Работа с текстом: оценка информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

Литература

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.\

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 201 с.

3. Адлер М. Как читать книги. - М.: 2011. - 344 с.

4.  Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

5. Королева Г.В. Технология эффективного чтения. - Ростов-на-Дону, 2009. - 307 с.

6. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение, 2012. - 47 с.

7. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. - М.: Просвещение, 2011. - 88 с.

 

 


Структура и содержание курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела Планируемые результаты
1. Чтение как способ получения информации Чтение как способ познания мира. Недостатки традиционного чтения. Цели чтения. Книга как целостный объект. Научная и художественная литературы: различие целей и способов чтения. Скрытые символы, метафоры как строительный материал художественного произведения. Процесс приема информации человеком.    Обучающийся научится: § целостно воспринимать информацию, определять главную тему, основную цель текста, выделять основную мысль текста; § определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу; § сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты.  
2. Текст как посредник между автором и читателем Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Виды текстов и их назначение. Гипертекстовое представление информации. Структура и проблематика текста. Микротема текста. Визуализация. Типы визуальных источников и пра­вила работы с ними. Обучающийся научится: § определять назначение разных видов текстов; § различать темы и подтемы специального текста; § выделять главную и избыточную информацию; § ставить перед собой цель чтения и отбирать под нее информацию.
3. Виды чтения Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации). Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Изучающее чтение. Критическое (оценочное) чтение. Интегральный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения. Обучающийся научится: § определять суть, структуру, проблемы изучаемого текста; § выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; § формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; § находить в тексте требуемую информацию.  
4. Работа с текстом: поиск информации и предтекстовая деятельность   Предтекстовые стратегии чтения: «мозговой штурм», «глоссарий», «ориентиры предвосхищения», «рассечение вопросов», «предваряющие вопросы». Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Обучающийся научится: § предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; § прогнозировать последовательность изложения идей текста; § использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
5. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации   Требования к логическому определению понятий. Алгоритм построения дерева понятия, «скелетной» карты понятий. Методика построения денотатного графа. Логико-смысловые модели структурирования понятий. Инфогра́фика – графический способ подачи информации, данных и знаний. Кластеры. Обучающийся научится: § преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; § структурировать текст; использовать в тексте таблицы, изображения.
6. Работа с текстом: оценка информации   Рецензия. Доклад. Отзыв как вид читательского творчества. Обучающийся научится: § сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; § делать выводы из сформулированных посылок.
7. Работа с текстом художественного произведения Авторские приемы создания целостного восприятия художественного текста. Фабула, сюжет, фон произведения. Особенности аргументации автором своих утверждений. Способы критического прочтения художественной литературы. Стратегии работы: «Экскурсия по книге», «Список тем», «Цитаты», «Загадки», «Следуйте за персонажем», «Черты характера». Обучающийся научится: § понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. § обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; § оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.  
8. Способы чтения Аналитический способ чтения: Чтение с остановками, чтение про себя с пометками, вопросы поле текста, стратегия «Тайм-аут» [8,с.46]. Синтетический или интерпретационный способ чтения. Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации. Авторские суждения. Приемы понимания и запоминания прочитанного. Приемы интерпретации текстов. Стратегии компрессии текстов.  Критический или оценочный способ чтения. Обучающийся научится: § выявлять задачи, поставленные автором в этом тексте, способы и результаты их решения; § оценивать авторский текст и доказательно выражать свое отношение к авторскому мнению; § составлять аннотацию к тексту; § формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; § выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
9. Работа с устными текстами Вопросы открытые и закрытые. Презентация книги. Читательская конференция. Дискуссия: виды, правила проведения. Дебаты: технология подготовки. Инсценировки. Оценивание и редактирование устного речевого высказывания. Обучающийся научится: § находить доводы в защиту своей точки зрения; § извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; § связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
10. Справочная литература Словари, энциклопедии, справочная литература: роль и назначение. Типы, виды, критерии отбора. Правила работы со справочной литературой.    Приемы извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.). Обучающийся научится: § объяснять порядок частей, инструкций, содержащихся в тексте; §    пользоваться справочной литературой, составлять библиографические списки; §    извлекать информацию из различных словарей, справочной и энциклопедической литературы.

 

 

Учебно-тематический план курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

