Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности
Год набора - 2017
Направление подготовки
51.03.03«Социально-культурная деятельность»
Профили подготовки
«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»
«Менеджмент социально-культурной деятельности»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Тюмень, 2017
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Социально-культурной деятельности, культурологии и социологии»
протокол №_____ от ___________________________
Заведующий кафедрой _________________________ /Е.М. Акулич/
(подпись)
Председатель УМК ________________________ /ЛФ. Балина
«______»_____________20 г. (протокол заседания УМК № ___)
СОГЛАСОВАНО
Директор научной библиотеки_______________/ Н.П. Соколова/
«______»_____________20 г.
Рабочая программа разработана Антонова Людмила Юрьевна, канд. культурологии, доцент кафедры СКД, КиС
__________________________
(подпись разработчика)
Содержание:
№ п/п | Разделы программы | № страницы |
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности», соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы 51.03.03 «Социально-культурная деятельность | 4 |
2. | Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы | 4 |
3. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | 4 |
4. | Объем, структура и содержание дисциплины | 4 |
5. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся (задания для самостоятельной работы) | 7 |
6. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 7 |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 8 |
8. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины | 8 |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 9 |
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 10 |
11. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | 10 |
12. | Приложение. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. | 11 |
http://www.skgii.ru/images/stories/oop/programmi/skd/tech-menag.pdf посмотреть РПД
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»:
Программа дисциплины «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата). Цель изучения дисциплины: – обучение теоретическим основам управления в социально-культурной сфере, общим принципам системы менеджмента, а также практическим навыкам управленческой деятельности в учреждениях социально-культурной сферы.
2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:
Дисциплина (Б1.Б.24) «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» входит в состав базовой части дисциплин согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: дисциплина «Введение в специальность», «Информационная культура специалиста», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Информационные технологии управления социально- культурной деятельности», «Творческо-производственная деятельность учреждений культурно-досугового типа».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В результате освоения дисциплины «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» у студента должна быть сформирована общепрофессиональная компетентность:
ОПК-2 – способностью находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
профессиональная компетенция:
ПК-9 – готовностью к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности;
ПК–13 – готовностью к осуществлению технологий менеджмента и продюсирование концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности.
4. Объем, структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа (из них: очная форма обучения – 162 – ауд., 54 – СРС, 108 – контроль; заочная форма обучения – 30 – ауд., 267 – СРС, 27 – контроль). Дисциплина изучается 3, 4 и 5 семестрах (ОФО, ЗФО).
№ | Форма обучения | Курс | Семестр | Всего часов | Лекц. | Практ. (сем). | Контроль | СРС |
1 | ОФО | 2 | 3 | 108 | 18 | 36 | 36 | 18 |
2 | 4 | 108 | 18 | 36 | 36 | 18 | ||
3 | 5 | 108 | 18 | 36 | 36 | 18 | ||
2 | ЗФО | 2 | 3 | 108 | 4 | 6 | 89 | 9 |
2 | 4 | 108 | 4 | 6 | 89 | 9 | ||
3 | 5 | 108 | 4 | 6 | 89 | 9 |
Тематический план дисциплины «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
ОФО
Раздел дисциплины, тема | Всего часов |
Аудиторные
ЗФО
Раздел дисциплины, тема | Всего часов |
Аудиторные
Содержание дисциплины « Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»:
Введение. Предмет и задачи.
Общая теория управления и закономерности управления различными системами. Системный подход к управлению. Структурирование, функционирование и поведение систем в процессе их взаимодействия и развития. Управление как процесс упорядочивания развивающихся систем. Разнообразие физических (физико-технических), биологических и социальных систем в природе. Общие закономерности управления различными системами. Специфика управления в физических, биологических и общественных системах. Социально-экономическое управление как форма социального управления в хозяйственных системах. Менеджмент как вид социально-экономического управления.
1.2. Введение. Общие теоретические основы управления системами.
Менеджмент как экономико-управленческая наука и учебная дисциплина. Предмет и место менеджмента среди других экономических наук. Задачи и функции менеджмента как научной дисциплины. Общая теория менеджмента и специальные дисциплины функциональных видов менеджмента (стратегический, финансовый, коммерческий (маркетинг), инновационный, антикризисный и другие менеджменты). Менеджмент предприятий (хозяйствующих организаций) и макроэкономический менеджмент (государственное регулирование экономики).
Цели, принципы менеджмента.
