Доклад «Дневник наблюдения ученика с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) как одна из форм организации коррекционной работы педагогов школы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовила: Л. В. Блискунова –

педагог – психолог Горковской МС(К)ОШИ

Дети, с проблемами в обучении, в образовательной организации должны сопровождаться документацией по коррекционной работе. При аккредитации учреждения для проверки коррекционной работы обязательно наличие аналитических справок, составленных по результатам ВШК и различных мониторингов.

Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ (Л.С. Выготский). Чтобы иметь реальную информацию о динамике развития учащегося и отслеживать результативность коррекционного воздействия, оптимальным вариантом будет ведение дневника, известного под несколькими названиями: «Дневник наблюдения и коррекции», «Дневник комплексного динамического наблюдения» (ДКДН), «Дневник индивидуального сопровождения учащегося».

«Дневник» – это отражение психического развития ребенка, один из способов взаимодействия между педагогами, работающими с ребенком, возможность учителя или воспитателя анализировать и планировать свою работу.

«Дневник» построен на принципах комплексного и динамического изучения состояния ребенка. Он создает предпосылки для преемственности в работе педагогов, сопровождая ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока пребывания в нем, отражая целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. «Дневник» обеспечивает непрерывность коррекционной работы при переходе ребенка в другое учреждение.

В коррекционно-развивающей работе «Дневник» способствует системной организации всестороннего изучения учащихся и ориентирует педагогов на учет позитивных изменений, служит опорой для выбора эффективных средств, форм обучения и воспитания, учитывая индивидуальное развитие и потенциальные возможности каждого ребенка.

При изучении учащегося перед школой стоят следующие задачи:

1. Выявление индивидуальных особенностей и нарушений развития (патология анализаторов, нарушение нейродинамики, нарушение личности, ассоциальное поведение).

2. Уточнение уровня интеллектуального развития. Определение особенностей развития познавательной деятельности (уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, темп деятельности, усидчивость ребенка, мотивация).

3. Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий успешной социально-трудовой адаптации.

Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер и двигательной активности учащихся с проблемами в обучении, средствами обучения и воспитания.

Индивидуальный образовательный маршрут носит прогностический характер и корректируется в зависимости от темпа развития тех или иных сфер личности, определенных навыков, знаний, умений. В конце каждой четверти педагоги выявляют динамику развития, обучающегося и корректируют его образовательный маршрут.

Применение указанных выше рекомендаций отражает не только темпы и качество развития личностной сферы ребенка, но и характеризует результативность действий специалистов, что позволяет своевременно принимать управленческие решения по следующим направлениям:

1. перевод ребенка из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития»;

2. организация дополнительных занятий обучающегося со специалистами;

3. изменение режима обучения ребенка (изменение формы обучения);

4. направление обучающегося на дополнительное консультирование со специалистами;

5. приобретение дополнительного коррекционно-развивающего оборудования (оборудование для кабинетов ритмики и ЛФК, индивидуально-раздаточного материала и т.д.);

6. организация для специалистов образовательных школ консультаций по сопровождению учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Главным требованием является содержательность.

Записи, которые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности

Дневник наблюдений заводится на каждого ученика при поступлении в школу. Дневники наблюдения имеют определённую цель – собрать всестороннюю информацию об учащихся (здоровье, учебный процесс, поведение, общение, ЭВС, познавательные процессы, учебная мотивация) - это одна из форм организации коррекционной работы педагогов школы и узких специалистов.

На первом листе записываются данные учащегося:

Оформление дневника наблюдений состоит из граф:

1. ФИО ученика

2. Год рождения

3. Данные о родителях

4. Место жительства

5. Состояние здоровья

6. Сфера наблюдения

7. Что наблюдали

8. Коррекционная работа

9. Результаты и выводы.

Информация открыта только для педагогов, работающих с конкретным учеником. С данными могут ознакомиться учителя, воспитатели, служба сопровождения. С первого дня обучения учащегося, в дневник наблюдения заносятся все данные по пунктам. Состояние здоровья, адаптация в школе, его интересы, внешний вид, его положительные и отрицательные стороны характера, ЭВС, наблюдается ли агрессивное поведение, суицидальные наклонности, эмоциональные связи в классе, школе. Прописывается коррекционная работа, результаты за полугодие (успехи в учёбе, победы в спортивных соревнованиях, в конкурсах, трудовые успехи и др.) Выводы – это планирование работы с учащимся на следующее полугодие по коррекции поведения, обучения, снятия агрессии – то, что педагоги считают нужным корректировать. Дневники наблюдения заполняются один раз в полугодие, если у учащегося адекватное поведение и адекватное отношение к учёбе.

При появлении трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д.) классный руководитель или воспитатель должен сделать запись в коррекционном дневнике, назвав и как можно полнее описав проблему.

Что это за проблема?

Что за ней кроется? (демонстрацией, каких потребностей ребенка является его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).

Когда это началось?

Что или кто послужило причиной появления проблемы (ссора с одноклассниками и т.д).

Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой?

С какими специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления этой проблемы?

Очень удобно, когда в коррекционный дневник заносятся главные цели, а конкретные - после неё через запятую.

Это относится ко всем сферам, которые описываются в коррекционном дневнике.

Сфера самообслуживания включает культурно-гигиенические навыки, навыки обращения с личными вещами - важная составная часть культуры поведения в школе. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Ответственные за индивидуальный дневник учащегося: классные руководители (2 раз в год), логопеды, психолог - (по необходимости), воспитатель (2 раза в год).

Дневник наблюдения проверяется администрацией на основании ВШК (приказ) и по результатам проверки пишется справка.

При написании характеристики, и переходе из младшего звена в среднее педагоги изучают дневник наблюдения и планируют воспитательную и коррекционную работу с данным учеником с учетом его психофизиологическими особенностями.

Таким образом, коррекционный дневник – это отражение психического развития ребенка один из способов взаимодействия между педагогами, работающими с ребенком, возможность учителя или воспитателя анализировать и планировать свою работу. В коррекционном дневнике необходимо описывать не глобальную проблему, а маленькую, которую можно решить определенными методами и целями за короткое время. Поэтому грамотное ведение коррекционного дневника является залогом успешной работы педагога.

 

Список литературы:

1. Бооркес де Буастаманте А. Дифференциальная диагностика задержек умственного развития. – М. Автореф. канд. дис. , 1978.

2. Белопольская Н. Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей.- Вопросы психологии, 1997 № 1.

3. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. - М. Педагогическая психология, 1996.

4. Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» - М. Научное творчество Л. С. Выготского и современность, 1981.

5. Возрастные возможности усвоения знаний - М. Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, 1966.

6. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. – М.Педагогическая психология, 1996.

7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Изд-во Речь С-Петербург, 2006.

8. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336.

9. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. п/р. М. Пшичек издательство речь Санкт –Петербург, 2006

10. http://journal.preemstvennost.ru/09-05-2015/1065-dnevnik-individualnogo-soprovozhdeniya-uchashchegosya-sredstvo-osushchestvleniya-kompleksnogo-soprovozhdeniya-i-sozdaniya-individualnoj-traektorii-razvitiya

БЛОК II.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 433.