23 ноября 1977 г. в 22 часа Кубаев следовал на закрепленной за ним автомашине марки ЗИЛ-130 по трассе Черкесск — У рун. В связи с тем, что в пути следования кончился бензин, Кубаев оставил машину на проезжей части дороги, не поставив знак аварийной остановки. Водитель автомашины ЗИЛ-131 Коте- гов, следовавший в том же направлении, объезжая машину Кубаева, столкнулся со встречной автомашиной ВАЗ-2102, водитель которой, Башкиев, от полученных повреждений скончался. Оба были осуждены народным судом по ч. 2 ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ). Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР приговор в отношении Кубаева отменила, указав, что хотя Кубаев и нарушил п. 106 и 136 Правил дорожного движения, однако не эти нарушения явились причиной автотранспортного происшествия. Котегов своевременно увидел машину Кубаева, следовательно, мог оценить дорожную обстановку и предотвратить аварию. Он же не снизил скорость
движения и выехал на полосу встречного движения. Именно
660
эти нарушения и явились причиной смерти потерпевшего .
Согласно теории информационной причинности, ответственность в данном случае должен нести Кубаев, а не Котегов, так как нахождение на проезжей части автомашины обусловило поведение Котегова, он стал ее объезжать.
Данный пример наглядно показывает ошибочность распространения теории информационной причинности на все случаи преступных деяний.
Слабость данной теории — воздействие информации не на материальный мир, а на сознание людей — является ее же сильной стороной. И, как мы уже говорили, без нее также нельзя обосновать ответственность соучастников. В этом случае бездействие не может быть такой причиной, так как необходима передача информации, а не просто получение ее из окружающей среды.
Теория «пассивной среды»
В.Н.Кудрявцев признает, что в некоторых случаях (например, при халатности) нет ни энергетического, ни информационного воздействия. Наличие причинной связи в этом случае он связывает с особым, пассивным состоянием окружающей среды, причем и причина, и последствие являются не чем иным, как «ничем» — П-П (пассивное поведение — пассивный результат), как пишет сам Кудрявцев.
Бездействие признается частным случаем покоя. Покой же имеет свои собственные причины. Внешней причиной покоя «может быть особое состояние окружающей среды, при котором действующие силы взаимно уравновешиваются»66'. А причиной пассивного состояния является пассивное состояние окружающей среды. Под пассивным последствием В.Н.Кудрявцев понимает ненаступление изменений в другом явлении. «Следовательно, — пишет он, — пассивное состояние одного явления может (при определенных условиях) рассматриваться как причина пассивного состояния другого (т. е. ненаступления измене-
„ \ 662 нии в другом явлении)» .
Суть этой теории в переводе на простой язык — ни от чего не происходит ничего, но ничто и есть причина этого ничего.
Но ни причина, ни следствие не могут быть определены как «ничто». Причина события должна быть некоторым изменением и, следовательно, не может относиться к постоянной части условий. Многие философы придают важное значение этому критерию. В.Я.Перминов полагает даже, что представление об изменении может служить достаточным критерием для указания
663
причины
Кроме того, как мы уже указывали, бездействие — не пассивное поведение, а невыполнение требуемого законом действия.
Правильно указывает Г.В.Тимейко, что о «причине» мы можем говорить только тогда, когда имеется результат, а пока его нет, ничто не может быть названо причиной; точно так же нельзя признавать последствием ненаступление определенного результата, так как в этом случае никакого вреда объекту не причиняется, во внешнем мире все остается по-прежнему[98].
Теория «возможности»
Чтобы не признать причиной результата всех, кто бездействовал, т. е. неограниченный круг лиц, предлагаются в основном два ограничения: обязанность действовать и ее возможность. Отсюда и выдвигаются две теории, в основе одной — критерий обязанности действовать, а другой — критерий возможности.
Первую мы рассмотрим ниже, сейчас же остановимся на второй. Ее основные сторонники Г.К.Матвеев и В.Н.Кудрявцев пришли к ней двумя путями.
