Иногда ее называют «мотивирующей»[86]. И хотя она не нова, и сторонники каузальности бездействия не раз высказывали мысли, составляющие основу этой теории[87], однако только в последнее время она приняла, так сказать, «юридический статус» в концепции А.Ф. Парфенова[88] и получила философско- правовое обоснование в работах Н.Н.Ярмыш.
В свое время В.Н.Кудрявцев писал, что «перенос информации — типичное свойство причинности в сфере общественных явлений»[89] и «что бездействие, будучи пассивным, с энергетической точки зрения обладает определенными активными свойствами в информационном плане»[90]. Эту мысль поддержал М.С.Гринберг: «Бездействие, в механическом значении этого слова, являясь противоположностью действию источнику энергии, лишено причиняющей способности (обратим внимание на это положение. — В.М..). В отличие от него бездействие-сигнал выполняет ту же функцию, что и сигнальное действие, т. е. несет информацию, и в этом плане его причиняющая сила не отличается от причиняющей силы бездействия»[91].
Признавая, что в природе бездействие лишено причиняющего значения, представители данной концепции утверждают, что в обществе, состоящем из познавательных членов, бездействие одного лица может определенным образом обусловливать поведение другого лица, заставить его действовать или, наоборот,
бездействовать, т. е. является причинои именно такого его пове-
652
дения .
Не оспаривая правомерность выделения информационной причинной связи[92], более того, соглашаясь с ее существованием в общественных явлениях, и, в частности, в праве, тем не менее сделаем ряд замечаний, касающихся как существа такой связи, так и ее применения.
Диалектико-материалистическая теория познания исходит из единства физического и психического. Все психические процессы в человеке представляют собой отражение объективной действительности, в том числе и деяний других людей. «Все, что побуждает человека к деятельности, — писал Ф.Энгельс, — должно проходить через его голову <...> Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом — в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся "идеальными силами"»[93].
«Любые внешние сигналы, любая информация может, но, с нашей точки зрения, далеко не всегда действительно является причиной ответных реакций другого человека. И вот почему. Специалисты предупреждают: решая вопрос о влиянии того или иного фактора на живой организм вообще (не говоря уже о человеке), исследователь должен учитывать, что взаимодействие организма с этим «раздражителем» вовсе не механическое. Суть его заключается в том, что изменяющее воздействие внешнего фактора преломляется через специфическую внутреннюю среду живой системы, которая не пассивно воспринимает это влияние, а через обменные процессы активно, в соответствии со своей наследственной природой, реагирует на него», — пишет Г.В.Тимейко[94].
Мы полностью согласны с ним, что в таких ситуациях «объективная причинная связь с наступившими общественно опасными последствиями порождается только действиями лица, переработавшего в своем сознании полученную информа-
656
цию...»
Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Именно поэтому человек, получивший какую-либо информацию, не становится бездумным и бездушным автоматом, действующим по системе заложенных в нем рычагов и механизмов[95]. Признавать причиной поведения одного лица поведение другого — значит отрицать сознательный характер человеческого поведения вообще.
Поведение лица может обусловливать, а может и не обусловливать поведение другого, а значит, поведение может быть, а может и не быть такой причиной.
Причем — и это является основным аргументом против этой теории — бездействие причиняет не непосредственно, а лишь опосредованно, проходя через голову другого лица. Оно изменяет не внешний мир, не природу, не вещи, а сознание другого лица (да и то не всегда). Человек может сообразовывать свое поведение не только с поведением других людей, но и с поведением животных и даже с «бездействием» неживой природы. Увидев на дороге лежащий камень, он обходит его. Разве камень не изменил его движения, не стал «причиной» этого изменения?
С этим согласна и Н.Н.Ярмыш[96]. В свою очередь, мы можем с ней согласиться, что «пассивное поведение, "бездействие", активно отразившись в сознании человека, может выступать в качестве причины изменений его поведения». И хотя Н.Н.Ярмыш признает причиняющую роль бездействия, однако такое признание дорого стоит.
«Из всего сказанного ранее наша позиция по поводу причиняющих свойств бездействия наверное уже достаточно ясна, — пишет она. — И мы не можем согласиться с тем, что бездействие способно выступать в качестве причиняющего фактора иначе, как воздействуя на сознание. Любые другие его варианты, с нашей точки зрения, причиняющими свойствами обладать не могут. Таким образом, мы не отрицаем причинности при бездействии (хотя для нас оно служит не причиной как таковой, а носителем причины). Но сферу такой причинности ограничиваем лишь узкой областью. Бездействие, лишенное информативности — активного, действительного, силового, производительного, т. е. порождающего начала, не способно служить причиной каких бы то ни было изменений в окружающем мире (как в естественной, так и в социальной его сферах)»[97]..
Но уточним, что бездействие причиняет не непосредственно, а лишь опосредованно, проходя через голову другого лица. Оно изменяет не внешний мир, не природу, не вещи, а сознание другого лица (да и то не всегда). Человек может сообразовывать свое поведение не только с поведением других людей, но и с поведением животных, и даже с «бездействием» неживой природы. Увидев на дороге лежащий камень, он обходит его. Разве камень не изменил его движения, не стал «причиной» этого изменения?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 303.