I . Мотивационно-целевой этап.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Учащимся предлагается два текста, содержащих одно и то же понятие «ива».

ИВА Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый за косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам ее спросить? (И. Токмакова) б) Ива корзиночная. Кустарник около 5 м высотой с длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатисто-опушённые. Листья линейно-ланцетные, цельнокрайние... (Из «Определителя...»)  

Задание: сравните два определения. Найдите примеры, как один и тот же признак дан в художественном и научном тексте.

II . Содержательный этап.

С какими определениями вы чаще встречаетесь в школьной жизни? Как называются такие понятия в научном стиле? (термины)

Учитель сообщает учащимся, что такое понятие (логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь). Затем предлагает привести примеры понятий, выраженных словом и словосочетанием.

3адание 1. Подобрать общее значение к частному понятию.

Цель: сформировать представление о родовом и видовом понятии: цветок (общее, родовое) – ромашка (частное, видовое).

Стол -                                        Комар -

Уголь -                                      Дождь -

Термометр -                             Дерево -

Гроза -                                       Прилагательное -

Шуба -                                       Луна -

Задание 2. Работа над понятием «признаки понятия».

Игра «Черный ящик»: учитель задумывает понятие (предмет, явление) и постепенно называет свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная с второстепенных. Учащиеся должны как можно быстрее определить это понятие.

(Чаще это происходит летом, а зимой очень редко. Наблюдается только днем. Увидеть его можно в стороне, противоположной от солнца. Какое понятие я загадала?)

Ученики продолжают игру. (Возможно использование приема «Пинг-понг».)

Задание 3. Работа с алгоритмом составления определения. ОБЪЕКТ - РОД - ВИД. Требования:

— Определение понятия должно быть научным. Это означает, что определяя то или иное понятие, нельзя исказить его научный смысл.

— Определение понятия должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.

— Определение понятия не должно быть тавтологией, т.е. повторяющейся в иной словесной форме ранее сказанное. Сущность такой ошибки заключается в том, что понятие определяется через само себя.

— Определение понятия должно быть достаточным. Это означает, что должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение понятия можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты.

— Определение понятия не должно быть избыточным, в нём не должно быть лишних, являющихся следствием других признаков определяемого понятия.

— Для составления можно использовать кроме учебника различные дополнительные источники информации: словари, справочники, энциклопедии и пр.

Родовое понятие у нескольких объектов может быть одним и тем же. Например, рефрактор и рефлектор. И первый, и второй – телескопы. А видовые отличия у них разные, а именно: рефрактор – это телескоп, объективом которого служат светопреломляющие линзы, а рефрактор – телескоп с зеркальным объективом.

Задание 4: составить определения для следующих понятий:

частное (видовое) общее (родовое) видовое отличие
утюг электроприбор для глажения
улей дом для пчел
треугольник    
явления природы    
прилагательное    
остров и т.д.    

 Задание 5: Дать определение следующим понятиям:

Весы – это ________________

Физика – это ______________

Четные числа – это _________

Квартира – это _____________

Задание 6. Учащимся предлагается текст, в котором ребята должны найти ключевые понятия (самостоятельно, подчеркивая их в тексте).

 Научно-техническая терминология является самой подвижной, гибкой и быстро изменяющейся частью общенародной лексики. Бурный рост науки и техники вызывает острую необходимость в наименованиях новых явлений и понятий. На глазах одного поколения возникли новые науки, созданы новые отрасли техники и целые системы терминологий. Так, в начале XX века возникла радиотехника, в 30-е годы – ядерная физика, в 50-е годы – химия синтетических волокон. Появились такие перспективные науки, как теория информации, кибернетика и бионика. Новое требует себе имени, точного и определенного, и в разных языках тысячи специалистов создают имена научных понятий и явлений – термины.

Учитель: Сложно это сделать? Почему? Далее предлагается этот же текст, в который внесены пометы (подчеркивания, выделения и т.п.), с таким же заданием.

Научно-техническая терминология является самой подвижной, гибкой и быстро изменяющейся частью общенародной лексики. Бурный рост науки и техники вызывает острую необходимость в наименованиях новых явлений и понятий. На глазах одного поколения возникли новые науки, созданы новые отрасли техники и целые системы терминологий. Так, в начале XX века возникла радиотехника, в 30-е годы – ядерная физика, в 50-е годы – химия синтетических волокон. Появились такие перспективные науки, как теория информации, кибернетика и бионика. Новое требует себе имени, точного и определенного, и в разных языках тысячи специалистов создают имена научных понятий и явлений – термины.

Учитель: С каким текстом было легче работать? Почему? Учитель вместе с учениками определяет способы подачи ключевых понятий в тексте (подчеркивания, особый шрифт, повторы слов, начало и конец абзаца и т.д.).

Задание 7. Прием «незаконченное предложение»: ученикам предлагается продолжить фразу «Роль ключевых понятий в тексте состоит в том, чтобы …»

Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.