Долгосрочное и стратегическое управление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И долгосрочное, и стратегическое управление ориентированы на перспективу. Долгосрочное управление исходит из того, что будущее может быть экстраполировано из прошлого, что его можно достаточно точно просчитать. Попытки такого похода мы замечаем в деятельности многих российских предприятий, когда специалистами буквально просчитывается будущее и устанавливается перспектива, план по выпуску на три года вперед.

Стратегическое управление предполагает, что неопределенность развития ситуации в настоящее время делает подобные расчеты нереалистичными. Стратегический план помимо экстраполяции базируется на анализе перспектив фирмы, анализе ее позиции в конкуренции и анализе путей диверсификации.

Долгосрочное управление изначально оптимистично: считается, что будущее непременно должно быть лучше прошлого. Стратегическое управление требует полной реалистичности. Из всех возможных вариантов развития событий выбирается наилучший, но при этом учитывается, что этот вариант не обязательно будет обеспечивать лучшую ситуацию, чем та, что была в прошлом.

Долгосрочное управление осуществляется существующей системой управления. Стратегическое предполагает формирование самостоятельной дополнительной управляющей системы, включающей специальные стратегически ориентированные структурные подразделения, например, группу стратегического анализа или группу стратегического планирования.

В настоящее время ведущими мировыми специалистами, такими как И. Ансофф, Г. Минцберг, М. Портер и др., реализуется подход к стратегическому управлению, как к управлению, осуществляемому в условиях высокой степени неопределенности. Ситуации, в которых функционируют предприятия, не только в России, но и в подавляющем большинстве стран мира, отличаются высокой нестабильностью. Это делает невозможным достаточно точное предсказание будущего: не только отдаленного, но часто и самого ближайшего. Высокая изменчивость не только состояний, но и тенденций развития внешней среды делает жесткое долгосрочное планирование основным врагом эффективного развития бизнеса. Вероятность угадать и оказаться в будущем именно в той реальности, которую предвидел в прошлом, оказывается ничтожной.

С другой стороны, невозможно получить позитивный результат в будущем, если к нему не подготовиться в настоящем. Такая фирма может оказаться последней «в очереди» на получение эффекта от благоприятных возможностей и первой - на получение убытков от возникающих угроз.

Необходима такая система управления, которая позволяла бы прогнозировать развитие ситуации в будущем, но, при этом, была бы достаточно гибкой, обеспечивала «панорамный» обзор и одновременно глубокое проникновение в суть тенденции. Именно такой, специально предназначенной для действия в условиях высокой нестабильности внешней ситуации, и является система стратегического управления организацией. Она обеспечивает постоянную готовность организации к разнообразным вариантам развития ситуации, позволяет в полной мере использовать открывающиеся возможности и минимизировать ущерб от возникающих угроз. Естественно, что такая система управления должна базироваться на использовании специальных методов, которые, с одной стороны, должны быть достаточно конкретными для принятия определенных стратегических решений, а, с другой стороны, должны учитывать высокую неопределенность стратегического будущего и невозможность точного прогнозирования его параметров.



Основные понятия стратегического менеджмента

Исходное понятие стратегического менеджмента — миссия – общая и устойчивая целевая ориентация на достижение определенных производственных результатов в условиях сложившейся ситуации, заключающая в себе предназначение организации. Для осуществления миссии необходимо достижение определенных состояний отдельных конкретных характеристик организации, которые определяются как цели организации. В отличие от миссии цели самоценностью не обладают. Их реализация важна для чего-то, а не сама по себе.

Выбор стратегии и ее последующая реализация преследуют вполне определенную цель - получение позитивного для организации результата. Поэтому понятие результата является одним из важнейших понятий стратегического управления.

В самом общем плане результатами любого процесса являются изменения, происходящие вследствие его осуществления. К таким результатам можно отнести:

- во-первых, изменения, происходящие в самом процессе;

- во-вторых, изменения состояния системы, осуществляющей данный процесс;

- в-третьих, изменения положения данной системы в окружающей среде.

Естественно, что из множества разнообразных результатов, полученных в связи с осуществлением того или иного процесса, только часть может быть отнесена к числу существенных и, соответственно, представляющих интерес для исследования. Другие, не являющиеся существенными, исследователи могут проигнорировать.

 Как отделить существенные результаты от несущественных? На наш взгляд, в качестве существенных могут рассматриваться результаты, соответствующие целям производственной системы (позитивный результат) и антицелям (негативный результат).

