Цель:
создать условия для духовно– ценностной и практической ориентации ученика в окружающем макромире, содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Задачи:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народа Амурской области.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Приобретение знаний основ эвенкийской культуры и искусства.
4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
Подобно могучему орлу, раскинул свои крылья Дальний Восток. На этой территории живут люди, которые с гордостью называют себя дальневосточниками. Среди них представители всех наций и народностей, в том числе и малые народы Приамурья.
Малые народы… Почему их так называют? Да потому, что их мало. В Приамурье проживают восемь народностей – нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, ульчи, удегейцы, эвенки и эвены
Когда-то их называли тунгусами. Родиной тунгусов является Маньчжурия. В бассейне реки Амур они появились в ХIII веке, вытесненные из Маньчжурии монголами, и расселились по берегам рек Зеи, Буреи, Амура, вплоть до берегов Охотского моря.
Существует легенда о том, что гонимые монголами тунгусы потянулись – одни на север, другие на запад, а третьи на восток к Охотскому морю. Одна часть людей отстала, а другие, чтобы указать свой путь, положили веточка, которые острыми концами указывали направление. Но поднялся ветер, веточки развернуло острым концом на юг и отставшие тунгусы двинулись туда, куда указывали веточки.
Так тунгусы появились в Приамурье и расселились на этой территории. Для поселений выбирали красивые места на берегах рек, озер, чтобы рядом была тайга . Жили в стойбищах большими семьями – родами.Ставили чумы, полуземлянки, у некоторых из них были и деревянные жилища. Чумы обязательно были летними и зимними. Летний чум строился из жердей и покрывался корой или берёстой, а зимний чум – шкурами животных и морских зверей. В стойбище жили люди одного рода. Каждый житель стойбища должен был трудиться в меру своих возможностей, приносить пользу родственникам.
Одевались в одежды, сшитые из оленьей, лосиной, рыбьей, нерпичей и тюленей кожи. Из этих материалов шились халаты, куртки, обувь, рукавицы и другая одежда. В некоторых родах халаты носили и мужчины и женщины. А у некоторых народностей мужчины носили кожаные штаны, куртки (парки) . Вся одежда украшалась орнаментом, монетами, бисером, перьями, мехом и пр. Женщины очень любили наряжаться. . Повседневный халат носили долго, пока он не порвется, а свадебные и праздничные халаты берегли, они передавались из поколения в поколение.
Детская одежда отличалась от взрослой только размером . Рукавицы, тапочки, сделанные женщинами, были легкими, теплыми, обязательно с орнаментом, по которому можно было определить мастерицу.
Обувь была летняя и зимняя. Летом носили легкие кожаные олочи, а зимой теплые меховые унты или торбаза.
Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей. Охотничьими принадлежностями были лук, стрелы, копье, нож, впоследствии, с появлением на Амуре русских людей, появились ружья. Особо ценилась охотничья собака. За хорошую собаку отдавали ценную пушнину, оленя.
Женщины оставались в стойбище, растили детей, заготавливали на зиму грибы, ягоды, травы, шили одежду, выделывали шкуры.
Тайга для малых народов – это целый мир, к которому следует относиться с уважением и благоговением. Для них всё живое – всё «люди»! И деревья - «люди», и зверь – «люди».
К тайге и к тому, что в ней растет и обитает, относились бережно. На охоте зверя и птицы брали столько, сколько нужно было для пропитания, не жадничали. Так же ловили рыбу. Каждый оказывал бескорыстную помощь друг другу. Делились своей добычей со всеми жителями стойбища.
Средством передвижения в зимнее время были лыжи-снегоступы.. Они делались короткими и широкими для того, чтобы не проваливались в глубоком и рыхлом снегу Лыжи подбивали мехом оленя и поэтому они были очень удобны при передвижении. Если человек катится с горы, то они прекрасно скользят, а если идет в гору, то мех, наоборот, не дает скользить назад. На оленьих упряжках передвигались и в зимнее время, и в летнее . На собачьих упряжках ездили только в зимнее время.Такая упряжка состояла из нескольких собак и нарт. Во главе упряжки был вожак, который поддерживал порядок среди собак.
Средством передвижения в летнее время была лодка, оморочка, берестянка . Лодка была деревянная. На носу лодки обязательно было какое-либо украшение. Оморочку выдалбливали из дерева (долбленка). Берестянка делалась из коры березы, берёсты. Все носили косы. Женщины две косы, мужчины – одну. Женщины любили украшать свои косы бусами, монетами и др.
