на основе аксиоматики
Цели урока:
Главная цель: обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний и развитие их в перспективе
Общекультурная и научная цели: развитие визуального, наглядно-образного типов мышления, развитие интеллекта: пространственные абстракции, их общность, анализ и синтез геометрических образов .
Воспитательные цели:
аккуратность, коллективизм, ответственность за себя и товарищей, дружбу, взаимопомощь.
Ход урока:
Введение:
Что изучает стереометрия?
Стереометрия знакомит с разнообразием геометрических тел, формирует необходимые пространственные представления.
Стереометрия знакомит с разнообразием геометрических тел, формирует необходимые пространственные представления.
Стереометрия знакомит с разнообразием геометрических тел, формирует необходимые пространственные представления.
"Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет".
«Леонардо да Винчи».
Повторение теоретического материала:
1. Аксиомы стереометрии:
Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
2. Следствия из аксиом стереометрии
1. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
2. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна.
Взаимное расположение двух прямых в пространстве
Две прямые лежат в одной плоскости
1. Прямые параллельны (Нет общих точек)
2. Прямые пересекаются (Одна общая точка).
Не лежат в одной плоскости:
3 . Прямые скрещивающиеся
Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве
1. Прямая лежит в плоскости
2. Прямая пересекает плоскость
3. Прямая параллельна плоскости.
Признак параллельности прямой и плоскости:
Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна данной плоскости.
Способы задания плоскостей
По трем точкам (аксиома 1)
По прямой и не лежащей на ней точке (следствие 1)
По двум пересекающимся прямым (следствие 2)
По двум параллельным прямым (по определению параллельных прямых).
Взаимное расположение плоскости и многогранника
Нет точек пересечения
Одна точка пересечения
Пересечением является отрезок
Пересечением является многоугольник
Разбор задач по теме: Сечение.
Используя полученные знания, применим их к построению сечений многогранников на основе аксиоматики
ПРОБЛЕМА!!! (Что называется сечением плоскостью).
Многоугольник, полученный при пересечении многогранника и плоскости, называется сечением многогранника указанной плоскостью
Какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда?
Какие многоугольники могут получиться в сечении тетраэдра?
Разбор задач на построение сечения многогранника плоскостью на основе знаний аксиоматики.
№1. Построить сечение, определенное точками K , L , M .
N2. Построить сечение, определяемое параллельными прямыми АА1 и CC1.
N3. Построить сечение, определяемое пересекающимися прямыми АС1 и А1С.
N4. Построить сечение по прямой BC и точке М.
N5. Определите вид сечения куба АВСДА1В1С1Д1 плоскостью, проходящей через ребро А1Д1 и середину ребра ВВ1.
N6. Постройте сечение куба плоскостью, проходящей через точку М и прямую АС .
N7. Построить сечение правильной призмы плоскостью, проходящей через ребро АВ и точку М середину ребра В1С1.
N8. Построить сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку К и параллельно плоскости основания пирамиды.
МЕТОД СЛЕДОВ
Суть метода : построение вспомогательной прямой, являющейся линией пересечения секущей плоскости с плоскостью грани фигуры.
Эту линию называют следом секущей плоскости.
№1. Дана пирамида MABCD. Постройте сечение пирамиды, проходящее через точки P, Q, R.
№2. Постройте сечение куба, проходящее через точки P, М, К.
Закрепление рассмотренного материала.
Самостоятельная работа (с последующей проверкой).
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их
(Д. Пойа).
Работа учащихся: разбор задач с последующим их выполнением в группе
№1. Постройте сечение треугольной пирамиды ABCD, так что бы плоскость сечения была перпендикулярна основанию и делила пополам стороны основания треугольной пирамиды.
№2. Построить сечение четырехугольной пирамиды QWBCE плоскостью, проходящей через сторону основания CB и точку А на одном из ее боковых ребер QW.
№3.Построить сечение призмы QWERUYTI, так что бы плоскость сечения проходила через прямую a в плоскости нижнего основания призмы и точку A на одном из боковых ребер WT.
№4. Изобразите сечение параллелепипеда ABCDHGSF, проходящее через точки М, К, Р на его ребрах.
№5. Изобразите сечение параллелепипеда, проходящее через точки М, К, Р на его ребрах.
№6.* Построить сечение призмы ABCDFEGHKL плоскостью, проходящей через три произвольные точки X , Y и Z на поверхности (не на ребрах) призмы.
№7. * Сечение пирамиды SABCDE плоскостью, проходящей через точку M ребра AS параллельно грани SCD .
