1. Название рассказа, текста, книги.
2. Автор.
3. Выходные данные (издательство, год издания, аннотация, предисловие и заключение, иллюстрации).
4. Основное содержание.
5. Факты.
6. Новизна, опорные моменты, критика.
7. Возможности использования на практике.
Задание 2.
«Рассечение вопроса» (заглавия можно взять из учебников).
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Ход работы:
Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Например: Как Человек и собака стали говорить по-разному.
Атмосфера: строение, значение, изучение. / География.
Злаки – хлеб человечества. / Биология.
Далее можно использовать следующие предтекстовые задания к ознакомительному чтению:
· прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
· выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
· прочитайте ключевые слова (они выделены), не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста;
· составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
· назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;
· разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);
· попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);
· скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.
Можно использовать следующие предтекстовые стратегии. Их целью является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов и заданий, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
«Алфавит за круглым столом»
Мы планируем прочитать и обсудить, например, тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.
«Соревнуемся с писателем»
Цель - мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
III . Рефлексия «Художественная мастерская»
Перед вами много иллюстраций. Выберите только те, которые подходят к данному рассказу.
Для этих стратегий может подойти следующий текст.
Дальневосточные колибри
В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зеленые ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.
Это королек - самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.
За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.
В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царем того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:
- А я выше!
Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царем птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.
Диву даешься, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять-шесть граммов весом, переносит суровые холода. Мало того, она даже поет при сорокаградусном морозе. Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.
Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королек уничтожает до четырех миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятана, и найти его очень трудно. В кладке – от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.
Королек очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.
К этому тексту подойдут и следующие задания:
· скажите, о чем, судя по заглавию, может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению;
· выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
· прочитайте первые предложения каждого абзаца, не читая всего текста, сформулируйте и запишите основную мысль текста;
· составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
· разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку).
Стратегия «Мозговой штурм»
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Ход работы:
1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
2. Учитель записывает все называемые ассоциации.
3. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
«Глоссарий»
Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Ход работы:
Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?»
1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
Памятка ученику:
1. В ходе ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие понять, о чём в нём говорится:
Ø ключевые слова;
Ø заголовки разделов, глав, параграфов и других смысловых частей;
Ø начальные предложения абзацев.
2. Читая, не возвращайтесь к уже прочитанному, если имеете дело с не очень трудным текстом.
3. Старайтесь читать только глазами – не шепотом.
4. Обращайте внимание на рисунки, картинки, графики.
5. После очень быстрого прочтения какой-то части текста стоит сделать в памяти короткий просмотр содержащихся в тексте мыслей.
Занятия №№ 9-11
Тема: Ключевые понятия и их роль в тексте.
Литвинюк Н.В.,
учитель МБОУ лицея «Вектор», г. Хабаровск
Цель: учащиеся научатся строить и интерпретировать понятия разными способами.
Задачи:
1) организовать изучение алгоритма составления определения к понятию;
2) обеспечить освоение способов подачи ключевых понятий в тексте;
3) создать условия для овладения приемами интерпретации понятия.
Занятие № 9
Тема: Понятие и его определение.
Цель: сформировать умение строить определение к понятию.
Задачи:
1) организовать изучение алгоритма составления определения к понятию;
2) обеспечить усвоение признаков ключевого понятия;
3) создать условия для освоения способов подачи ключевых понятий в тексте.
Ход занятия:
Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.