Подготовила: С. А. Аксарина –
педагог дополнительного образования детей
Горковской МС(К)ОШИ
Танцевальные занятия в нашей школе, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, и имеют помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через движение под музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к танцевальному искусству музыке, развивать двигательные музыкальные способности. Танцевальные занятия направленны непосредственно на развитие основных двигательных функций, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия).
Среди проблем в обучении и воспитании танцевальному искусству умственно отсталых учащихся можно назвать:
- непроизвольность движений;
- не умение сопоставить движение с музыкой;
- боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
- речевые нарушения или отсутствие речи;
- замкнутость, неактивность детей;
- неустойчивое внимание и память;
- нарушенная ориентация в пространстве;
- нарушенная двигательная координация.
Пересмотрев свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с умственно отсталыми учащимися состоит:
не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
не в совершенствовании двигательных навыков, а в развитии элементарных двигательных способностей, простейших танцевальных навыков;
не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Влияние двигательного анализатора на общее развитие ребенка
Структура двигательного анализатора человека очень сложна.
Передняя центральная извилина мозга ребенка является областью двигательных проекций. Раздражение коры мозга в том или другом пункте передней центральной извилины вызывает сокращение соответствующих мышечных групп, а значит – движение.
Двигательная система человека включает в себя две части: пассивную (жесткий сочленный скелет) и активную (поперечнополосатую мускулатуру со всем ее оснащением).
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно – на протяжении многих месяцев и лет.
Моторика
Формирование движений, моторики ребенка это - один из важнейших компонентов физического развития детей с умственной отсталостью Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации танцевальной активности таких детей.
У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки.
У большинства детей, нашей школы отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Многие дети с ОВЗ, не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.
Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно-сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. Им сложно вместе сопоставить речь и движение. В данном случае мной используются различные словесные игры и музыкально – танцевальные упражнения такие как: «Ходим кругом», танец «Стирка», «Чудо – юдо», «Мы охотимся на льва», «Варвара», «Буги – вуги», «У меня есть тётя», «Жил на свете старичок», «Аист, аист длинноногий…», «Приступаем» «Если б я был сильным, отважным спортсменом» и др.
Что бы вам было понятно насколько не просто соотносить движение под музыку и речь, я предлагаю вам на себе попробовать. И сейчас я проведу с вами хоровод «Весна красна».
Хоровод «Весна красна» с участниками семинара.
Мы дружно улыбаемся (дети водят хоровод):
Красна, красна, красна!
(Хлопают в ладоши.)
Пришла к нам раскрасавица (водят хоровод)
Весна, весна, весна.
(Хлопают в ладоши.)
Ты солнышко лучистое,
Тепло свое разлей!
(Делают круговые махи руками.)
На веточках душистые (ладони рук складывают вместе)
Ты почки распусти (медленно раскрывают ладони)
И с ласточками быстрыми (машут руками)
Лети, лети, лети!
(Разбегаются в стороны.)
Координация
Координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 6-7 годам жизни. Это дает основание считать, возможным тренировать и совершенствовать координацию движений. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации. Все это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата.
В ходе занятий танцами постоянно формируются и уточняются различные формы со дружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения. В занятия с детьми с умственной отсталостью следует включать максимально разнообразные движения. С тем чтобы обеспечить наилучшее развитие координационных возможностей.
Таким образом, используя на своих занятиях активную двигательную деятельность, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить об определенной нагрузке и дозировке соответственно возрасту и психофизическому развитию занимающихся.
Музыка
На занятиях по танцам, большое значение придаётся слушанию и разбору музыки танца (ее характера, настроения, структурного построения, ритмическим особенностям). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным.
«Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца.»
Чтобы заинтересовать умственно отсталого ребёнка танцевальным творчеством, совместно с практическими занятиями проводятся и теоретические. На занятиях даётся общая характеристика музыки, придумываются образы, сюжеты. Проводятся беседы об особенностях фольклорного творчества, рассматриваются иллюстрации, знакомящие детей с костюмами, образами, традициями и обычаями народов, эпох. Всё это необходимо для того, чтобы ввести детей в мир тех образов, той музыки, под которую они будут танцевать. Плавность вальса, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих плясовых народных мелодий, отражающихся в движениях этих танцев, словесно описываются на занятиях.
Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности.
Одна из первых характеристик танца – это темп музыки. Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. В практике музыкально- танцевальной работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный. Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения, необходимо научить воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Темп – это не просто скорость звучания, это художественная характеристика, которая влияет на эмоциональное восприятие музыкальной мысли. Поэтому, если не совпадает темп исполнения музыки и танца, это всегда читается как расхождение.
Одним из основных принципов хореографического образования является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающее-тренирующих воздействий.
Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Следующим принципом является системность чередования нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе обучения танцу является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха.
При оценки физиологического воздействия занятий танцами на организм детей с умственной отсталостью необходимо учитывать степень зрелости центрального аппарата регуляции двигательных функций, особенности возрастного развития физиологических систем организма.
Из принципа адаптированного сбалансирования динамики нагрузок вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов обучения танцу.
1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе обучения, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье.
2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.
3. Использование суммарных нагрузок в процессе обучения танцу предполагает на отдельных этапах в системе занятий или временное снижение ее, или стабилизацию, или временное увеличение.
Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в процессе обучения танцу детей с умственной отсталостью является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений.
Этим определяются такие методические пути реализации принципа как:
- рациональная повторность заданий;
- рациональное чередование нагрузок и отдыха;
- повторность и вариативность заданий и нагрузок.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.