Эта теория, появившись довольно давно, получила четкое обоснование в работах П.Г.Семенова, Т.Л.Сергеевой и В.С.Прохорова.
По мнению сторонника этой теории В.С.Прохорова, «глубокую внутреннюю связь явлений, факт их движения, становления и развития друг из друга выражают категории возможности и действительности. Каждое явление, прежде чем возникнуть, имеет свое основание в определенной действительности, которое по отношению к рассматриваемому явлению выступает как возможность. Возможность, таким образом, выражает тенден-
564
цию развития данной действительности» .
Различают абстрактные (формальные) и реальные (конкретные) возможности. «Абстрактная возможность выражает способность определенной действительности к развитию, но не предопределяет его направленности, — пишет другой сторонник этой теории П.Г.Семенов, — поэтому с точки зрения абстрактной возможности, возможно все, что не содержит в себе внутреннего логического противоречия. Это значит, что абстрактная возможность лишена конкретного содержания, поэтому она сама по себе не способна породить другое явление, т. е. превратиться в действительность. Иное значение имеет реальная возможность. Она является такой ступенью развития действительности, которая характеризуется наличием определенных реальных предпосылок для возникновения новой действительности, т. е. способна в своем развитии породить определенное явление»[37].
Из различия в объективной природе абстрактной и реальной возможностей следует, что явления, обусловившие абстрактную возможность наступления тех или иных последствий, не являются их причинами, если последовательное развитие абстрактной возможности в реальную, а затем в действительность привело к их наступлению. Напротив, действие человека (явление), создавшее реальную возможность наступления результата (преступление) или превратившее реальную возможность в действительность, всегда является его причиной.
По мнению Т.Л.Сергеевой, «необходимое» или «действительное» причинение преступного последствия имеет место тогда, «когда поведение лица, являясь одним из необходимых условий наступления преступного результата, вместе с тем превратило в действительность реальную возможность наступления этого результата созданную им самим, другими лицами или иными силами, или активно участвовало в этом претворении совместно с другими лицам или силами»566. С таким пониманием «необходимой причинной связи» был согласен также Г.К.Матвеев567.
Т.Л.Сергеева писала, что «практический результат признания возможности критерием причинной связи заключается в том, что объективное основание уголовной ответственности признается уже тогда, когда установлено, что действие обвиняемого заключало в себе только одну возможность наступления данного результата, тем самым отпадает необходимость в установлении того, претворена ли была эта возможность в действительность самим обвиняемым»568.
Но положение, что причинную связь между действием человека и наступившим общественно опасным последствием следует считать существующей лишь тогда, когда действие «претворило в действительность реальную возможность наступления этого результата» или когда оно «активно участвовало в этом претворении», непригодно для раскрытия причинной связи между действием человека и наступлением общественно опасного последствия.
Теория возможности и действительности вызвала возражения еще в период ее становления. Так, Т.В.Церетели считала, что вообще вопрос о наличии или отсутствии причинной связи нельзя решить при помощи категории возможности: «Это неизбежно привело бы к отождествлению понятий действительности и возможности. Поскольку причинная связь есть действительная
Сергеева Т.Н. Вопросы виновности и вины в практике Верховного Суда СССР по уголовным делам. М., 1950. С. 85.
Матвеев Г.К. Вина в советском гражданском праве. Киев, 1955. С. 73. Сергеева Т.Д. Указ. соч. С. 85. 22 Малинин 337 связь между явлениями, постольку ее нельзя заменять возмож-
569
ной связью» .
Замена исследования о действительной причинной связи исследованием содержащейся в действии лица возможности наступления преступного последствия означает отождествление возможности с действительностью. Но это различные понятия. Хотя реальная возможность содержит в себе сторону действительности, она потому и реальна, что имеет свои корни в действительности, определяется условиями, существующими в ней, выражает существующую в действительности тенденцию к развитию. И ее отношение к другой, еще не осуществившейся действительности, является лишь возможностью.
Если событие возможно, значит в реальной действительности есть условия, беспрепятственное развитие которых может происходить в определенном направлении. Но в то же время в этой действительности имеются и иные условия, которые могут повернуть процесс в другую сторону. В реальной действительности могут существовать условия, которые содержат одну единственную возможность, да и та может осуществиться, но может и не осуществиться.
При исследовании причинной связи между действием лица и наступившим общественно опасным последствием мы всегда имеем дело с уже осуществившейся возможностью, которая является уже не возможностью, а действительностью. И поэтому непонятно, почему исследование действительной причинной связи должно быть заменено исследованием лишь ее возможности.
Данная теория смыкается с предыдущей теорией вероятностной причинной связи. Как пишет Н.Н.Ярмыш, «с позиций этой теории "необходимая" причинная связь имеет место лишь в тех случаях, когда деяние порождает последствие с внутренне присущей ему необходимостью — когда последствие в данной конкретной обстановке являлось реально возможным, наступило от
570
совершения данных действии закономерно» .
Рассмотрим следующий пример из уголовной практики.
А. решил убить П. за нанесенную им обиду и стал поджидать удобного случая. Однажды А. возвращался с охоты и увидел на берегу реки компанию мужчин, распивавших спиртные напитки. Среди них находился П. С расстояния 40 м А. произвел прицельный выстрел из винтовки в П. Пуля попала в П., изменила направление и попала в голову С., сидевшего рядом с П. От полученных ранений С. сразу же скончался. П. остался жив .
С точки зрения теории «возможности и действительности» следует признать причинную связь между действием (выстрелом) А. и смертью П. (которой нет!) и не признать связь со смертью С.
В первом случае была конкретная возможность, а во втором — абстрактная. Но сколько бы ни говорили сторонники этой теории, что смерть С. невозможна, она наступила, а П., вопреки «конкретной возможности», остался жив. А это значит, что не имеет никакого значения, существует ли конкретная или абстрактная возможность, поскольку, если она переросла в действительность, причинная связь должна признаваться.
