15.15 – 16.00
Досуговый центр
Семинар-практикум для педагогов "Ребенок со всех сторон"
Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
1. актуализировать опыт работы педагогов;
2. познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению различных видов трудностей, обучающихся с ОВЗ;
3. приобрести практический опыт в коллективной работе;
4. сформировать профессиональную мотивацию педагогов.
Организация деятельности:
Работа проводится по группам.
Участники каждой группы выбирают себе Трудности, имеющие (условно) педагогические причины, логопедические причины, психологические причины.
Обсудите помощь педагога ребёнку в преодолении этой трудности. Перечислите методы и приёмы.
Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.
Комментарии экспертного совета.
Рефлексия.
Девиз работы:
– Предлагаем быть активными, слушать внимательно, высказывать своё мнение.
ХОД РАБОТЫ
Уважаемые коллеги! Исследования в области педагогики и психологии показывают, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), придя в школу, испытывает разные трудности.
Каждый из нас сталкивается с трудностями своих учеников на каждом уроке. И трудностей этих великое множество.
Условно, трудности ребёнка с ОВЗ в процессе обучения можно разделить на 3 группы:
1. педагогические причины,
2. логопедические причины,
3. психологические причины.
Давайте, конкретизируем трудности нашего ребёнка по выделенным затруднениям.
Какие затруднения мы отнесешь к каждому виду?
Конечно, главные помощники для ребёнка – учитель и родители. Но, зачастую, дети с ОВЗ воспитываются в неблагополучных семьях, где ребёнку не уделяется должного внимания.
Учителю на помощь приходят специалисты – логопед, психолог, дефектолог, медицинский работник. У нас в школе активно и эффективно работает СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Чётко, понятно, оперативно педагоги получают нужные консультации и практическую помощь в сложных ситуациях.
Но, всё же, большую часть работы приходится выполнять учителю.
Давайте разделимся на группы и обсудим помощь педагога ребёнку в преодолении трудностей. Поделимся своим практическим опытом, методами, приёмами и формами работы.
А комментировать нашу работу будет экспертная группа в составе: ….
7. Идёт работа в группах.
8.Представители каждой группы озвучивают виды помощи:
Педагогические трудности:
· Трудности усвоения навыка письма
· Трудности усвоения навыка счёта
· Трудности усвоения навыка чтения
· Неусидчивость
· Трудности при выражении своих мыслей
Логопедические трудности:
· Нарушение звукопроизношения
· Трудности в звуковом анализе и синтезе
· Трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения
· Зеркальное написание букв, пропуски или приписывание элементов букв
· Трудности словообразования, словоизменения
Психологические трудности
· Трудности привыкания к новому коллективу
· Невнимательность
· Трудности запоминания
· Трудности при выполнении правил и норм школьной жизни
· Трудности восприятия и понимания инструкции
Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.
8. Комментарии экспертной группы.
Подведение итогов
- Посмотрите, коллеги, наш ребёнок с ОВЗ улыбается, у него хорошее настроение. Как вы думаете, почему?
Ответы учителей. Ребёнок улыбается, потому что получил квалифицированную помощь всех специалистов.
- Многие приёмы и методы мы с вами знаем и используем в работе. Сегодня мы их вспомнили, обобщили. Эти приемы, методы являются приёмами формирования БУД.
10 . А сейчас рефлексия. Продолжите фразы:
– Я сегодня вспомнила …
– Меня порадовало …
– Мне было трудно …
«Узелок на память» - диагностический приём «СЛОН»
” Слон”
Дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
· Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
· хобот – понимание значимости знаний, которые вы приобретаете;
· голова – это мыслительные процессы;
· посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;
· ноги тонкие – неуверенность в своих действиях, толстые ноги – уверенность и основательность позиции.
· Хвост – позитивный настрой и желание познать новое.
· Бивни – целеустремлённость. Прямые длинные бивни – человек идёт к цели, человек желает достичь цели. Закрученные бивни – желание дойти до цели любыми путями. Короткие бивни – низкая целеустремлённость.
БЛОК I.
