II . Этап освоения нового содержания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа над понятиями определений:

причина - основание, предлог для каких-нибудь действий - (явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления) и следствие - 1): а) То, что следует, вытекает из чего-либо; вывод. б) Суждение, выводимое из одного или нескольких суждений по определенным правилам (в логике); заключение. 2) Результат, последствие чего-либо.

(В этом стихотворении ясно видно, что одно явление порождает второе. Одно явление (например, отсутствие гвоздя) называется причиной, а второе (потеря лошадью подковы и все остальное) – следствием. Во временном плане причина всегда предшествует следствию.

III . Этап применения знаний.

Задание 2: Установите взаимосвязь между понятиями:

засуха – неурожай;                      ветер – волны;

ветер – волны;                             дождь – лужи;

солнце – радуга;                          звук – эхо.

Задание 3: прочитать текст, разложенный на партах, и восстановить последовательность событий (текст разрезан на части).

Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод.

-   Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.

- На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.

- Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй.

- На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготавливают из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.

- Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.

- Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.

- Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз.

- Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти.

- Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.

(ключ 2 – 5 – 1 – 8 – 9 – 3 – 6 – 7 – 4)

Обсуждение полученных текстов.

IV . Рефлексия.

Задание 4. На доске написаны слова, из которых учащиеся составляют выражение.

Являемся, прошлого, будущего, причиной, мы, все, и, результатом.

(Все мы являемся результатом прошлого и причиной будущего.)

Как вы понимаете это высказывание?

Возможные дополнительные задания.

Прием «Реши задачу».

Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности.

Описание работы: учащимся предлагается проблемный вопрос или задача, для решения которой необходимо применить определенные мыслительные действия, объяснить выбранное решение, привести доказательства.

Пример: Температура на Меркурии достигает +480, на Марсе редко поднимается выше 0, на Юпитере температура близка к 130, а на Сатурне приближается к 170. Как вы это объясните?

На доске записана ситуация с пропущенными звеньями в причинно-следственной цепи по схеме «Причина - ... - ... - следствие».

Например: «Зажгли свечу - подставка покрылась парафином».

Задание: восстановить пропущенные звенья.

Например: «Зажгли свечу - огонь плавит парафин - парафин стекает - подставка покрылась парафином».

Примеры ситуаций:

стали надувать шарик - ... - он лопнул; стали нагревать чайник - ... - на стенках появились капельки воды; разожгли костер - ... - появились угли.

Использование пословиц. Объяснить их значение.

Терпенье и труд все перетрут.

Терпи, казак, атаман будешь.

Будем молчать да станем поджидать.

Час терпеть, а век жить.

Капля камень долбит.

Смелость города берет.

При этом учитель сам задает степень подробности цепочки (количество пропущенных звеньев). Можно на примере одной ситуации рассмотреть несколько вариантов подробности.

Задание: найти связь между двумя не связанными между собой на первый взгляд событиями.

Например: «Белка уронила с дерева шишку... грузовик не пришел по назначению».

Вариант рассказа:

«Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер грузовика увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофер за ним. Шофер заблудился в лесу, и машина с грузом не пришла вовремя по назначению».

Примеры событий:

Дворник взял метлу ... мама уколола палец иголкой.

Собака погналась за котом ... дети написали диктант.

Молоко выкипело... самолет совершил вынужденную посадку. Дождь смыл все следы ... на кровать положили молоток. Костер давно потух ... балкон покрасили в зеленый цвет. Дятел высунул голову из дупла... по реке поплыл корабль.

Проверка выполнения: чтение и комментарий полученных рассказов.

 

Игра «Обмен причинами».

На доске таблица из вопросов и ответов:

Почему...                                             Потому что:
Максим не был в школе?    ...       он поднимается без лифта;
Виктор устал?                       ...                   он больной;
Этот человек покупает пластинки? ...       сегодня воскресенье;
Дедушка живет в деревне?      ...        не любит жить в городе;  он вечером скучает;  рано встал;  любит музыку; он любит работать в саду.

 

В самом начале нужно найти очевидные, т. е. наиболее логичные, ответы (можно соединить стрелкой их с вопросом), а потом доказать, что любой из остальных ответов тоже может быть причиной данного события.

 

Занятие № 7

Лыпка Г.М.,

 учитель русского языка и литературы

 МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

 

Тема: Проблематика художественного текста.

Цель: учащиеся научатся определять общие и частные проблемы (проблематику) художественного текста и формулировать их.

Задачи:

Создать условия для развития у учащихся умений:

§ определять темы текста (то, о чем автор пишет в тексте);

§ определять идеи текста (идейный смысл текста);

§ выявлять позицию автора по затрагиваемым проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам).

Ход занятия:

 

Труд читателя измеряется не количеством

 прочитанного, а способностью вдумываться

 и вглядываться в текст, ставить перед собой

вопросы, находить ответы и радоваться.

В.Г. Маранцман

Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.