Все, от мала до велика, курили трубку: и мужчины, и женщины, и дети.
Посуда делалась из берёсты – туеса, короба, чуманы для хранения продуктов и сбора ягод, шкатулки - для хранения ниток и иголок. Из дерева вырезали всевозможные ложки, ковши, иглы для вязания сетей, детские люльки и другие предметы обихода.
В пищу употребляли мясо, травы, коренья, ягоды, грибы, рыбу. Мясо варили до полуготовности большими кусками, подносили ко рту и быстрым движением ножа отрезали кусочки. Эвенки, например, перерезав горло оленю, тут же подставляли кружку и пили еще теплую кровь. Деликатесом считалась сырая печень, язык.
Дети с малых лет приучались к охоте и чувствовали себя в тайге, как дома . При передвижении ребенка обычно заворачивали в шкуры, укладывали в люльку, люльку привязывали к боку оленя, и так маленький ребенок отправлялся в путь.
Мальчики были помощниками отца, поэтому каждый мальчик уже где-то лет с пяти-шести умел поставить капкан или петлю, мог охотиться с луком, а если 14-16-летний молодой охотник убил медведя, то он считался уже взрослым мужчиной.
Девочка была помощницей матери. Она приглядывала за младшими сестренками и братишками, помогала готовить пищу, училась шить и вышивать, собирала в тайге травы, грибы, ягоды.
У малых народов с древних времен существовало свое письмо или пиктографические знаки. Особенно широко этим пользовались «следопыты на оленях» - эвенки и эвены. Охотнику и оленеводу ведь надо было как-то общаться друг с другом. Вот, например, на суку дерева лежит кучка мха, а на мхе веточка. Это значит, что в указанном направлении лежит туша убитого медведя. А вот, выйдя из леса, семья кочевника увидела на поляне остов чума, но небольшая чурка лежит поперек двух шестов у входа. Это предостережение, что в данном месте нельзя останавливаться, случилось какое-то несчастье, болезнь, и караван идет дальше.
Живя в тяжелейших условиях тайги, люди верили в духов. Вода, лес, земля имели своих властелинов, от которых зависела жизнь людей. Ну а оберегал людей от злых духов шаман . Жил он в отдельном чуме, одевался в халат, украшенный подвесками. На голове его – шапка, украшенная рогами, в руках бубен и колотушка. Шаман справлял обряды над умершим, шамана звали к больному, шаман изгонял злых духов. Горит костер, вокруг сидят люди, а шаман исполняет свой танец (камлает).
То ли изгоняет какую-либо болезнь, то ли отгоняет злых духов от охотников, собирающихся на охоту, а может быть исполняет свой танец на медвежьем празднике.
Медвежий праздник... Охотники верили в сходство медведя с человеком, в «человеческую природу» этого зверя. Эта вера имела под собой жизненные наблюдения за повадками медведя. Наблюдения свидетельствовали о том, что медведь и умом и поведением похож на человека, хотя в чем-то другом и уступает ему. Предполагалось, что медведь – это человек, одетый в медвежью шкуру, поэтому относились к медведю с большим уважением. Его называли «дед», «старик», «хозяин тайги» или «он». Никогда охотник не скажет, что идет на медведя, иначе в тайге с охотником может случиться несчастье. Из уважения к этому зверю и существовал «медвежий праздник». Для этого в лесу вылавливали медвежонка, выращивали его в специально построенном срубе, затем убивали и устраивали пир, длившийся иногда несколько дней и ночей. При этом мясо медведя и часть съедобных внутренностей варили и съедали, а голову и кости предавали захоронениям, сопровождая все это особым обрядом: песнями, плясками, обращение к богам-тотемам, в том числе и к убитому медведю. Посуда для этого праздника изготовлялась специально – ковши, ложки и прочее. Для этого праздника существовало специальное блюдо, на котором подавали мясо . Блюдо, обычно, делали из дерева, украшали его резьбой (сцены охоты и пр.).
У каждого народа есть свои обычаи. У малых народов Приамурья существовал своеобразный обычай отношения к огню. Огонь считался священным. В него нельзя лить воду, плевать, тыкать ножом. За не почитание огня человека могли изгнать из стойбища.
Малые народности отличались гостеприимством. Если в дом пришел гость, он мог молча пройти, взять трубку у хозяина, сесть к огню и выкурить ее. И только после этого хозяева начинали поить гостя чаем, кормить, а затем только начинался разговор. Рассказывали новости, говорили об охоте, рыбалке, о жизни в других стойбищах.
