Журкина А.А.,
учитель МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск
Пояснение к занятию. При чтении простых текстов понимание сливается с восприятием. А чтение сложных текстов требует выделения в тексте смысловых опорных сигналов (слов, выражений, которые несут основную смысловую нагрузку).
Цель занятия: Обучающийся научится выделять ключевые предложения и ключевые абзацы.
Задачи:
· Создать условия для ознакомления учащихся с приемами выделения ключевых предложений в тексте через определение утверждений.
· Познакомить учащихся с аргументом – как основным способом выделения ключевых абзацев.
· Создать условия для умения находить аргументы для доказательства основной мысли текста.
· Познакомить учащихся с функцией первого и последнего абзаца текста.
I. Этап вызова.
Задание 1. Прочитайте внимательно текст. Определите самый главный абзац, в котором отражен основной смысл текста.
«Марко Поло-искатель приключений»
В 1298 году венецианский путешественник Марко Поло написал удивительную книгу о своих путешествиях на Дальнем Востоке. Люди прочитали его описание восточных берегов и страстно захотели найти морские пути в Китай, в Японию, в Индию.
Даже Колумб 200 лет спустя часто заглядывал в «Книгу господина Марко Поло» за ответами на многие свои вопросы. Во времена Марко Поло книга была переведена на несколько языков и много раз переписана от руки. Многие думали, что это выдумка или сильно преувеличенная быль. Но отдельные образованные люди поверили Марко и распространили его рассказы о дальних землях и неизвестных народах. В наши дни географы в один голос утверждают, что книга Марко содержит потрясающе точные сведения.
Марко Поло родился в городе-республике Венеции в 1254 году. Его отец и дядя были купцами ездили торговать в дальние края. В 1269 году
Отец Марко Николо Поло и дядя Маффео вернулись в Венецию вернулись в Венецию после долгой отлучки. Много лет они добирались сушей в далекий Китай и обратно. Император Китая, великий Могол Хубилай-хан, попросил их привезти из Европы миссионеров и учителей для своего народа. И в 1271 году они снова отправились в путь, теперь уже с Марко.
В начале 1275 года прибыли в Кабалук (Пекин) ко двору Хубилай-хана. Марко шел двадцать второй год. Марко сразу стал любимцем Хубилай-хана.
Три года он прослужил губернатором важного делового центра - города Янчу с населением в двести пятьдесят тысяч жителей. Его посылали с важными поручениями в отдаленные места империи: Индокитай, Тибет, Юниан, Бирму. Из этих краев он привез рассказ о людях и их жизни.
Семейство Поло разбогатело и стало весомой силой в Китае. Но они боялись, что после смерти хана завистливые царедворцы их уничтожат. Веницианцы молили хана, чтобы он разрешил им вернуться на родину. Он отказал. Но однажды ко двору хана прибыл посланник персидского хана.
Он попросил Хубилай-хана отдать в жены его господину юную монгольскую принцессу. Венецианцы поспешно заявили, что принцессу в пути должны охранять люди опытные и достойные. Исполнив это поручение они надеялись, наконец, попасть в родные края. Хан неохотно согласился.
Поскольку вдоль сухопутных торговых путей промышляли разбойники, да и недргов у хана хватало, решили ехать морем. Была построена огромная флотилия. В 1292 году она подняла якоря. На борту судов были все Поло, принуесса и шестьсот китайских вельмож. Они отправились к Югу вдоль Индокитая и Малайского полуострова к Суматре. Здест путешествие прервалось на многие месяцы.
Потом корабли повернули на Запад и побывали на Цейлоне и в Индии. Они достигли восточного побережья Африки. Путешествие было опасным, и из шестисот вельмож только восемнадцати суждено было добраться до Персии. Семейство Поло и принцесса остались целы и невредимы.
В конце концов, Поло очутились в Венеции. Они не были на родине двадцать четыре года. Драгоценным камням, привезенным ими из Китая дивился весь город. Позже Марко стал капитаном на купеческом корабле. Однажды этот корабль захватили генуэзцы, торговые соперники венецианцев. Марко был брошен в Генуэзскую тюрьму. Там, с помощью еще одного заключенного, он и написал свою книгу. В 1299 году Марко освободили.
Он вернулся в Венецию и занялся торговлей. Его имя встречается во многих судебных бумагах тех времен – по поводу имущественных и денежных тяжб. Он женился, и у него появились три дочери. Умер он, по всей вероятности в 1322 году.
Заслушиваем ответы учащихся.
Вопросы:
1. На что обратили внимание?
2. С чего начали поиски основного абзаца?
3. Существует ли алгоритм работы поиска абзаца?
II. Этап осмысления.
Для облегчения работы с такими текстами используется дифференциальный алгоритм чтения, а также множество приемов, облегчающих работу с текстами в частности выделение ключевых слов, предложений, абзацев.
Дифференциация - разделение целого на части, элементы.
Дифференциальный алгоритм чтения состоит из трех этапов:
1-й этап Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. |
2-й этап Составление смысловых рядов. |
3-й этап Выделение основного смысла отрезка текста. |
Й этап
Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста.
· Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.
· У автора существует много способов выделения ключевых слов. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт. В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д.
· С точки зрения литературоведения – «сюжет», «композиция, «жанр», «идея» и т.д.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 334.