I. Мотивационно-целевой этап.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самооценка навыков чтения (мотивационно - целевой) тест:

1. Быстро ли вы читаете?

2. Успеваете ли вы прочитать титры в кино?

3. Меняете ли вы обычно скорость чтения или читаете весь текст с одинаковой скоростью?

4. Проговариваете ли вы про себя то, что читаете?

5. Водите ли вы при чтении по строчкам карандашом (пальцем) или помогаете себе при чтении движением головы?

6. Достаточно ли вам прочитать текст один раз, чтобы затем его пересказать или ответить на вопросы к тексту?

7. При чтении учебного материала часто ли вы затрудняетесь в понимании текста?

Вопрос 1: да +1, нет-1, не всегда 0       5-7 баллов - вы владеете необходимыми навыками чтения

Вопрос 2: да +1, нет-1, не всегда 0 3-5 баллов – вы хорошо справляетесь                      

Вопрос 3: да +1, нет-1, не всегда 0 с обычными заданиями, но будете 

Вопрос 4: да -1, нет+1, не всегда 0 иногда терпеть неудачи в случае 

Вопрос 5: да -1, нет+1, не всегда 0 повышенных требований к чтению

Вопрос 6: да +1, нет-1, не всегда 0

Вопрос 7: да -1, нет+1, не всегда 0  менее 3 баллов – вам необходимо   заняться тренировкой навыков чтения

Вопросы для обсуждения результатов тестирования:

- Что нужно сделать для улучшения чтения?

- Что происходит с глазами при медленном чтении?

- Нужно ли тренировать скорость чтения?

- Каким образом это можно сделать?

II . Этап освоения и применения нового содержания.

2.1. Информация учителя.

Читая книгу, старайтесь постепенно охватывать взглядом все большее число слов сразу, начиная от двух до пяти. Некоторые люди (журналисты, ученые) способны охватить одним взглядом целую строчку шириной в одну колонку. Это упражнение надо делать сначала на легких книжках, напечатанных не очень мелким шрифтом. Затем переходить к более трудным по содержанию и менее удобным по оформлению текстам. Тренировка в день по 10 минут, через месяц вы увидите результат увеличения скорости чтения и улучшение понимания текста.

2.2. Задание на диагностику памяти: Прочитайте внимательно за 20 секунд слова, постарайтесь запомнить слова и их порядковые номера (на каждое слово по 2 секунды).

1. Абажур 6. Бидон  
2. Весло 7. Загар  
3. Одуванчик 8. Голова  
4. Диктатура 9. Укладчик  
5. Мальчик 10. Юрта  

Запишите слова, которые вы запомнили, и их порядковые номера. За правильно записанное слово и порядковый номер - 10 баллов, за правильное слово, но перепутанный номер - 5 баллов. Суммируйте полученные баллы. Это и будет уровнем вашей зрительной памяти по 10-балльной шкале.

2.3. Задание на развитие скорости чтения.

Для того чтобы увеличить скорость чтения, необходимо использовать приемы рационального чтения. Один из них - умение видеть всю информацию целиком, не переводя взгляда с начала на конец строки.

Постарайтесь считать таблицу, глядя только в центральный квадрат, не передвигая глаза.

А 38 И 90 Д  
20 4 Я 7 1  
Л 10 Е 18  
24 Ю 2 0 К  
9 3 М 13 В  

 2.4.Задание на диагностику памяти и внимания: 

Учитель читает текст.

1) «…Два брата и три сестры решили навестить своего дедушку Ивана Сергеевича, живущего в маленьком поселке на берегу Оки. В поездку решили отправиться на поезде. Анна и Елена взяли билеты в 5 вагон, а остальные в седьмой.

Вопросы:  

- Сколько человек ехало в седьмом вагоне?

- В каком вагоне ехал брат по имени Михаил?

2) Оказалось, что вагон, в котором путешествовала сестра Ольга Васильевна, был в среднем составе….

Вопрос:

- Сколько вагонов в поезде?

3) Как здорово было у дедушки за городом. Но время летит быстро и пришлось возвращаться домой в Москву...»

