Животный и растительный мир тундры. Урок-исследование.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели:

 продолжить формирование представления о природной зоне тундры;

исследовать и установить особенности обитания животного и растительного мира тундры.

Задачи:

развивать умение находить общие свойства экосистемы; умение работать в группе;

развивать память, мышление,; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование:

карта природных зон, таблицы с изображением животного и растительного мира тундры, презентация учителя, презентации детей, материалы энциклопедий, , песня «Увезу тебя я в тундру, учебник для 3 класса «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)

 Ход урока

 

Организационный момент.

Учитель.

Я рада нашей встрече, друзья!

Мы сегодня на уроке будем с вами наблюдать,

Рассуждать, искать решенье и заданье выполнять.

А чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу, дружок!

Мотивационный момент.

На экране слайд с изображением тундры.

Учитель.

Послушайте строки стихотворения Фазиля Искандера и скажите, какое отношение они имеют к теме нашего урока?

Край мелких ягод, крупной рыбы

И вечной океанской зыби.

И мужества! Здесь тень растений

Короче человечьей тени.

Дети.

 Мы изучали тундру на прошлом уроке, и поэт этими строками заставляет нас вспомнить о ней.

 Учитель.

Почему вы решили, что эти стихи о тундре?.

Дети.

В тундре очень много ягод, но все они мелкие из-за холодного климата.

- Тундра расположена на берегу Северного Ледовитого океана, по её территории протекает несколько крупных рек ( показывает на карте), поэтому поэт говорит, что там много рыбы.

-Тундра-это очень суровый край. Надо быть сильным и мужественным, чтобы жить там.

Учитель.

А почему там тени растений короче человечьей тени?

Дети.

Я не совсем согласен с мнением автора. Там есть и деревья, но очень мало, они выше, чем человек.

-В основном, в тундре низкорослые растения из-за сильных ветров, и тень их тоже.

Учитель.

А теперь наши знания о тундре мы зафиксируем в таблице и проверим как вы повторили .тему прошлого урока дома

3. Проверка домашнего задания.

Задание: закончить предложение.

 ( У детей на столах приготовленные таблицы, в которые они вписывают свои варианты ответов)

Тундра в переводе с финского языка обозначает… безлесная, голая возвышенность
Тундра..(её географическое положение) протянулась по всему побережью Северного Ледовитого океана
В тундре нет.. лесов
В тундре очень много.. болот и озёр
Зима в тундре.. суровая и длинная
Лето в тундре… холодное и короткое
Солнце… не поднимается высоко над горизонтом
Почвенный слой… бедный перегноем, влажный
Слой почвы, который не оттаивает даже летом.. вечная мерзлота

 

Постановка учебной задачи. Формирование УУД (работа в группах)

Учитель.

Представьте, что вы художники .Какие бы краски вы взяли, чтобы раскрасить тундру?

Дети.

Серые, коричневые, чёрные.

-Мрачные. Холодные.

Учитель.

 А теперь посмотрите какими красками пользуются дети, родина которых тундра (показ слайдов с рисунками детей из п. Уркима , из Первомайской школы-интерната для эвенкийских детей)

Учитель.

 Почему юные художники увидели и нарисовали тундру не так, как вы её представляли?

 Дети.

 Я думаю, что по одним определениям нельзя представить тундру.

 Учитель.

 Правильно. Ведь там бывает и лето, когда цветут цветы, бывает и северное сияние- незабываемое зрелище (показ слайда).

Учитель.

Чем следует заняться сегодня в нашей лаборатории открытий, чтобы тундра предстала такой, как на рисунках юных художников, а не так, как в наших определениях?

 Дети.

Изучить её лучше. Узнать как можно больше о животном и растительном мире.

Учитель.

Замечательно. Сегодня это будет темой нашего урока.

Открытие нового материала.

На этом этапе класс работает в группах. Каждой группе выдаются задания в конвертах, с помощью которых проводится исследование в соответствии с планом. Группы определяются заранее или формируются по желанию детей.