Цели науки и практики менеджмента; сущность управления и условия его осуществления; субъект и объект управления, система управления (менеджмента) и ее структура; методы управления; система подходов и принципов менеджмента и ее развитие. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента. Понятие метода управления. Характерные признаки методов управления. Классификация методов. Административные методы в системе менеджмента. Основные средства административного воздействия. Экономические методы управления. Средства экономического воздействия и их преимущества. Социально–психологические методы управления, их классификация.
Подготовка и проведение переговоров
Подготовка переговоров: Выбор средств ведения переговоров. Установление контакта между сторонами. Сбор и анализ необходимой для переговоров информации. Разработка плана переговоров. Формирование атмосферы взаимного доверия. Процесс переговоров: Начало переговорного процесса. Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня. Раскрытие глубинных интересов сторон. Разработка вариантов предложений для договоренности. Достижение согласия: Выявление вариантов для соглашения. Окончательное обсуждение вариантов решений. Достижение формального согласия.
Содержание понятия «эффект» и «эффективность». Виды и уровни анализа эффективности в социально-культурной сфере
Понятие эффекта и эффективности. Виды эффективности и уровни анализа эффективности в сфере культуры. Методы анализа эффективности. Основные методики оценки и показатели эффективности и более подробно с методикой сравнения. На семинарских занятиях студенты составляют таблицы с применением примерных базовых показателей по группам учреждений культуры.
Оценка производительности труда. Оценка качества работы. Количественная оценка качества работы исполнителей, коллективов и руководителей. Социальные показатели культуры. Группы показателей качества работы. Определение эффективности системы управления. Эффективность управленческого труда. Оценка эффективности систем менеджмента в организациях культуры и искусства.
Самостоятельная работа № 1. Тема « Особенности менеджмента в СКС. Система механизмов менеджмента»
Задание и методика выполнения:
1. Природа и сущность феномена менеджмента: выявление тенденций развития.
2. Современные практики управления персоналом.
Задание выполняется путем сбора информации (в соответствии с перечнем рекомендованной литературы), ее анализа и синтеза схемы (модели) «Содержание менеджмента».
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Тюмень, 2017
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
«Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» и этапы формирования компетенций
Код компетенции | Наименование компетенции | Структурные элементы компетенции | Этапы формирования компетенции | Виды занятий для формирования компетенции | Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
ОПК-2
Способностью находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.
Знать: объективные тенденции развития современного менеджмента.
основные организационные структуры управления организациями;
технологии менеджмента в социально-культурной сфере.
Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
Владеть: - методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).
- методами и основными приемами исследовательской деятельности в процессе совершенствования менеджмента в учреждениях социально-культурной сферы.
ПК-9
Готовностью к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности
Знать: технологии менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности на уровне воспроизведения, понимания и анализа.
Уметь:
подразделять технологии менеджмента в социально-культурной сфере.
Владеть:
способностью дифференцировать маркетинг и менеджмент в сфере социально-культурной деятельности.
ПК-13
Готовностью к осуществлению технологий менеджмента и продюсирование концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности
Знать: об основах положениях стратегического, тактического и оперативного управления в социально – культурной деятельности.
Уметь:
Использовать, адаптировать систему стратегического, тактического и оперативного управления в социально-культурной деятельности.
Владеть:
способностью к применению технологий менеджмента и продюсирование концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности.
2. Планируемые уровни сформированности компетенций по дисциплине «Теория и технология менеджмента социально-культурной деятельности»
Этапы формирования компетенции (по отношению ко времени прохождения дисциплины) | Уровни сформированности компетенции (качество сформированности компетенции) | Основные признаки (показатели) достижения определенного уровня – критерии (дескрипторы) | Оценка достигнутого уровня (баллы) | |
