Прием «Все в моих руках»: на подготовленном трафарете ладошки, который есть у всех учащихся, продолжить фразы:
я узнал…
я сделал…
настроение у меня…
я помог…
мое самочувствие…
Занятия №№ 10-11
Тема: Способы и приемы интерпретации ключевых понятий.
Цель: учащиеся научатся интерпретировать ключевые понятия разными способами.
Задачи:
1) создать условия для овладения алгоритмом составления дерева понятий, кластера, денотатного графа;
2) обеспечить освоение таких приемов интерпретации понятия как дерево понятия, кластер, денотатный граф.
Ход занятия:
Для работы считаем целесообразным выбрать один текст, на основе которого показать разные способы интерпретации понятия.
1. На мотивационно-целевом этапе предлагаем в тексте найти ключевое понятие, определив родовые и видовые признаки у него. Затем учащиеся пробуют представить это понятие в виде схемы. Задание предполагает, что они столкнутся с проблемами при его выполнении, так как учитель не задает ни формы схемы, ни цели.
После определения сложностей в работе и причин этого учитель знакомит учащихся со способами интерпретации ключевого понятия.
2. На содержательном этапе работа строится следующим образом: дается алгоритм одного из приемов интерпретации ключевого понятия и на основе текста создается его интерпретация:
* дерево понятий: алгоритм
1. Выделить ключевое слово.
2. Поставить цель изучения понятия.
3. Исследовать смыслы слова по разным словарям.
3.1. Найти основу данного понятия (слова или словосочетание, которым можно заменить само понятие), т.е. определение рода изучаемой системы (вопрос: что такое?).
3.2. Выбрать из многих характеристик понятия те, которые соответствуют цели поиска, т.е. определения вида системы (вопросы: какая? какой?).
4. Исследовать структуру системы.
4.1.Определить функцию, назначение системы (вопросы: зачем? для чего?).
4.2. Исследовать структуру системы (элементы, их функции, виды связей между элементами).
4.3. Соединить одинаковые смыслы из разных словарей.
5. Сравнить смысл разных посылок.
5.1. Выделить общее.
5.2. Найти различное.
5.3. Сформулировать своё определение понятия, своё выводное знание. Выводное знание, сконструированное под цель, и является новым, самостоятельно приобретенным содержанием.
*кластер: алгоритм
Правила очень простые. В центре рисуем круг – это наша тема, вокруг нее круги поменьше – крупные смысловые единицы, соединяемые прямой линией с большим кругом, затем круги поменьше и т. д. Таким образом, заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы
Кластер, графически организуя материал, показывает смысловые поля того или иного понятия:
*денотатный граф
Выделите ключевое слово или словосочетание.
Чередуйте имя и глагол в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Выберите глагол, связывающий ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
Раздробите ключевое слово по мере построения графа на слова – "веточки".
Соотнесите каждое слово "веточку" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Денотатный граф – это способ вычленить из текста существенные признаки ключевого понятия.
Примеры интерпретации ключевых понятий вы можете найти, если пройдете по этим ссылкам:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26655/1/notv_2013_196.pdf
http://research-journal.org/pedagogy/graficheskoe-predstavlenie-informacii/
http://www.docme.ru/doc/44197/graf-predstavlenie-informacii
Дата: 2019-07-24, просмотров: 261.