Данная теория была наиболее распространенной в советском уголовной праве, так как основывалась на марксистско- ленинском понимании необходимости и случайности.
«Вопрос об уголовной ответственности может ставиться лишь в отношении необходимых последствий данного действия человека. Все случайные последствия данного действия лица лежат за пределами интересов уголовного права. За эти последствия лицо ни при каких условиях не может нести уголовной ответственности. Для уголовного права имеют значение лишь причинно-необходимые связи»[21], — писал А.А.Пионтковский.
Имеются ее сторонники и сейчас.
В частности, Л.Д.Гаухман, решительно заявляет: «Следует подчеркнуть, что случайная связь не может быть признана при-
и 545
чиннои связью» .
Для иллюстрации этой теории ее авторы приводят следующие примеры.
1. Мальчик стал обзывать конюха, тот погнался за ним; мальчик, убегая, упал в яму, сломал ногу, в рану попала инфекция, и он умер.
2. На тротуаре лежал пьяный. Прохожий, проходя мимо, поднял его, поставил на ноги и пошел дальше. Пьяный, шатаясь, свалился на проезжую часть и попал под проезжающий автомобиль.
Сторонники этой теории говорят, что в этих случаях причинная связь была случайной, а потому не признается таковой с точки зрения уголовного права. Но, предположим, если совершивший действие человек все-таки предвидит развитие причинной связи и все делает для наступления результатов. Конюх специально гонит мальчика к яме, на дне которой валяется металлолом. А прохожий, узнав в лежащем пьянице своего соседа- врага и увидев приближающийся автомобиль, специально поднимает пьяного, чтобы он, падая, попал под колеса. Неужели и в этих случаях мы не признаем наличие причинной связи? Как ни странно это звучит, но это теория перекликается с адекватной теорией причинной связи, что подтверждает и один из его сторонников С.А.Тарарухин: «Для решения вопроса о том, является ли причинная связь необходимой либо случайной требуется установить, является ли наступление результата в рассматриваемой ситуации типичным, что будет свидетельством необходимой причинной связи, или такой результат атипичен (имеет место только иногда), что характерно для случая»[22].
Правильность привлечения к решению вопроса о причинной связи в праве категорий необходимости и случайности вызывает сомнения. Прежде всего вызывают сомнения термины «причинно-необходимая» и «причинно-случайная» связь. Такая терминология может создать представление, что некоторые причины с необходимостью вызывают следствие, а другие — могут вызвать, но могут и не вызвать его. Но, как правильно пишет М.А.Парнюк, «всякая причинная связь является необходимой, ибо причина как субстанция, как активная сущность определяет природу действия»[23].
«Характеризует ли признак необходимости что-либо новое в связи причины и следствия по сравнению с существующим знанием о ней?» — спрашивает другой философ Н.А.Князев[24]. И сам же отвечает: «Необходимость не может вводиться как признак причинной связи. Он или дублирует то, что мыслится в понятии «закономерность», или же, если он понимается как иное добавление и подкрепление закономерности, является вообще излишним. Что касается связей между явлениями, то они просто существуют фактически»[25].
Подтверждает это и А.И.Плотников: «Признак закономерности вообще не несет никакой прямой смысловой нагрузки, ибо все, что есть в мире, закономерно, а лишь дополнительно подчеркивает причино-следственное отношение»[26].
Причинная связь по своей сущности предполагает момент необходимого следования одного явления за другим. Необходимость является существенным и неотъемлемым элементом причинности. Лишь такая связь между двумя явлениями носит название причинной связи, при которой предшествующее явление с необходимостью порождает последующее. Если же в числе явлений, предшествующих наступлению какого-либо события, имеются такие, без которых результат все равно наступил бы, то это явление не находится ни в какой связи с результатом. Поэтому термин «причинно-необходимая связь» содержит в себе тавтологию, ибо в понятии причинной связи момент необходимости уже предполагается, а в термине «причинно-случайная связь» причина не может быть случайной по отношению к собственному следствию. Всякая связь причины и следствия необходима и однозначна по своей сущности: иначе мы имели бы дело не с причинной, а иной связью.
Совершенно правильно пишет тот же Н.А.Князев, что «всякая причинная связь необходима. Не может быть случайных причинных связей, ибо иначе возникло логическое противоречие с самим принципом причинности»[27]. И дальше: «Причина может быть случайной по отношению к другой причине и посторонним для нее обстоятельствам, но она не может быть слу-
- 552
чайной по отношению к своему следствию» .
Нашу позицию полностью поддерживает Н.Н.Ярмыш: «По нашему мнению, вызревшему в результате анализа многочисленных источников и собственных раздумий, порождение несовместимо и с необходимостью. Необходимость, понимаемая как антипод случайности, вообще не может быть характеристикой причинной связи. Сама постановка вопроса о том, какой является конкретная причинная связь — необходимой или случайной — в нашем представлении является некорректной.
Наша позиция такова, что определение причинения посредством указания на его необходимый, в противовес случайному, характер алогично, т. е. это — стремление совместить несовместимое. Порождение есть порождение. Ни случайным, ни необходимым оно быть не может — это вообще не его характеристики»[28]. И продолжает дальше. «Поэтому логически небезупречными выглядят встречающиеся в уголовном праве высказывания такого рода: причинная связь налицо, если деяние (причина) с неизбежностью породило преступный результат (следствие). По отношению к событию, которое уже имеет место, думается, говорить о необходимости (авторы толкуют ее как неизбежность) можно только в одном, совершенно бесполезном, смысле — событие "необходимо", поскольку оно уже свершилось, и от этого факта никуда не денешься. О какой "необходимости, неизбежности" можно вести речь применительно к факту, который уже является данностью? Как будто что-то может быть порождено, но "не с неизбежностью". Вопрос в другом: действительно ли случившееся порождено именно тем яв-
554
лением , в котором мы подозреваем его причину» .
Итак, после всего сказанного считаем в определенной мере аргументированным заявленное нами положение о том, что ни случайность, ни необходимость использоваться для определения причинной связи как онтологической категории не могут. К связям между конкретной причиной и его следствием отношения они не имеют. Одно из этих понятий (случайность) относится к процессу образования самих причин, другое (необходимость) — служит способом формирования представлений о причинности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 966.