Повторение теоретического материала:
1.определение параллельных плоскостей;
2. признак параллельности двух плоскостей;
3.свойства параллельных плоскостей.
Решение задач по теме: Параллельность плоскостей
№51,52 стр.23 (устно) .
Ершов А.П.С-8 стр.22,с-6 стр.89.
№1. Даны параллельные плоскости α и β. Параллельные прямые пересекают плоскость α в точках А и В, а плоскость β – точках и .
а) Докажите, что ;
б) Докажите, что .
№2. Параллельные прямые a и b пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках и , а другую - в точках и соответственно.
Докажите, что .
Найдите , если .
№3. Через вершины Аи С параллелограмма проведены параллельные прямые и , не лежащие в плоскости параллелограмма.
а) Докажите параллельность плоскостей ( )и ( ).
б) Докажите параллельность плоскостей ( )и ( ).
Дома: повторить п.10-14,задачи №,54,№63(а).
№1. Постройте сечение треугольной пирамиды ABCD, так что бы плоскость сечения была перпендикулярна основанию и делила пополам стороны основания треугольной пирамиды.
№2. Построить сечение четырехугольной пирамиды QWBCE плоскостью, проходящей через сторону основания CB и точку А на одном из ее боковых ребер QW.
№3.Построить сечение призмы QWERUYTI, так что бы плоскость сечения проходила через прямую a в плоскости нижнего основания призмы и точку A на одном из боковых ребер WT.
№4. Изобразите сечение параллелепипеда ABCDHGSF, проходящее через точки М, К, Р на его ребрах.
№5. Изобразите сечение параллелепипеда, проходящее через точки М, К, Р на его ребрах.
№6.* Построить сечение призмы ABCDFEGHKL плоскостью, проходящей через три произвольные точки X , Y и Z на поверхности (не на ребрах) призмы.
№7. * Сечение пирамиды SABCDE плоскостью, проходящей через точку M ребра AS параллельно грани SCD .
Урок физики в 7 классе
Бортикова Галина Ивановна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
Условия плавания тел
Цели урока :
На опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при каких тонет.
Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе.
Развивать умения учащихся определять архимедову силу с помощью мерного стакана, делать выводы по результатам экспериментальных заданий.
Показать использование условий плавания тел в технике, в народном хозяйстве.
Развивать творческую активность, творческие способности учащихся.
Методы обучения: Беседа. Фронтальные опыты. Демонстрация слайдов. Логические выводы и интуитивные догадки школьников. Записи на доске и в тетрадях.
Оборудование: Лабораторное: стаканы с водой, набор тел разной плотности, мензурка, пузырьки с водой, динамометр, клубень картофеля, стакан с раствором соли.
Демонстрационное: сосуд с водой, клубень картофеля, пластмассовая бутылка с водой и пробиркой (картезианский водолаз).
Общее: Компьютер, проектор, презентация, плакаты, фломастеры, раздаточные материалы (приложения 1 и 2),
Литература: 1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика 7.- М.: Просвещение 1989.
2. Методика преподования физики в 7 – 8 классах средней школы./ Под ред. А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990.
Структура занятия:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний (проблемный опыт).
3. Изучение нового материала выяснение условий плавания тел (теоретическое и практическое доказательства). Практическая работа.
4. Физ. минутка.
5. Изучение нового материала (продолжение) проблемный опыт, теоретическое обоснование. Работа с таблицей. Флеш-анимация.
6. Закрепление изученного материала. ТЕСТ.
7. Домашнее задание. Проблемное. Картезианский водолаз.
8. Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент. 2 мин
- Здравствуйте ребята, уважаемые члены жюри. Меня зовут Бортикова Галина Ивановна. Урок физики сегодня буду проводить я.
Представьте, что наш кабинет – это лаборатория большого научно- исследовательского институт имени великого ученого Архимеда.
СЛАЙД АРХИМЕД.
Основная цель института - познание законов природы и использование достижений физики на благо развития цивилизации.
Я - научный руководитель лаборатории «Плавания тел», а вы все мои сотрудники.
Начнём работу в нашем научно-исследовательском институте.
Стук в дверь. Депеша. Срочное сообщение. Дорогие сотрудники, на причале у Амура стоял танкер с нефтью, по непонятной причине произошел взрыв нескольких цистерн, нефть горит, разливается, причины катастрофы выясняются, нас просят помочь как можно быстрее подсказать способ тушения пожара.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.