III . Рефлексивно-оценочный этап.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прием «Все в моих руках»: на подготовленном трафарете ладошки, который есть у всех учащихся, продолжить фразы:

                                                             я узнал…

                                                             я сделал…        

                                                             настроение у меня…

                                                             я помог…

                                                             мое самочувствие…

 

Занятия №№ 10-11

Тема: Способы и приемы интерпретации ключевых понятий.

Цель: учащиеся научатся интерпретировать ключевые понятия разными способами.

Задачи:

1) создать условия для овладения алгоритмом составления дерева понятий, кластера, денотатного графа;

2) обеспечить освоение таких приемов интерпретации понятия как дерево понятия, кластер, денотатный граф.

Ход занятия:

Для работы считаем целесообразным выбрать один текст, на основе которого показать разные способы интерпретации понятия.

1. На мотивационно-целевом этапе предлагаем в тексте найти ключевое понятие, определив родовые и видовые признаки у него. Затем учащиеся пробуют представить это понятие в виде схемы. Задание предполагает, что они столкнутся с проблемами при его выполнении, так как учитель не задает ни формы схемы, ни цели.

После определения сложностей в работе и причин этого учитель знакомит учащихся со способами интерпретации ключевого понятия.

2. На содержательном этапе работа строится следующим образом: дается алгоритм одного из приемов интерпретации ключевого понятия и на основе текста создается его интерпретация:

* дерево понятий: алгоритм

— 1. Выделить ключевое слово.

— 2. Поставить цель изучения понятия.

— 3. Исследовать смыслы слова по разным словарям.

— 3.1. Найти основу данного понятия (слова или словосочетание, которым можно заменить само понятие), т.е. определение рода изучаемой системы (вопрос: что такое?).

— 3.2. Выбрать из многих характеристик понятия те, которые соответствуют цели поиска, т.е. определения вида системы (вопросы: какая? какой?).

— 4. Исследовать структуру системы.

— 4.1.Определить функцию, назначение системы (вопросы: зачем? для чего?).

— 4.2. Исследовать структуру системы (элементы, их функции, виды связей между элементами).

— 4.3. Соединить одинаковые смыслы из разных словарей.

— 5. Сравнить смысл разных посылок.

— 5.1. Выделить общее.

— 5.2. Найти различное.

— 5.3. Сформулировать своё определение понятия, своё выводное знание. Выводное знание, сконструированное под цель, и является новым, самостоятельно приобретенным содержанием.

*кластер: алгоритм

Правила очень простые. В центре рисуем круг – это наша тема, вокруг нее круги поменьше – крупные смысловые единицы, соединяемые прямой линией с большим кругом, затем круги поменьше и т. д. Таким образом, заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы

Кластер, графически организуя материал, показывает смысловые поля того или иного понятия:

*денотатный граф

— Выделите ключевое слово или словосочетание.

— Чередуйте имя и глагол в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).

— Выберите глагол, связывающий ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).

— Раздробите ключевое слово по мере построения графа на слова – "веточки".

Соотнесите каждое слово "веточку" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Денотатный граф – это способ вычленить из текста существенные признаки ключевого понятия.

Примеры интерпретации ключевых понятий вы можете найти, если пройдете по этим ссылкам:

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26655/1/notv_2013_196.pdf

http://research-journal.org/pedagogy/graficheskoe-predstavlenie-informacii/

http://www.docme.ru/doc/44197/graf-predstavlenie-informacii

Дата: 2019-07-24, просмотров: 229.