Модуль 1. Образовательные технологии Лекционные занятия проводятся в традиционной форме с использованием презентационного материала при использовании мультимедийного оборудования в аудитории интерактивных методов обучения, проблемных и интерактивных лекций, лекций-дискуссий. Практические занятия проводятся в традиционной форме, а также в формах проблемных семинаров, «методов круглого стола», методов анализа конфликтных ситуаций, психологических тренингов. Самостоятельная работа включает подготовку к лекционным и семинарским занятиям, направлена на изучение общих и характерных экономических проблем деятельности предприятий и учреждений социально- культурной сферы и предполагают овладение навыками работы с литературой. Изучение курса заканчивается экзаменом. Максимальное количество баллов за семинарские (практические) занятия - 10 баллов. Модульная работа призвана проверить усвоение студентами логически структурированной учебной информации. Каждая модульная работа состоит из выполнения предложенных заданий. За правильное выполнение заданий в модульной контрольной работе студент получает в целом 10 баллов. Вопросы и задания предназначены для выделения основных положений каждой темы, повторения и закрепления учебного материала, проверки знаний, контроля остаточных знаний. Курс 4 семестр Раздел 4. Технология планирования и организационного обеспечения социально-культурной деятельности Семинарское занятие № 1. Содержание, виды и этапы планирования деятельности учреждений социокультурного профиля 1. Понятие планирования. Планирование как функция и как метод социального планирования. 2. Специфика планирования социокультурной деятельности в современных условиях. 3. Виды и содержание планов в сфере культуры. Семинарское занятие № 2 Технология планирования и организационного обеспечения социально - культурной деятельности. Методы планирования в социально - культурной сфере 1. Аналитическое планирование. Нормативное планирование. 2. Целевое обоснование планов. Планирование материального и финансового обеспечения. 3. Матричный, сетевой план. Стоимостный баланс. Семинарское занятие № 3 Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование 1. Бизнес-планирование как функция и метод управления. 2. Использование в сфере деятельности культуры и искусства интегрированный маркетинговый и проектный (программный) подход. 3. Взаимосвязь управления маркетингом и программно-целевым управлением. Обеспечение на основе целевых программ. Семинарское занятие № 11. Стимулирование и мотивация работников культуры. Содержание мотивации и формирование мотивационных условий в социально-культурной деятельности 1. Виды и методы стимулирования. 2. Содержание мотивации и виды мотивов. 3. Создание и развитие мотивационных условий. Курс 5 семестр Раздел 7. Технология управления персоналом в социокультурном учреждении Семинарское занятие № 9. Подготовка и проведение переговоров 1. Подготовка переговоров: Выбор средств ведения переговоров. 2. Процесс переговоров. 3. Разработка вариантов предложений для договоренности. Достижение согласия. 4. Окончательное обсуждение вариантов решений. Достижение формального согласия. Семинарское занятие № 10. Содержание понятия «эффект» и «эффективность». Виды и уровни анализа эффективности в социально-культурной сфере 1. Эффект и эффективность. Виды эффективности. 2. Уровни анализа эффективности в сфере культуры. 3. Методика сопоставления реальных с базовыми показателями. 4. Методика сопоставления с нормативной базой. 5. Методика анализа мультипликативной эффективности. Курс 3 семестр Исходные данные для SWOT-анализа Значение показателя | ||||
Конкуренты |
Фирма | |||
1 | 2 | 3 | ||
1. Число патентов, полученных по конструкции товара | 1 | - | 1 | 4 |
2. Полезный эффект (интегральное качество) товара, единица полезного эффекта | 1250 | 1100 | 1300 | 1400 |
3. Цена товара, ден. ед. | 340 | 320 | 310 | 350 |
4. Затраты на техническое обслуживание и ремонт товара за срок его службы, ден. ед. | 4200 | 4150 | 5300 | 3200 |
5. Интегральный показатель качества сервиса товара | 0,95 | 0,96 | 0,93 | 0,9 |
6. Удельный вес прогрессивной технологии | 0,3 | 0,45 | 0,25 | 0,7 |
7. Средний возраст основных производственных фондов, лет | 5,5 | 8,3 | 6,4 | 4,5 |
8. Удельный вес высококвалифицированных кадров | 0,3 | 0,42 | 0,35 | 0,5 |
9. Количество конкурентов на входе системы менеджмента | 4 | 7 | 5 | 9 |
10. Количество конкурентов на выходе системы менеджмента | 5 | 6 | 6 | 7 |
11. Географическое расположение | удобное | среднее | среднее | удобное |
12. Товарная марка фирмы | известная | известная | известная | неизвестная |
13. Угроза налоговых изменений | отсутствует | отсутствует | имеется | имеется |
14. Угроза повышения цен на сырье и материалы | отсутствует | имеется | отсутствует | имеется |
15. Наличный капитал фирмы, млн ден. ед. | 150 | 60 | 110 | 140 |
Практическое задание № 4. Анализ факторов внутренней и внешней среды учреждения на примере (конкретного учреждения социально-культурной сферы)
Задание 1: Проанализировать внешнюю среду (прямого воздействия) внутреннюю структуру конкретного учреждения социально-культурной сферы. При анализе подготовить ответы на вопросы: 1. Краткая характеристика организации. 2. Факторы внутренней и внешней среды, прямое и косвенное воздействие. 3. Характеристика потребителей, поставщиков и конкурентов. 4. Организационная структура управления, основные органы управления учреждением.
Задание 2: Внутреннюю структуру анализируемого учреждения изобразить схематически (структура подчинения).
Дать обоснования.
Форма отчётности: защита выполненных заданий.