Именно целевые ориентиры устанавливают направленность деятельности производственных систем. Для любых производственных организаций существенное стратегическое значение имеют результаты, соответствующие их важнейшим целевым ориентирам:

1) повышение полезности продукта производства для потребителя,

2) формирование производственного потенциала,

3) укрепление конкурентной позиции организации.

Стратегическое управление ситуативно. Особенности стратегической ситуации являются важнейшим обстоятельством, которое должно быть учтено при выборе стратегической ориентации организации.

Ситуация, на наш взгляд, может быть определена как совокупность конкретных состояний всех значимых факторов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на функционирование системы.

Наблюдаемость ситуации, то есть способность восприниматься через какие-либо внешние проявления, позволяет управляющему субъекту правильно оценить ее. При латентности действия ситуационных факторов правильная оценка ситуации будет затруднена.

Складывающаяся ситуация предопределяет возможное поведение организации. Поведение организации, на наш взгляд, можно определить как совокупность внешних и внутренних действий организации, устанавливающих форму ее существования в окружающей среде и ориентированных на реализацию ее целей. Именно поведение заключает в себе ответную реакцию организации на соответствующие воздействия факторов внешней среды и изменение складывающейся ситуации.

Среди понятий составляющих основу понятийного аппарата стратегического управления важнейшее значение, безусловно, имеет само понятие стратегии. Существует множество определений этого понятия, что в значительной мере объясняется его собственной многогранностью. Г. Минцберг, например, выделяет пять понятий стратегии: как плана, как позиции во внешней среде, как приема, как принципа поведения, как перспективы[1] По И. Ансоффу, «стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности»[2].

Вполне обоснованным представляется определение О. С. Ви-ханского: «стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям»[3]. Стратегия как направление развития является основой для разработки стратегии как генерального стратегического плана, включающего в себя также характеристику ожидаемых конечных и промежуточных результатов и развернутую программу действий по реализации стратегии.

Стратегическое управление можно определить как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, обеспечивающих целенаправленное формирование стратегии организации.

Определяя стратегическую задачу можно выделить ее наиболее существенные черты:

· она возникает из какого-либо предстоящего внешнего или внут­реннего события;

· ее решение необходимо для эффективного осуществления миссии организации;

· она становится или уже стала актуальной в настоящий момент времени;

· она не утратит актуальности в стратегической перспективе.

Таким образом, стратегическая задача – задача, обусловленная предстоящим внешним или внутренним событием, решение которой необходимо для эффективного осуществления миссии организации, которая становится или уже стала актуальной и не утратит своей актуальности в стратегической перспективе.

Многовариантность возможного будущего предполагает, что решение стратегической задачи идет по пути определения стратегических альтернатив, из числа которых впоследствии осуществляется выбор перспективной стратегии. Понятие стратегических альтернатив отражает в себе многовариантность решения стратегической задачи и многовариантность выбора стратегии, возможность получения позитивного результата и учитываемые при этом ограничения.

Определяя понятие стратегических альтернатив, нужно иметь в виду, что в настоящее время существенное значение приобретают не только ресурсные, но и иные ограничения. К такого рода нересурсным ограничениям можно отнести соблюдение определенных правил ведения бизнеса. Так, стратегия высокого риска; стратегия, ставящая под удар репутацию компании; стратегия, способная нанести ущерб отношениям с контрагентами, могут быть отвергнуты уже на стадии формирования набора стратегических альтернатив. Таким образом, стратегические альтернативы - это наличие многовариантного решения стратегической задачи, каждый из вариантов которого представляет собой определенную стратегию развития организации и обеспечивает получение позитивного результата при имеющихся ресурсных и нересурсных ограничениях.

Выбор из числа стратегических альтернатив дает стратегию-направление, которая, в свою очередь, может быть развернута в стратегию-план. Стратегический план – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Однако разработка стратегического плана не относится к числу непременных составляющих системы стратегического управления. Возможность и целесообразность разработки такого плана определяют следующие обстоятельства.

1. Степень неопределенности стратегической перспективы. Стратегия-план более конкретна, чем стратегия-на-правление и поэтому требует более четкого представления о будущем.

2. Долгосрочность тенденций развития стратегической ситуации. Если высокая изменчивость характерна не только для ситуации, но и для самих тенденций ее развития, то, очевидно, что любой стратегический план будет устаревать, не успев реализоваться.

3. Соотношение между ожидаемыми полезными результатами непосредственно от составления стратегического плана и затратами на его разработку. Разработка стратегического плана всегда требует больших затрат квалифицированного труда. Поэтому бессмысленно составлять его для деятельности, не способной принести значительных результатов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.