№ занятия Тема Содержание Виды деятельности обучающихся Часы
1-2 Что мы знаем о чтении Цели чтения. Научная и художественная литературы. Определение типа и предмет книги по названию и титульному листу. Основная мысль текста. Общие правила чтения книг. Задания на передачу целостной сути текста в рамках краткого абзаца. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. 2
3 Диагностика навыков чтения Быстрое чтение. Правила и техники быстрого чтения. Тестирование. Тренинги рационального чтения. 1
4-5 Структура текста Понятие о структуре текста и его функции. Предисловие и оглавление как выразители сути произведения. Оглавление – карта для путешествия по книге. Значение глав и подпунктов, выделенных автором, в структуре текста.  Задания на перечисление и определение логики порядка расположения частей. Работа с заголовками и предисловием по определению сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Составление целостной картины по наброскам по основным частям текста. 2
6 Установление причинно-следственных связей Работа над определением понятий причина и следствие. Установление взаимосвязи между понятиями. Определение причины следствий и прогнозирование следствий в различных явлениях. Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий существования описанного явления. Задания на установление последовательности в предложении и в тексте. 1
7 Проблематика художественных произведений Авторские приемы кодирования ответов на проблемные вопросы в художественных текстах и способы их нахождения. Практические задания по нахождению способов выделения и разрешения проблем средствами системы образов, композиции, сюжета, художественно-изобразительных средств. 1
8 Ознакомительное  чтение Приемы ознакомительного чтения. Выходные данные книги. Оглавление и аннотация. Предисловие и заключение книги. Рисунки, чертежи, иллюстрации, схемы, опоры. Стратегии предтекстовой деятельности. Изучение книги способом перелистывания, рассматривания рисунков, чтения заголовков, оглавления, отдельных фрагментов текста, осмысливание названия книги (заголовка), эпиграфа. Задание «Личный прогноз».   1
9-11 Ключевые понятия и их роль в тексте Понятие и его определение. Ключевые понятия и термины в научных и художественных текстах. Способы выделения автором ключевых слов. Многозначность слова. Интерпретации понятий. Словари, энциклопедии, справочная литература: типы, виды, критерии выбора.      Стратегия чтения "ключевые слова – смысловые ряды". Практикум по нахождению ключевых слов и определению их точного значения в словаре и именно в данном контексте. Представление понятий в виде дерева понятия, «скелетной» карты понятий, денотатного графа, логико-смысловых моделей структурирования понятий, кластеров. Моделирование понятий с помощью графических и образных средств [8, c. 87]. Стратегии развития словаря: «обзор словаря», «словарные игры» [8, с. 66]. 3
12-13 Ключевые предложения и ключевые абзацы Выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте через определение утверждений, которые они содержат. Аргумент как способ выделение ключевых абзацев. Функция первого и последнего абзаца текста, начальных предложений абзацев. Практикум по нахождению ключевых предложений. Нахождение аргументов в тексте и приведение собственных. Тренинг: «Разложите текст на смысловые ряды».   2
14-15 Поисково-просмотровое чтение. Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения. Тренинг просмотрового чтения. Анализ текстов на основе интегрального и дифференциального алгоритмов чтения. 2
16-17 Изучающее чтение Характерные особенности изучающего чтения. Приемы изучающего чтения. Анализ и интерпретация текста. Понимание текста. Ступени понимания. Приемы понимания и запоминания текста. Рассказ о собственном опыте, приведение примеров, связанных с утверждением автора. Задание «Мысли мудрых» [8, c. 147]. Нахождение в тексте абзацев, содержащих выводы, подтверждения авторской мысли, явных и скрытых вопросов. 2
18-20 Интерпретация текста Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказа, плана, конспекта, тезисов, аннотаций, отзыва, рецензии и т.д.). Инфогра́фика. Типы графических изображений. Написание различных текстов. Представление основного содержания текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Переформулирование определения, правила, вывода. 3
21-22 Конспектирование при чтении и подготовка сообщений Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные). Формы написания конспектов. Схема-конспект, логико-смысловая схема, структурно-логические схемы.   Сделать выписки из текста. Подготовить конспект статьи. Подготовка мини-сообщений по заданной теме.   2
23-25 Стратегии компрессии текста Смысловое сжатие, перекодирование, преобразование информации. Свертывание и развертывание информации. «Аннотация - краткий пересказ – пересказ», «З – Х – У», «Граф-схемы «Кольца Венна». Тренинг по сжатию информации. Работа с таблицами.   3
26-28 Критическое (оценочное) чтение Понятие критического чтения. Условия критического чтения. Приемы расширения границ понимания текста за счет других книг об авторе: биографии, критики, комментарий к тексту, справочников, первоисточников. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.  Сопоставление двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанных с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения. Методики «Фишбон», «Синквейн». Нахождение доказательств в тексте, приведение собственных аргументов. 3
29-30 Способы читательского творчества   Рецензия. Отзыв. Виды читательских отзывов: отзыв-воспоминание, отзыв-ассоциация, отзыв-деталь, отзыв-рекомендация, отзыв-рефлексия, отзыв-вопрос, отзыв-исповедь, отзыв-отклик и др. Стратегия «Пирамида фактов» [8, с.33]. Практикум по составлению разных видов читательских отзывов. 2
31-32 Развитие словаря Стратегии развития словаря. Словарные слова. Основное и контекстное значение слова.  Смысловая догадка. Организация словаря. Стратегии «Обзор словаря», «Аналогия». Составление тезауруса.   2
33-34 Итоговое занятие Роль информации в жизни человека (тема занятия определяется учителем). Творческие работы. 2

Результаты освоения междисциплинарной программы

·  Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

· Умение находить в тексте требуемую информацию.

· Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

· Умение структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.

· Умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы.

· Умение интерпретировать текст.

· Умение откликаться на содержание и форму текста.

· Умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

· Умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

· Умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


 

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 288.