Практическое задание № 5
Курс 4 семестр
Раздел 4. Технология планирования и организационное обеспечение социально-культурной деятельности
Практическое задание № 9
Тема 4.2 Технология планирования и организационного обеспечения социально - культурной деятельности. Методы планирования в социально - культурной сфере.
Задание: Разработать дерево целей по проведению мероприятия «Дня студента» представить в печатном варианте
Проанализировать и продемонстрировать примеры стоимостного баланса (смета расходов и доходов) или также материальный (натуральный) баланс в учреждениях культуры.
Организационное обеспечение и контроль исполнения.
Проанализировать применения методов сетевого планирования в сфере отдыха и развлечений. Провести анализ составления плана-сетках в детских загородных центрах, какую роль играют в управленческом процессе.
Форма отчётности: Защита выполненных заданий. Составление «дерево целей».
Требования и критерии оценки к составлению дерева целей (См. п.3.4.).
Практическое задание №. 10
Тема 4.3 Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование
Задание: разработка бизнес-плана.
Цель – дать комплексные и системные знания для практической разработки бизнес-планов инвестиционных проектов СКС, которые позволяют принимать обоснованные управленческие решения об инвестировании средств в проект.
· Сам процесс составления бизнес-плана - обдумывание идеи, цели, сроков ее достижения - заставляет предпринимателя (компанию) объективно и критически взглянуть на бизнес - как будущий, так и уже существующий.
· Бизнес-план способствует предотвращению ошибок, позволяет учесть все детали, проработать потенциальные риски, проблемы и пути их решения.
· Законченный бизнес-план - лучшее средство для сообщения ваших идей другим заинтересованным лицам.
· Нормативные требования по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов в РБ (в ред. Постановления Минэкономики от 07.12.2007 № 214), а также международные стандарты и подходы.
· Понятие и сущность бизнес-планирования. Необходимость бизнес-планирования. Инвестиционный проект. Стадии его разработки и реализации. Назначение бизнес-плана. Источники финансирования разработки бизнес-плана. Структура и содержание бизнес-плана. Основные разделы и их характеристика.
· Содержание основных разделов бизнес-плана (основные аспекты, которые необходимо учитывать при их разработке, разработка соответствующих разделов на условных примерах):
1. Резюме.
2. Характеристика предприятия.
3. Описание продукта.
4. Юридический план.
5. Маркетинговый план.
6. Организационный план.
7. Производственный план.
8. Инвестиционный план.
9. Прогнозирование деятельности.
10. Показатели эффективности и оценка рисков.
· Разработка плана доходов и расходов, плана движения денежных средств и прогнозного баланса. Набор финансовой отчетности с практическими примерами.
· Расчет показателей эффективности бизнес-плана с использованием различных методик оценки.
· Рассмотрение на условных примерах возможных вариантов принятия управленческих решений по результатам проведенных исследований.
Блок Практическая часть
С помощью программного продукта PROJECT EXPERT 6.0 Вы сможете самостоятельно разработать бизнес-план и оценить его на предмет экономической и управленческой эффективности.
Задание: Разработка арт-проекта (лабораторная работа исследовательского характера).
Вопросы для обсуждения
1. Разработка проекта в искусстве (тематика проекта зависит от будущих профессиональных интересов студента), обоснования его социальной и художественной значимости, финансовой выгоды.
2. Разработка плана маркетинговых действий по продвижению арт-проекта на рынок культуры и искусства.
3. Разработка бизнес-плана направленного на осуществление арт-проекта, определение источников финансирования.
Разработка этапы бизнес – плана.
- Создать перечень наиболее активных городских предприятий и фирм-спонсоров в области организации социально-культурных мероприятий, поддержки шоу-бизнеса и спорта, социальных и благотворительных программ, юбилейных культурных мероприятий (в первую очередь, по материалам прессы, рекламным документам фирм и организаций).
Проанализировать в группах положительные и отрицательные стороны проекта.
Форма отчётности: презентация (формат Microsoft PowerPoint) и «Обзор «Арт-проекта» в виде бизнес-плана
Цель.
Отработка навыков анализа сущности организационной культуры.
Задание:
Определите, какие из приведенных ниже утверждений верны, а какие нет.
Этапы работы.
1. Выполните предложенное задание индивидуально.
2. Обсудите свои ответы в группе, приводя свои обоснования и комментарии.
Утверждения.
1. Организационная культура отличает одну организацию от другой.
2. Поддержание культуры зависит от неформальных лидеров.
3. Освоение работниками организационной культуры зависит от их адаптации в организации.
4. Организационная культура относится к факторам внешней среды.