1. Доклад: «Нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса в рамках реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Подготовила: А. В. Слонова –
заместитель директора по УЧ Горковской МС(К)ОШИ
В терминологии Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Закон выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 ст. 60 Федерального закона № 273- ФЗ говорит о том, что: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ напрямую говорит о том, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Часть 6 ст. 11 этого же закона определила, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Часть 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации и реализуется в соответствие с нормативными документами:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р);
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год;
6. Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 № 986;
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638;
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
9. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
10. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода, обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
11. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
12. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082);
13. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
14. Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";
15. Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
1.1.Нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса в Горковской МС(К)ОШИ в рамках введения ФГОС ОВЗ
На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 1 сентября 2016 года стандарт применяется к правоотношениям возникшим с 1 сентября 2016 года и обучение лиц зачисленных до 1 сентября 2016 года обучение будет осуществляться по ранее утвержденным до завершения обучения.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Стандарт учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности учащихся с умственной отсталостью.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и согласия родителей (законных представителей).
На основании данных приказов в образовательном учреждении с 2015 года идет работа по разработке локальных актов и на 1 сентября 2016 года были разработаны и утверждены следующие документы:
1. План – график мероприятий по подготовке введению ФГОС начального общего образования (НОО) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Утверждение Плана – графика ФГОС ОВЗ от 27.11.2015 г. № 149/1-од.
3. Внесены изменения в Программу Развития Горковской МС(К)ОШИ на 2016-2026 г.г, Образовательную программу Горковской МС(К)ОШИ на 2016 – 2025 г.г.
4. Рассмотрены и утверждены на педагогическом совете школы от 15.01.2016 г. протокол №1: Программа Развития Горковской МС(К)ОШИ на 2016-2026 г.г, Образовательная программа Горковской МС(К)ОШИ на 2016 – 2025 г.г.
5. Утверждены приказом по школе от 15.01.2016 г. №04-од Программа Развития Горковской МС(К)ОШИ на 2016-2026 г.г, Образовательная программа Горковской МС(К)ОШИ на 2016 – 2025 г.г.
6. Создана и утверждена приказом по школе от 01.02.2016 г. №21 – од рабочая группа по разработке АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Внесены дополнения в Положение ФНД от 20.01.2016 г.
8. Разработана АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
9. Разработана АООП НОО (1 – 4 класс) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
10. Разработаны проекты (1 – 4 класс):
10.1. Классификатор жизненных компетенций. Оценка достижений личностного развития (приказ №101/2 – од от 12.09.2016 г)
10.2. Предметные достижения планируемых результатов по предмету ручной труд (приказ №101/2 – од от 12.09.2016 г)
10.3. Предметные достижения планируемых результатов по предмету математика (1 вариант) (приказ №101/2 – од от 12.09.2016 г)
10.4. Предметные достижения планируемых результатов по предмету речевая практика (1 вариант) (приказ №101/2 – од от 12.09.2016 г)
10.5. Предметные достижения планируемых результатов по предмету русский язык (1 вариант) (приказ №101/2 – од от 12.09.2016 г)
11. Разработаны локальные акты:
11.1. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов
в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ №101/2 – од от 12.09.2016 г)
11.2. Положение о разработке рабочей программы индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
11.3. Положение о специальной индивидуальной программе развития, обучающегося (СИПР) (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
11.4. Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися адаптированных общеобразовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
11.5. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
11.6. Положение о порядке приёма граждан на обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
11.7. Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (рассмотрено на педсовете от 01.09.2016 г, приказ №93 от 01.09.2016 г.)
11.8. Договор о предоставлении общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе Горковской МС(К)ОШИ.
11.9. Должностная инструкция:
11.9.1. Учителя ФГОС (приказ № 96/1 от 07.09.2016 г.)
11.9.2. Педагога-психолога ФГОС (приказ № 96/1 от 07.09.2016 г.)
11.9.3. Логопеда ФГОС (приказ № 96/1 от 07.09.2016 г.)
11.9.4. Педагога дополнительного образования ФГОС (приказ № 96/1 от 07.09.2016 г.)
1.2. Общая характеристика АООП ( Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) )
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП с привлечением органов самоуправления (совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления Организацией.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 лет.
В реализации АООП выделено два этапа:
I этап ― 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Организация первого класса направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:
1. выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
3. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
4. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений, обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
В данном образовательном учреждении АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (далее - АООП) ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями) утверждена на 2016 - 2026 годы
Цель АООП: формирование жизненных компетенций, овладение ими учебной деятельностью, а также формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
1.3.П одходы к формированию адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) формирование представления о трудовой деятельности, как насущно необходимой в жизнеобеспечении;
2) формирование готовности к самостоятельной жизни, трудовой деятельности;
3) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
5) развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
6) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
7) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
8) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.