Процессы стратегического управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегическое управление — это динамическая совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, логически втекающих один из другого. Помимо прямых последовательных связей между процессами, составляющими систему стратегического управления, имеются развернутые обратные связи. Каждый из процессов оказывает выраженное устойчивое влияние не только на смежные, но и на другие, более отдаленные процессы. Так, обращение к установленным миссии и стратегическим целям организации необходимо не только при постановке стратегических задач, но и при определении стратегических альтернатив, в процессе выбора стратегии и, естественно, при оценке степени реализации стратегии организации (поскольку сама оценка должна даваться с точки зрения реализации миссии и целей организации).

Процесс стратегического управления является не столько последовательным, сколько итерационным и круговым. Тем самым, конфигурация структуры системы стратегического управления приобретает более сложный вид (рис. 1).


 

 


Рис. 1. Система стратегического управления

Центральное место в системе стратегического управления занимает стратегический анализ среды организации. Он оказывает не только общее воздействие на все составляющие САСУ как исходный процесс стратегического управления, но и непосредственно взаимодействует с остальными процессами стратегического управления по линиям прямой и обратной связи. Для осуществления любого из процессов САСУ – от определения миссии и целей до оценки и контроля реализации стратегии – требуется проведение дополнительного более конкретизированного и соответствующим образом сориентированного стратегического анализа.

Стратегический анализ внешней среды позволяет дать оценку воздействия на организацию внешних регуляторов. В рамках непосредственного внешнего регулирования анализируется конкурентная ситуация. В зависимости от того, каков тип и уровень конкурентности рынка, какова конкурентная позиция на рынке данной организации, каковы позиции и тип поведения ее конкурентов, формируется и соответствующая стратегия. Сущность разработки стратегии, – отмечает М. Портер, – проистекает из характера самой конкуренции[4]. Знание основных источников конкурентного давления позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, дать четкое обоснование ее позиционирования в отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наивысший результат. Тем самым стратегический анализ позволяет упорядочить активность организации, привести ее в соответствие со сложившейся конкурентной ситуацией.

В рамках системы внешнего управления анализируются сила, характер и направленность государственных регулирующих воздействий, а для дочерних и зависимых предприятий - также воздействий со стороны управляющей компании. Тем самым обеспечивается готовность организации к тем возможностям и угрозам, которые обусловлены действиями соответствующих внешних органов управления.

Стратегический анализ носит превентивный характер: влияние внешних регуляторов как позитивное – возможности, так и негативное – угрозы, учитывается еще на стадии информационных регулирующих воздействий, и это позволяет организации избежать существенных потерь от неправильного реагирования при наступлении силовых воздействий.

Организация получает возможность правильно определить те сферы производственной деятельности, в которых целесообразна положительная активность развития и роста, и те сферы, в которых следует проявлять отрицательную активность свертывания производства.

Стратегический анализ внутренней среды позволяет оценить важнейшие внутренние факторы и определить характер их влияния на производственную активность организации: активизирующий – сильные стороны или деактивизирующий – слабые стороны. Тем самым организация получает возможность выбрать из привлекательных направлений проявления внешней активности те, которые она в состоянии реализовать. При этом информация о «силе» и «слабости» организации, особенно в контексте определенного состояния внешней среды, является необходимым и достаточным основанием для выбора того направления развития потенциала организации, в котором в наиболее полной мере могла бы проявиться ее внутренняя активность.

 

 





СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

МАКРОСРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Внешняя, среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных самостоятельных подсистем: макросреды и контактной среды. Макросреда создает общие условия функционирования организации. Она не осуществляет какого-либо особенного направленного воздействия на ту или иную конкретную организацию. Но степень и характер влияния на разные организации может существенно различаться в связи с особенностями самих организаций.

Для исследования макросреды организации может использоваться метод PEST-анализа. Этот метод предполагает оценку состояния и влияния на организацию Политических (P), Экономических (E), Социальных (S) и Технологических (T) факторов.

PEST-анализ – полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для эффективности анализа все факторы принято совместно рассматривать в единстве.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.