5. Базовые установки культуры бездоказательно принимаются и разделяются членами организации.
6. Переход от одной стадии жизненного цикла организации к другой – это предсказуемое изменение.
7. Жизненный цикл организации и жизненный цикл товара не связаны между собой.
8. Миссия организации, как правило, формулируется на стадии роста.
9. На стадии зрелости организации резко усиливается конкуренция.
10. На стадии упадка организации усиливается централизация управления.
Форма отчётности: дискуссия
Раздел 6. Менеджмент в социокультурных учреждениях
Практическое задание № 13
Задание 15.2
Цель работы – на основе полученного теоретического материала рассмотрение подходов к развитию персонала, овладение технологией управления поведением персонала.
Пример кейса
Ситуация. Вас пригласили на должность директора по персоналу в крупную российскую компанию, с численностью персонала более 1000 человек с развитой филиальной сетью. Основное направление деятельности компании – услуги. Текучесть персонала на уровне 5–6 % в год. Управление (структура компании) построена по принципу вертикальных связей с четко выделенными направлениями деятельности. Плюсом является полная налоговая прозрачность компании, т.е., как сейчас принято говорить «в компании «белые» зарплаты». Средний уровень заработной платы составляет 1000 $ после налогообложения. В представленной ситуации компания переживает период бурного роста, т.е. в компанию принимается ежемесячно порядка 10–15 человек на самые разные позиции. На данный момент в компании нет четкой системы развития персонала.
Задание. Предложите принципы формирования развития персонала. Предложить структуру пакета развития и обучения персонала. Какие шаги Вы будете предпринимать, какие ресурсы Вам понадобятся для реализации намеченной программы? Какие плюсы и минусы для персонала компании Вы видите в предложенной Вами программе?
Форма отчётности: Решение кейсовых ситуаций
Раздел 7. Технология управления персоналом в социокультурном учреждении
Практическое задание № 16
Деловая игра «Совещание»
Задание 2. Подготовить и провести совещание в учреждении культуры на тему «Подготовка и проведения мероприятия», распределить роли.
Цель деловой игры - приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.
Порядок проведения деловой игры:
При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.
Задание:
Вы – крупное городское учреждение культуры. В этом году вы являетесь организатором мероприятий в день города. Ваш бюджет позволяет выделить средства на проведение этого мероприятия в размере 30 тыс. руб.
Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал город культурно-досуговыми площадками.
Порядок выполнения работы:
1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
3. Остальная часть группы студентов — участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.
Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробовать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.
Форма отчётности: Деловая игра
Требования к подготовке и проведению деловых игр (См. п.3.5.).
Практическое задание № 21
Подготовка и проведение переговоров
Задание 1.
Тест «Оценка эффективности ведения телефонных разговоров»
Телефонные разговоры – одна из важнейших форм коммуникаций. Не только руководители, но и многие сотрудники затрачивают на них большое количество времени. От умения правильно вести деловые разговоры по телефону во многом зависит успех коммуникаций, имидж работника и всей организации [Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Практическая психология. – Псков: Олма-Пресс, 1999. – 325 с. , с. 242].
Перед Вами 25 фраз, которые были сказаны служащими Вашей организации при беседе с Вашими клиентами. Оцените каждую из них. Если Вы считаете, что фраза производит на клиента положительное впечатление, пометьте ее буквой «П», а если отрицательное – буквой «О».
1. «Доброе утро. Это коммерческий банк «Русь». У телефона Никитин Алексей Петрович. Чем я могу Вам помочь?»
2. «Извините, это не в моей компетенции. Вам нужно позвонить в отдел кредитов».
3. «Доброе утро, банк «Русь».
4. «Заведующая вышла. Ей что-нибудь передать?»
5. «Спасибо за звонок. Звоните чаще!»
6. «Извините, я не работаю в этом отделе, поэтому ничем Вам помочь не могу».
7. «Доброе утро, отдел снабжения».
8. «Мне трудно сказать, почему наш сотрудник не позвонил Вам. Вы не пробовали позвонить ему еще раз?»
9. «Извините, что я заставил Вас ждать. Чем я могу помочь Вам?»
10. «Я понимаю Вас. Мне кажется, что кто-то из сотрудников допустил оплошность. Я постараюсь все проверить. Чем я еще могу Вам помочь?»
11. «Так, кого Вы ждете?»
12. «Михаил Иванович, извините, пожалуйста, за задержку документов. Постараюсь их выслать с оказией».
13. «Спасибо. При случае я позвоню Вам».
14. «Вы сомневаетесь в наших возможностях? Я понимаю. Жду Вашего звонка. Спасибо за звонок».