Теория виновной причинности
Сторонники этой теории считают, что в уголовном праве нужно применять не общефилософское, естественное понятие причинности, а специальное, юридическое. «Причинные связи могут быть юридически значимыми и юридически безразличными», — пишет В.Д.Филимонов[38].
Так как общее понятие причинной связи они считают непригодным для обоснования уголовного вменения, то создают специальное понятие причинной связи в уголовно-правовом смысле, используя для этого институт виновности.
«Соответственно, только те явления могут быть вменены человеку, которые проистекли из действий его, совершавшихся при возможности их предвидения» — пишет основоположник этой теории Н.Д.Сергеевский[39]. Ему вторит П.П.Михайленко: «Юридическое значение имеет лишь та причинная связь, которая охватывается или должна охватываться предвидением субъ-
574
екта» .
По мнению сторонников этой теории, уголовное право всегда имеет дело не с явлением во всей его полноте, со всеми его подробностями, а лишь с одной или некоторыми его сторонами, а потому в каждом конкретном случае остается масса подробностей и признаков, безразличных для уголовного права, предвидение или непредвидение которых не имеет никакого значения для вменения деяния в том его составе, который определен в уголовном законе. То есть, признавая предвидение или его возможность необходимым условием вменения человеку последствий его деятельности, необходимо предвидение всех тех сторон явления, которые входят в состав преступления, а предвидение других черт, безразличных для уголовного права, не имеет значения.
Так, например, Н.Д.Сергеевский утверждал, что «причинная связь для уголовного права устанавливается между действиями человека и связанным с ними явлением тогда, когда человек, совершая те действия, о которых идет речь, предвидел или мог предвидеть это явление как последствие, то есть сознавал или мог сознавать комбинацию предыдущих сил, знал и мог знать их действие»[40].
Таким образом, для предвидения преступного результата как последствия своих действий необходимо со стороны субъекта знание комбинации предыдущего настолько, насколько самый результат определяется в уголовном законе в качестве состава преступления. Под возможностью предвидения, сообразно этому, мы должны разуметь практическую возможность для данного субъекта ознакомиться с соответствующей комбинацией, в которую входят его действия.
Но что значит предвидеть явление? И когда мы можем предвидеть явление? Согласно теории виновной причинности, мы можем предвидеть явление только тогда, когда знаем соответствующую ему комбинацию предыдущих сил и фактов. «Не зная этой комбинации, нет возможности предвидеть явление, точно так же, как, не сознавая своей деятельности, нельзя предвидеть ее последствий»[41]. Предвидение последствий может охватывать явление или в его полном составе, со всеми подробностями, или только некоторые его стороны, или же в силу ошибки в расчете предвидение может оказаться ложным. «Поэтому, если мы говорим, что известное лицо предвидело такое-то и такое-то явление как последствие своих действий, то это значит, что это лицо сознавало соответствующую комбинацию предыдущего, одним из членов которой служат его собственные действия; при этом предвидение может распространяться как на все признаки и все подробности явления, так и на одну его какую-либо сторону»[42].
Но это невозможно. Становление всякого конкретного события связано с таким количеством переплетающихся обстоятельств, что, по общему правилу, человек не имеет возможности предусмотреть с точностью все эти обстоятельства. Достаточно поэтому, чтобы при умысле лицо предвидело реальную возможность наступления преступного результата и развитие причинной связи в общих чертах, а при неосторожности достаточно, чтобы у лица была возможность такого предвидения.
Никто не может отвечать за последствие, предусмотренное законом, если оно не было причинено действием лица и не охватывалось его виной.
Требование причинной связи как необходимой предпосылки уголовной ответственности объясняется тем, что уголовное право считает возможным наказывать лицо лишь в том случае, когда совершенное им деяние представляет действительную опасность для общественных отношений.
Причинная связь и вина являются двумя одинаково необходимыми предпосылками уголовной ответственности. Ни одна из них, взятая самостоятельно и независимо от другой, не может обосновать уголовную ответственность. При этом обе указанные предпосылки уголовной ответственности являются равноценными. Соотношение причинной связи и вины следует понимать как органическое единство противоположностей, т. е. как единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.
При изучении отдельных элементов понятия преступления эти две стороны анализируются отдельно друг от друга:
а) преступное деяние, во-первых, изучается со стороны объективных процессов, вызванных волей виновного. В этом случае нас интересует осуществляющаяся в действительности причинная связь между волевым актом и наступившим общественно опасным последствием независимо от того, предвидело ли лицо преступные последствия своей деятельности либо имело возможность их предвидеть;
б) преступное деяние, во-вторых, изучается со стороны содержания воли. В этом случае нас интересует содержание тех представлений и эмоций, которые сопутствуют внешнему проявлению воли. Это — процесс, протекающий в психике деятеля. Поэтому действительное осуществление имеющихся у субъекта представлений для этого процесса не имеет значения.
Первое, что можно возразить на это: диалектико-мате- риалистическая концепция причинности, распространяющая свое действие и на сферу уголовного права, полностью отрицает возможность привнесения некоего субъективного начала в объективную реальность. Именно поэтому понятия «причинная связь» и «вина» не только не совпадают, но и не пересекаются.
Возвращаясь в очередной раз к философским основам причинной связи, нельзя забывать о ее объективном характере и приписывать какой бы то ни было субъективизм этому понятию. Именно наличие и степень вины в действиях лица служат основанием для привлечения его к уголовной ответственности и назначения того или иного наказания в том случае, если причинная связь между действиями этого лица и наступившими общественно опасными последствиями находит свое подтверждение.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 751.