Интегральный алгоритм чтения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Название рассказа, текста, книги.

2. Автор.

3. Выходные данные (издательство, год издания, аннотация, предисловие и заключение, иллюстрации).

4. Основное содержание.

5. Факты.

6. Новизна, опорные моменты, критика.

7. Возможности использования на практике.

Задание 2.

«Рассечение вопроса» (заглавия можно взять из учебников).

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Ход работы:

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Например: Как Человек и собака стали говорить по-разному.

Атмосфера: строение, значение, изучение. / География.

Злаки – хлеб человечества. / Биология.

Далее можно использовать следующие предтекстовые задания к ознакомительному чтению:

· прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;

· выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

· прочитайте ключевые слова (они выделены), не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста;

· составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

· назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

· разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

· попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

· скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

Можно использовать следующие предтекстовые стратегии. Их целью является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов и заданий, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

«Алфавит за круглым столом»

Мы планируем прочитать и обсудить, например, тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.

«Соревнуемся с писателем»

Цель - мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации.

III . Рефлексия «Художественная мастерская»

Перед вами много иллюстраций. Выберите только те, которые подходят к данному рассказу.

Для этих стратегий может подойти следующий текст.

Дальневосточные колибри

В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зеленые ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.

Это королек - самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.

За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.

В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царем того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:

- А я выше!

Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царем птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.

Диву даешься, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять-шесть граммов весом, переносит суровые холода. Мало того, она даже поет при сорокаградусном морозе. Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.

Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королек уничтожает до четырех миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятана, и найти его очень трудно. В кладке – от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.

Королек очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.

К этому тексту подойдут и следующие задания:

· скажите, о чем, судя по заглавию, может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению;

· выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

· прочитайте первые предложения каждого абзаца, не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста;

· составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

· разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку).

 Стратегия «Мозговой штурм»

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2. Учитель записывает все называемые ассоциации.

3. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Ход работы:

Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?»

1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

Памятка ученику:

1. В ходе ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие понять, о чём в нём говорится:

Ø ключевые слова;

Ø заголовки разделов, глав, параграфов и других смысловых частей;

Ø начальные предложения абзацев.

2. Читая, не возвращайтесь к уже прочитанному, если имеете дело с не очень трудным текстом.

3. Старайтесь читать только глазами – не шепотом.

4. Обращайте внимание на рисунки, картинки, графики.

5. После очень быстрого прочтения какой-то части текста стоит сделать в памяти короткий просмотр содержащихся в тексте мыслей.

Занятия №№ 9-11

Тема: Ключевые понятия и их роль в тексте.

Литвинюк Н.В.,

учитель МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск

Цель: учащиеся научатся строить и интерпретировать понятия разными способами.

Задачи:

 1) организовать изучение алгоритма составления определения к понятию;

2) обеспечить освоение способов подачи ключевых понятий в тексте;

3) создать условия для овладения приемами интерпретации понятия.

 

 

Занятие № 9

 Тема: Понятие и его определение.

Цель: сформировать умение строить определение к понятию.

Задачи:

1) организовать изучение алгоритма составления определения к понятию;

2) обеспечить усвоение признаков ключевого понятия;

3) создать условия для освоения способов подачи ключевых понятий в тексте.

Ход занятия:

Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.