15. «Расскажите, как это случилось».
16. «Рад Вашему звонку. Как у Вас дела?»
17. «Да, это я. Хочу Вам сообщить неприятную информацию».
18. «Извините, пожалуйста. Я принимаю факс. Можно, я перезвоню Вам через 10 минут?»
19. «К сожалению, Юрий Михайлович еще обедает».
20. «Спасибо за звонок. Такого человека, как Вы, мы готовы выслушать всегда».
21. «Извините за задержку. У нас все заняты, поэтому никто не берет трубку».
22. «Юрий Михайлович пошел к врачу. Должен вернуться к концу дня».
23. «Здравствуйте, банк «Русь», у телефона дежурный экспедитор Сергеев. Слушаю».
24. «Вы не правы. Однако, что Вы скажете про акции нашего банка?»
25. «Извините. К сожалению, я должен идти по вызову. Давайте свяжемся завтра в 10 утра. Я Вам позвоню. Спасибо за звонок».
Используя ключ, подсчитайте количество несовпадений с Вашими ответами.
Таблица
Содержание понятия «эффект» и «эффективность». Виды и уровни анализа эффективности в социально-культурной сфере
Задание: Студентам предлагается составить таблицы с применением примерных базовых показателей (рассматриваемых на лекции) по группам учреждений культуры.
Форма отчётности: защита выполненных заданий.
3.3 Требования к оформлению реферативных докладов
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это работа, требующая навыков работы с литературой. Студент должен подобрать литературу, соответствующую теме доклада, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Количество привлекаемой литературы для доклада намного больше, чем в реферате, и сам объем работы гораздо шире и глубже.
При написании докладов необходимо четко придерживаться следующих требований относительно структуры работы, в которой должны быть такие разделы (выделять их отдельными заглавиями не нужно):
- постановка проблемы,
- анализ последних публикаций и исследований формулировка целей статьи
- изложение основного материала
- выводы и перспективы дальнейших исследований
Тема докладов должна соответствовать предложенным направлениям исследований. Доклад должен иметь следующую структуру:
Требования и критерии оценки к составлению дерева целей
Управленческие цели представлены в большом количестве и разнообразии, поэтому каждое предприятие нуждается в комплексном, системном подходе к выбору их состава. Процесс постановки целей именуется целеполаганием.
Дерево целей организации (the objective tree) – это: структурированный перечень, схема организационных целей; иерархия разноуровневых целей; модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс.
Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми.
Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.
Вершина Дерева заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели. Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.
Если вы только учитесь стратегическому планированию или строите дерево целей для себя, то кроме самого желания быть успешным, нужны: чистый лист бумаги А4 (на обучающем этапе – возможно стопка бумаги), ручка.
Если готовите презентацию дерева целей: в таком случае подойдут многие программы на ПК (Mind Manager, простенький SmartArt MS Word, …)
Этапы построения дерева целей
1. Формулировка стратегической цели. Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости. (пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – личностный рост, глобальная – выучить 5 ин. языков). Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину.
2. Записываем условия, подцели способствующие осуществления глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или цели нужно решить, что бы осуществить цель номер 1?
2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен.
3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.
Общие рекомендации к построение дерева целей
Достраиваем дерево на одном листе. Но если нужно что-то вычеркнуть для наглядности лучше начать с нового чистого листа.
Дробить цели нужно последовательно. Т.е. они должны быть подчинены друг другу, и не было больших прыжков.
Записывая ту или иную ступень в иерархии – важно помнить, всегда есть еще один вариант.
Самые мелкие цели – должны быть максимально простыми, реализация которых реализует, так же просто, более высшую цель.
Но основное отличие цели от намерений и направлений деятельности - это то, что в цели всегда должен быть заключен будущий результат. Постановка целей должна всегда сопровождаться разработкой критериев для оценки прогресса в достижении этих целей.
3.5 Требования к проведению и подготовке деловой игры
Эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепления теоретического материала, полученного в курсе «Деловое общение»/Деловые коммуникации».
При организации и проведении деловой игры роль педагога различна – до игры он инструктор, в ходе ее проведения – консультант, на заключительном шаге – глава обсуждения вопроса.
Главная задача игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка точных практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям и направленных на саморазвитие личности. Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:
1. наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
2. распределение ролей и ролевых функций;
3. моделирования процесса принятия управленческих решений;
4. взаимодействие участников игры;
5. многоальтернативность решений;
6. наличие конфликтных ситуаций;
7. наличие системы оценки игровой деятельности.