Не было жадности, воровства. За жадность высмеивали, за воровство изгоняли из стойбища.
Литература:
1. История Амурской области с древнейших времён до начала 20-го века/Под редакцией А.П. Деревянко, А.П. Забияко.
2. История Амурской области/Под редакцией Баранова А.В.,Фёдоровой И.Е.
3. Амурская область на рубеже веков/Валерий Смирнов - авто и руководитель проекта
4. Красная книга Амурской области/Официальное издание Авторы-составители: Абоимов Ю.Н.,Горошко О.А. И другие
5. Забайкальские и Амурские Сказки/Редактор В. Голубихин, худ. ред. И. Сайко
6. Цветы богульника/Стихи о БАМе-Составитель В. Гузей
7. Я лучше края не искал/Геннадий Кремнёв-Стихи. Рассказы Повести.
8. Эколого-этнологический календарь эвенков Амурской области/Депортамент образования администрации Амурской области-автор:В.Ф. Иванищенко
9. Эвенкийско-русский тематический словарь/Депортамент образования администрации Амурской области-автор:К.С. Абрамова
Занятие по внеурочной деятельности «В поисках сокровищ»
Малахова Любовь Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Стихи о животных. Рифма.
Цели и задачи:
учить детей составлять рифму по заданным словам, находить рифмующие слова в тексте, воспитывать любовь к животным, прививать интерес к чтению
Оборудование к занятию:
песня И. Николаева «Маленькая страна», фонограмма песни «Котёнок», раздаточный материал с опорными словами, иллюстрации домашних животных.
Организационный момент.
Слушают песню И.Николаева «Маленькая страна»
Подготовка к проблемной ситуации. Формирование УУД: умение наблюдать с целью выделения существенных признаков, умение доказывать своё мнение.
Учитель.
-_Почему так хорошо воспринималась песня?
Дети
-Потому что красивая музыка.
_Хотелось пританцовывать.
Она хорошо запоминается, потому что в ней есть рифмующиеся слова.
-Потому что в ней добрые слова: звери с добрыми глазами, всегда весна, любовь, нет беды и горя.
Учитель.
_Как называется эта страна?
Дети.
Она называется «Детство»
Учитель.
А у вас дома есть звери с добрыми глазами?
Дети.
Да, это домашние животные, наши любимцы.
Учитель.
А вам хочется сегодня поговорить о них?
Учитель.
Я вам хочу предложить сегодня на занятии кружка сочинить стихи о своих любимцах.
Дети дружно реагируют на предложение учителя и предлагают сочинить стихи о котятах.
3.Открытие новых знаний. Опора на знания детей.
Учитель.
Что нам для этого нужно сделать?
Дети.
Подобрать рифмующие слова.
(понятие «рифма» дети уже знают)
Учитель.
Давайте попробуем сделать это вместе.
(слайд со словами). Дети добавляют рифмующиеся слова.
Котёнок-ребёнок
Детёныш-малыш
Зима-дома
Холод-голод
Учитель.
Какие рифмы вам понравились больше?
Дети.
Две первые. Доказывают почему.
4.ФИЗМИНУТКА.
Звучит песня «Котёнок» в исполнении Хоминой Алины, дети танцуют.
5.Перенос знаний в новую ситуацию.
Учитель.
Сейчас я предлагаю вам составить рифмы по заданной строчке. Поработать в группах. Помните правило: «Дружба и труд рядом живут» ( У детей на столах раздаточный материал)
Мой котёнок как ребёнок…
Рыженький котёнок-баловень с пелёнок…
Я долго мечтал о коте,
И эта мечта…
Дети работают самостоятельно в группах.
6. Рефлексия
Учитель.
А теперь я вам предлагаю зачитать полученные работы
Зачитывание полученных рифм
1.Мой котёнок как ребёнок.
Я о нём мечтал с пелёнок.
2.Я долго мечтал о коте,
И эта мечта мне приснилась во сне.
3.Рыженький котёнок-баловень с пелёнок.
Он надел ботинки, спрятался в перинке
Учитель.
Молодцы , ребята. Вы сочинили очень интересные и даже смешные стихи. Вам понравилось быть поэтами? (Ответы детей). Трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей). А как вы думаете, почему у вас всё получилось так замечательно?
Дети.
Потому что нам было интересно, и мы работали дружно.
Ученик читает стихотворение
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но крепко подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется, Кончается игра.
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
Учитель.
Какие рифмующие слова вы услышали в этом стихотворении?
Дети.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.