Г.К.Матвеев, неудовлетворенный нормативной теорией, но в то же время не желая отступать от общего принципа причинности бездействия, считает, что нельзя видеть в бездействии только юридическое понятие; кроме него, имеет место и простое (безразличное, с правовой точки зрения) бездействие. «Возможно что именно в признании простого бездействия и состоит залог успешного решения рассматриваемой проблемы», — делает вывод Г.К.Матвеев[99].
Однако и такое бездействие не всегда, по его мнению, влечет противоправный результат. Если к регулировщику уличного движения подходит знакомый и отвлекает его разговорами, а в это время происходит столкновение машин, то в причинной связи с результатом будет находиться не только бездействие регулировщика, но и бездействие всех, кто мог предотвратить аварию. Обвиняя затем юристов, что они для определения причинной связи вырывают из этого комплекса обычно только два факта (противоправное бездействие и вред), абстрагируясь от множества других фактов и явлений, и всегда поэтому несколько упрощают взаимосвязь между ними, Г.К.Матвеев предлагает рассматривать бездействие в системе, во взаимодействии различных связей[100].
В.Н.Кудрявцев подходит к этой теории, рассматривая границы пассивной среды, которую он считает причиной пассивного результата[101]. «Эти границы, — пишет он, — определяются скоростью распространения процессов, которые могут повлиять на наступающий результат»66, и для пояснения приводит следующий пример.
На берегу реки сидят несколько человек, причем часть из них умеет плавать хорошо, часть хуже, а некоторые не умеют плавать вообще. Тонет человек, но никто ему не помогает. Спрашивается: чье бездействие находится в причинной связи с его смертью?
Причиной смерти потерпевшего, считает В.Н.Кудрявцев, явилось пассивное состояние внешней среды, в которую входили люди, которые могли спасти утопающего.
Казалось бы, достаточно четко определен круг лиц, причинивших вред. Но на этом Кудрявцев не останавливается, считая, что «указанный круг еще достаточно обширен», и предлагает
еще одну теорию, основанную на взаимодействии и системном подходе к явлению. В итоге он приходит к выводу, что в причинной связи с результатом стоит тот, кто должен был действовать, т. е. к нормативной теории[102].
Прежде всего два предварительных замечания. Во-первых, «просто» бездействия, как пишет Г.К.Матвеев, не существует. «В поведении человека, рассматриваемом на физическом уровне, т. е. как механическое взаимодействие его с другими лицами и предметами, нет места бездействию...» — писал А.А.Тер- Акопов[103]. Бездействие — и это мы неоднократно подчеркивали — не просто «ничегонеделание», а невыполнение юридически обязательных действий. Даже существование аморального бездействия должно связываться с невыполнением моральных норм. Во-вторых, Г.К.Матвеев обосновывает наличие причинной связи возможностью прервать ее. Но это значит, что причинная связь уже существует (раз ее можно прервать). Да и существует она не между бездействием лиц, которые могут лишь прервать ее, т. е. создать новую причинную связь, а между действиями других лиц, которые создали ее, и наступившим результатом.
Основной же недостаток рассматриваемой теории заключается в том, что вопрос о наличии или отсутствии причинной связи при бездействии (заметим — не вопрос об ответственности, а именно — вопрос о причинной связи) ставится в зависимость от возможности лица предотвратить последствие. «Но критерий "мог", — писал Г.В.Тимейко, — это критерий субъективный, говорящий о наличии вины, но не причинной связи при бездействии»[104]. Следовательно, признание причинителем того, кто мог предотвратить вред, ставит наличие причинной связи как объективной категории в зависимость от субъективного момента, т. е. вины.
669 -г
Ам же.
670
671
Положение этой теории «кто мог отклонить последствие, тот причинил его», означает, что если, например, дерутся два мальчика, которых я легко могу разнять, то дальнейшие побои причинены мною умышленно.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 263.