только как «голого» телодвижения человека, а как включающего в себя силы и закономерности объективного мира, распространяя его и на бездействие.
Не говоря уже о спорности данной точки зрения, заметим, что если при действии в совокупности с такими силами и средствами рассматривается телодвижение человека, то при бездействии к ним нечего прибавить (в совокупности с чем мы будем рассматривать действие указанных сил и закономерностей?)
Мы уже указывали, что подобное понимание действия и бездействия ведет к сверхъестественному выводу, что действия лица могут продолжаться и после его смерти. Рассмотрение бездействия в совокупности с силами и закономерностями природы (если такое вообще возможно) нарушает принцип изолированности явлений. А их «использование», поскольку включение внешних сил в орбиту поведения человека происходит лишь в его сознании, носит, как указывает Г.В.Тимейко, субъективный характер. При таком понимании причинной связи остаются одни слова о причиняющем характере бездействия[119].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 270.