Цели деловых игр:
1. обучение через моделирование рабочего процесса;
2. формирование профессионального менталитета;
3. мотивация обучающихся;
4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
5. оценка обучающихся.
Процесс организации и проведения игры можно поделить на 4 этапа:
Проектирование игры:
- конкретно сформировать единую цель игры и конкретные задачи для участников;
- создать план, общие правила игры;
- описать организацию и последовательность действий участников;
- подготовить задания для участников; подготовить необходимое оборудование.
Организационная подготовка выбранной игры с реализацией предопределенной дидактической цели:
- представление участников;
- педагог объясняет участникам смысл игры, знакомит с ее программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями задачи, которые должны быть решены;
- назначаются специалисты, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку;
- определяется продолжительность игры.
Ход игры. Подведение результатов:
- анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов;
- мнение участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности;
- оценка экспертов (подсчет набранных баллов, выбор номинации и т.д.).
Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых мыслей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.
Для того, чтобы деловая игра прошла успешно, нужно соблюдать ряд требований:
- проводить деловые игры часто нежелательно, оптимальный вариант - 1-2 раза в год;
- с полной ответственностью и творческим подходом отнестись к процессу подготовки и организации игры, поскольку это будет ее фундаментом при проведении;
- тщательно отработать игровую модель поступков участников согласно заданной обстановке;
- четко формулировать цели и задачи;
- продумать размещение участников с наиболее выгодной позиции для общения.
Также уместно провести и заключительный анализ: что необходимо учитывать в последующем, какой материал еще необходимо изучить и отработать. Это будет существенным аспектом помощи для проведения деловых игр в последующем и развития интереса участников к познавательной деятельности.
Требования для допуска к экзамену
Семестр ОФО
I. Получение баллов во время занятий. Экзамен в виде решения тестовых заданий с использованием компьютерной программы. Тест из 20 выборных вопросов.
II. Компетенции, которые необходимо подтвердить в ходе экзамена:
ОПК-2, ПК-9, ПК-13
Форма отчетности:
Критерии и показатели оценивания компетенций:
Знания: - сущность и специфику менеджмента социально-культурной деятельности; - функции социокультурного менеджмента; - принципы построения организационных структур и распределения функций управления; - формы участия персонала в управлении учреждениями культуры. |
Умения: - анализировать современную социокультурную ситуацию и применять различные формы управления социокультурными учреждениями; - планировать и организовывать комплексное использование материально- технических, методических и социальных ресурсов в деятельности учреждений культуры; - рассчитывать финансово-экономическое и ресурсное обеспечение творческо-производственного процесса в учреждениях культуры. |
Навыки: навыками организации взаимодействия с учреждениями социально- культурной сферы, общественными организациями и объединениями. |
Этапы формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.):
1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами |
2. Менеджмент в социокультурных учреждениях. Система механизма менеджмента. |
3. Моделирование процессов управления и методы управления в социально-культурной сфере. |
4. Организационный процесс в социально-культурной сфере. |
5. Государственное регулирование в сфере культуры. Модификация региональных систем управления. |
Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл):
Общее количество баллов — 20
Перевод баллов в оценку:
16-20 баллов - «отлично»
12-15 баллов - «хорошо»
8-11 баллов - «удовлетворительно»
ниже 8 баллов - «неудовлетворительно»
3.6.1 Примерные вопросы к экзамену:
(для студентов заочной формы обучения) 3 семестр
1. Особенности менеджмента социально-культурной сферы
2. Система механизмов менеджмента.
3. Историческое развитие теории менеджмента: школы и направления.
4. Цели и принципы менеджмента.
5. Функции управления.
6. Методы управления в социокультурной сфере.
7. Организационный процесс в социально-культурной сфере.
8. Структура управления и её элементы.
9. Внутренняя и внешняя среда организации.
10. Определение приоритетов поддержки культуры.
11. Государственное регулирование в сфере культуры.
12. Региональная культурная политика.
13. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента.
14. Понятие и значение информации в управлении.
15. Разработка организационных документов.
16. Система управленческой документации в учреждениях культуры.
Критерии оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
Критерии оценки экзамена
Требования к выполнению контрольной работы
(для студентов заочной формы обучения) 2 курс 4 семестр
Цель контрольной работы – проверка и закрепление у студентов знания основных теоретических положений курса; развитие навыков управления в социально-культурной сфере.
Контрольная работа состоит из двух обязательных практических заданий:
Целью контрольной работы является закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, умения пользоваться учебной литературой, грамотное изложение вопроса по существу и по стилю.
