Организация специальной коррекционной работы (учебной и внеурочной), основанная на использовании практической деятельности при проведении специальных коррекционных занятий не только повышает качество ощущений и восприятий у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но и оказывает положительное влияние на развитие разных сфер интеллекта через:
Ø использование рациональных и целенаправленных способов выполнений задания учащимися, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать у данной категории учащихся недостатки мыслительной деятельности;
Ø использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) поможет оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала учащимися;
Ø учет особенностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности;
Ø систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами, что находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний, при этом постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи – письменной;
Ø проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости;
Ø специально организованную работу (длительную, систематическую) с учащимся с умственной отсталостью оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
1. время начала образования,
2. содержание образования,
3. создание специальных методов и средств обучения,
4. особая организация обучения,
5. расширение границ образовательного пространства,
6. продолжительность образования
7. определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени, осваивающих АООП, характерны следующие специфические образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
1. увеличение сроков освоения АООП до 12 лет (по возможности);
2. научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
3. доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
4. введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
5. овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
6. систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
7. обеспечение обязательности начального профессионального образования;
8. необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
9. обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
10. использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
11. развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира и социальному взаимодействию со средой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
12. стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
13. психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
14. психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
15. постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру.
В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.
При всем этом хочется обратить внимание на инклюзивное обучение, где ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может обучаться с нормально развивающим ребенком и не получиться ли так, что мы про здоровых детей просто «забудем» т.к. особые дети требуют особого внимания.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.