 Вопросы:

- Смогут ли родственники вернуться домой на теплоходе?

 - Как зовут их папу?

Рефлексия: (правая колонка заполняется учащимися индивидуально).

 

Возможности смыслового чтения осознанность качество быстрота охват
Опасности невладения навыками смыслового чтения не увидел не запомнил не понял текст

 

Занятие №№ 4-5

Ушакова И.В.,

  учитель информатики МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

Тема: Структура текста.

Цель: ученик научится анализировать текст, основываясь на структурных элементах текста для целостного восприятия прочитанного.

Задачи:

· актуализировать сведения о структурных элементах текста и их назначении;

· создать условия для овладения умениями:

- определять проблему;

- определять логику порядка частей;

- видеть целостную картину прочитанного;

- видеть взаимосвязь между структурными элементами.

Приемы и задания:

1) Предтекстовые стратегии:

Антиципация (предвосхищение, предугадывание).

Представление проблемы по заголовку и пути ее решения.

Мозговой штурм.

Алфавит (ориентация в содержании текста и понимание целостного смысла, нахождение информации).

Примеры заданий:

Расскажите как можно больше о тексте, не читая его...

Прочитав предисловие, "предвосхитите" дальнейшее развитие событий.

Прочтите название пункта. О чем идет речь? Что мне предстоит узнать?

2) Послетекстовые стратегии:

Прием "Выделение ключевых слов".

Прием «Знаковые модели».

Прием "Визуализация текста".

"Шпаргалка по тексту".

"Соревнуемся с писателем".

Примеры заданий:

Прочитайте текст:

Выделите ключевые фразы текста...

Проанализируйте предложенный план...

Детализируйте предложенный план...

Какая из частей текста может быть сокращена? Почему?

Как вы понимаете заголовок?

Как бы вы назвали текст? Объясните свою позицию.

Постройте сеть понятий (схему, график, рисунок) текста.

Соберите текст из отдельных частей.

Возможный макет урока:

1 этап. Восприятие.

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

2 этап. Структурно-функциональный анализ.

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

Простраивание хронотопа.

3 этап. Реконструкция смысловых структур.

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом.

4 этап. Смысловая компрессия.

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Занятие №6

Афанасьева Т.Ю.,

учитель физики МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

 

Тема: Выявление проблем, затронутых автором текста.

 

Разуму свойственно размышлять,

сознавать, то есть связывать причины и следствия,

давать ответ на вопрос «почему», выявлять

случайное, обнаруживать закономерное,

устанавливать согласованность новых

свойств с новыми условиями, находить

в цепи происходящего начала и концы.

Ж. Фабр

 

Цель: учащийся научится выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Задачи:

· Обеспечить понимание общих и отличительных признаков предметов и явлений.

· Создать условия для развития умений:

§ определять в предметах и явлениях существенные и несущественные признаки;

§ различать необходимые и достаточные признаки предметов;

§ устанавливать родовидовые отношения;

§ формировать суждения о возможных следствиях данного явления;

§ обосновывать сделанные предположения посредством рассуждений и умозаключений.

Ход занятия:

I . Этап мотивации

Учитель:

Задание 1. Установление причинно-следственных связей тех или иных событий, процессов, действий является центральной задачей объяснения. Что же представляет собой причина, причинная зависимость, следствие?

Продолжить фразу по определенной схеме:

«Если..., то…»,

«..., так как….»,

«…, потому что….»,

«Для того чтобы…»,

«Чем…, тем …».

Задание 2. Прочитать стихотворение Маршака и выделить причину и следствие.

С. Маршак «Гвоздь и подкова»:

Не было гвоздя – подкова пропала.

 Не было подковы – лошадь захромала.

 Лошадь захромала – командир убит.

 Конница разбита – армия бежит.

 Враг вступает в город, пленных не щадя,

 Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

Учащиеся читают стихотворение, составляют цепочку причинно-следственных связей.

 Учитель заслушивает варианты, задает вопрос: “Какая неточность есть в стихотворении?” (хромая лошадь не обязательно будет являться причиной гибели командира)

 

Вопрос:

- Как отличить причину от следствия?

Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.