1 группа- «биологи» (исследуют особенности растений)

2 группа- «зоологи» (исследуют особенности животного мира)

3 группа «орнитологи» (исследуют особенности птиц)

Задания для групп

Рассмотрите внимательно растения (гербарий). Они могут расти в суровых климатических условиях. Докажите, почему. Рекомендации: используйте в своей работе учебник, энциклопедию,

 гербарий. Свой ответ сформулируйте, используя следующие пункты плана:

-высота растений

-величина и форма корня

-размер листьев

-выносливость

2 . Рассмотрите зверей на картинках. Они обитают в тундре. Покажите, пользуясь планом, как этим животным удалось приспособиться к суровым природным условиям. Для подготовки используйте учебник, дополнительную литературу из классной библиотечки, ранее полученные знания.

 План ответа:

- состав волосяного покрова

-наличие внутренней прослойки жира

-основа опоры тела (лапы, копыта)

-наличие пищи

-3.Мир птиц тундры намного разнообразней, чем мир зверей. Чем же привлекает этот суровый край множество птиц? Пользуйтесь для поиска ответа материалами учебника, дополнительной литературой и планом ответа:

-_какие птицы обитают в тундре?

-как каждый вид приспособился к жизни в тундре?

-что такое «птичий базар»?

Даётся время на подготовку ответов. Далее заслушиваются сообщения-итоги работы групп.

1 группа. При ответе детей учитель показывает слайды с изображением растений тундры: морошки, ягеля, карликовой берёзы и т.д.

Представитель подводит итоги работы группы «биологи»

-низкорослые растения с мелкими листьями, стелющимися по земле;

-корневая система расположена в верхнем слое почвы над слоем вечной мерзлоты;

-влаголюбивые и морозоустойчивые.

Учитель.

Какое растение тундры,на ваш взгляд, самое необыкновенное?

Дети.

Это ягель, олений мох. Который растёт даже под снегом, но очень медленно-всего4-5 мм за год. Олень за один раз откусывает то, что росло более10 лет. А ещё ягель удивительно живучий6 его хранили в гербарии 10 лет, а потом смочили водой, -и он ожил и начал расти.

 Учитель.

 Спасибо ,биологи. Полный, интересный рассказ о жизни растений тундры.

ФИЗМИНУТКА.

2 группа.

Учитель.

А теперь слово зоологам, той группе, которая исследовала жизнь зверей. Как этим животным удалось приспособиться к суровым природным условиям?

Один представитель группы рассказывает о том, как различные животные приспособились к суровым условиям. При этом у них много общего: густой мех, жировая прослойка, широкие лапы или копыта, подходящий корм, который они могут добыть в достаточном количестве.

Учитель

. Спасибо за сообщение. Задайте вопросы биологам.

Дети.

Почему олени не замерзают, ведь у них не очень густой мех?

Сообщение ученика, приготовленное дома.

У оленя действительно мех не такой пушистый, как у песца,нот гораздо теплее. Дело в том, что в холодное время года у оленя отрастает тёплый подшёрсток, который защищает его от морозов и ветров.

-Жители тундры шьют одежду из оленьих шкур и делают чумы-тёплые жилище , которое легко собирается и разбирается, когда люди переезжают с пастбища на пастбище.

Учитель.

 Молодцы. Вы вместе сделали несколько важных выводов, зачитайте их:

-низкорослые;

-имеют густой мех, зимний подшёрсток, подкожный слой жира;

-лапы короткие и толстые раздвоенные копыта;

-хищные и травоядные.

Учитель.

Что же привлекает в этот суровый край множество птиц? Как они приспособились к условиям тундры?

Один представить от группы рассказывает .что у птиц, обитающих в тундре, густое оперение, которое имеет защитную чёрно-серо-белую окраску. Для птиц в тундре много корма, они по-разному строят свои гнёзда и оберегают своё потомство от холода и врагов, по-разному приготовились к выживанию. Дети приводят примеры наиболее интересных птиц. Кайры, у которых грушевидное яйцо. Гагары, у которых тёплый пух, из него делают куртки для полярников и учёных исследователей тундры. Розовых чаек, которые бывают розовыми только при дневном свете.

Учитель.
Спасибо за интересное сообщение. Пожалуйста, вопросы орнитолагам.

После того, как дети ответили на вопросы, учитель показывает слайды, ученики из группы делают выводы:

-оперение у птиц густое до самых когтей;

-защитная окраска;

-обилие пищи;

-способность выводить потомство (птичьи базары);

-особенности строения птиц помогают им выжить в суровых условиях.

Учитель.

Красоту этого края воспел известный чукотский певец Кола Бельды Предлагаю вам послушать песню «Увезу тебя я в тундру» в его исполнении


Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.