Доклад: «Гарденотерапия - как психосоциальная реабилитация детей с интеллектуальным нарушением в развитии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Составила: Г. А. Черноокая –

педагог-организатор Горковской МС(К)ОШИ

 

Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет его использовать при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств для улучшения психоэмоционального состояния.

Цель данного направления: улучшение физического и психического состояния учащихся с ОВЗ. 

Задачи:

  1. развитие познавательной активности;
  2. коррекция эмоциональной сферы;
  3. расширение функциональных возможностей кистей рук;
  4. привитие трудолюбия;
  5. воспитание бережного отношения к природе.

Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Дети учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.  

В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Дети начинают понимать, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.

В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц, пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние

Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка с природой, как процесс постоянного сопереживания, соучастия. На занятиях дети знакомятся с различными видами семян и цветов.

На занятиях гарденотерапией ребята:

1. знакомятся с различными видами семян и растений;

2. Учатся различать обычные и декоративные сорта;

3. сажают, наблюдают за ростом и развитием растений;

4. зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты;

5. учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми;

6. узнают о многообразии форм и цвета плодов растений;

7. узнают о правилах и условиях сбора плодов;

8. расширяют знания о растительном мире;

9. получат навыки ухода и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания;

10. учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.

В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.

Возможность вырастить новое растение придаёт ребёнку надежду и веру в хорошее. Появляется мотивация к дальнейшей деятельности. Здоровый рост растений повышает самооценку. Наблюдая за ростом своего цветка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Учится быть терпеливым и внимательным, заботливым и трудолюбивым.

Результаты деятельности:

- на школьном уровне: подарки комнатных растений ко Дню Учителя, Дню пожилого человека, к Международному дню 8 марта:

- на уровне поселения: организация и проведение акций «Поможем совету ветеранов» 2014 год, «Поможем в строительстве воскресной школы» 2015 год, «Поможем воскресной школе» 2016 год. Цветы в подарок на открытие музыкальной школы, детского сада «Северяночка», для воскресной школы, акция «Принеси улыбку в дом» подарочные наборы рассады в День защиты детей для категории пенсионеров «Дети войны» 2016 год. Участие в ярмарке ко Дню села в течение трёх лет;

- на уровне района: участие в Обской ярмарке, так же ученики школы, уезжая на летние каникулы, везут комнатные растения, которые вырастили сами, домой в подарок родным;

 - фото отчёты на школьном сайте, статьи в районной газете «Северная панорама».

Недавно Британские ученые обнародовали своё заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учёбой. Важно не только научить детей выращивать зелень, но привить им уважение к природе, умение ценить её, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.

В США и Канаде сотни госпиталей работают с растениями, обеспечивая мощную форму терапии для пациентов с эмоциональными и физическими проблемами.

В Северной Америке зарегистрировано более 250 профессиональных садовых терапевтов, успешно работающих в различных организациях от домов престарелых до школ, детских домов и госпиталей. Многие университеты этих стран готовят профессиональных садовых терапевтов.

В России пока такая профессия отсутствует в перечне специальностей, но существует широкий спектр программ садовой терапии. Так 2012 году в реабилитационном центре проводился семинар по программе «Гарденотерапия для детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» разработанной Полярно-альпийским ботаническим сад-институтом.

Мы мечтаем о тепличном комплексе круглогодичного использования.

Это - солнечный био вегетарий разновидность теплицы нового поколения со своими конструктивными особенностями для круглогодичного (365 дней в году) выращивания овощей, зелени, фруктов и ягод исключительного качества.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ:

Внешне строение солнечного био - вегетария выглядит следующим образом:

- возводится на участке, имеющем наклон 15-35 градусов со скатом, обращенным на юг. Если местность ровная, то его создают искусственно.

- прямоугольная теплица с плоской крышей располагается строго с севера на юг под уклоном в 15 -20 градусов.

- крыша и три стены вегетария (боковые и южная) покрыты светопрозрачным материалом (сотовый поликарбонат или т.п.).

- северная стена вегетария должна обязательно быть капитальной. Благодаря чему до 95% тепловой и световой энергии будет снова возвращаться к растениям – вот в чем секрет! Северная стена красится в белый цвет или покрывается зеркальной фольгой, утепляется утеплителем. Северная сторона вегетария может примыкать к дому либо вегетарий можно построить отдельно.

- грядки внутри теплицы вегетария располагаются террасами, нисходящими от севера к югу. Между грядками обустраиваются проходы.

Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально-волевую сферу. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии.

Ожидаемые результаты программы:

1. Эмоциональная готовность - восприимчивость к миру природы, эмоционально-положительное отношение к ее объектам.

2. Деловая готовность – возможность реализовать свои знания в социально-бытовых ситуациях.

3. Интеллектуальная готовность - определенный уровень информированности детей.

4. Осознание себя как носителя экологической культуры.

Для детей с ограниченными возможностями, живущих в городе, участие в этой программе уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Работая с растениями, дети становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными.

Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье. Кроме того, ребенок получает заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко, - арома - и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции детей с ограниченными возможностями.

 

Источники информации:

1.Фото школьного архива.

2.Любовь к природе воспитываем с детства: - С.Н. Николаева. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004.

3.Природа и мы. Методические рекомендации. – С.Г. Шевченко: - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

4. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – Н.Ф. Виноградова. – М22., «Просвещение», 1978.

5. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: – Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

6.​ Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.