Основной формой работы обучающихся на дистанционной форме обучения является самостоятельное изучение литературы, перечень которой приводится ранее. Предлагаемый по каждой теме перечень контрольных вопросов позволяет самостоятельно оценить степень усвоения материалов дисциплины. Руководствуясь программой данного курса и методическими указаниями, обучающиеся дополняют работу с предложенной литературой своими практическими опытом и знаниями.
Домашняя работа над рекомендованными изданиями и выполнение контрольной работы должны привить студентам навыки работы со специальной литературой, научить аргументированному изложению своих знаний и убеждений в письменной форме. Изучение рекомендуемых источников должно сопровождаться составлением краткого конспекта, самоконтролем полученных знаний путем ответов на поставленные вопросы.
Контрольная работа выполняется в печатной форме и включает в себя как теоретические, так и практические аспекты в рамках изучаемой дисциплины. Задания для контрольной работы составлены в нескольких вариантах.
Перед выбором темы контрольной работы студент должен проработать материал всего курса.
Структура работы определяется в каждом конкретном случае, но она должна включать введение, основную часть, заключение и библиографический список.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы.
Основная часть контрольной работы в развернутой форме раскрывает тему. Она может быть представлена несколькими параграфами, содержать теорию вопроса.
Заключительная часть отводится обобщениям, к которым подводит студента проделанная работа.
Библиографический список литературы содержит перечень всех проработанных в процессе подготовки к написанию работы источников. В тексте работы должны быть ссылки на источники информации.
Форма контроля:
Контрольная работа является свидетельством того, как студент усвоил материал и какова степень его самостоятельности и индивидуальных возможностей.
Оценка «незачет» ставится за работу, не отвечающую основным требованиям, т.е. не раскрывающую важнейших показателей, содержащую устаревшую статистическую информацию или без статистической информации.
В ходе выполнения контрольной работы бакалавры должны при помощи рекомендуемой литературы изучить теоретические основы налогового менеджмента.
После изучения теоретического материала обучающиеся приступают к выполнению практического задания контрольной работы по вариантам с обязательным изложением указанных вопросов по своей теме.
Требования к итоговой (экзаменационной) работе
по дисциплине «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
(для студентов очной формы обучения) 4 семестр
I. Получение баллов во время занятий, выполнение практических заданий. Оценивание экзамена по балльной системе.
II. Компетенции, которые необходимо подтвердить в ходе экзамена:
ОПК-2, ПК-9, ПК-13
Оценка работы студентов в рейтинговых баллах (4 семестр ОФО)
Тип контроля
Форма контроля
Текущий
Самостоятельная работа (индивидуальные практические задания): |
6-7 – своевременное, правильное выполнение индивидуального практического задания; |
5-4 - правильное, самостоятельное выполнение с незначительными ошибками или с незначительным опозданием (не более 1 недели) |
3 – правильное, самостоятельное выполнение с недостаточной полнотой и с опозданием (более 2 недель) |
2 – работа, выполненная правильно наполовину и с опозданием (более 2 недель) |
0 – работа, выполненная правильно менее чем наполовину и с опозданием (более 3 недель) |
Защита выполненных заданий (презентация, аналитический доклад): по 5 баллов за защиту: |
7-6 – работа (презентация, доклад, проект) аргументировано защищена (даны ответы на все вопросы преподавателя и аудитории) |
5-4 – неполный правильный ответ (не даны ответы на вопросы преподавателя и аудитории) |
3 – работа представлена (презентация показана, доклад зачитан), но не защищена (не даны ответы на вопросы преподавателя и аудитории) |
0 – отказ отвечать |
Семинар, опрос: |
10- – участие во всех семинарах, даны ответы на все вопросы, дополнения, сделаны самостоятельные выводы |
6 – участие во всех семинарах, дан неполный ответ, дополнение других ответов |
3 – участие во всех семинарах, только дополнение других ответов |
0 – отказ отвечать |
Тест: 5 баллов Оценка «отлично» ставится, если даны правильные ответы не менее чем на 95% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если даны правильные ответы не менее чем на 80% вопросов. Оценка «удовлетворительно» ставится, если даны правильные ответы не менее чем на 65% вопросов. Оценка «неудовлетворительно» – даны правильные ответы менее, чем на 55% вопросов. |
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
(для студентов заочной формы обучения) 4 семестр
1. Роль государства по отношению к культуре. Формы государственной поддержки организаций культуры.
2. Система разработки организационных документов «Устав», «Положение», «Договор», «Должностная инструкция» в учреждениях культуры.
3. Планирование социокультурной деятельности в современных условиях.
4. Виды и содержание планов в сфере культуры.
5. Разработка этапов планирования в учреждениях СКС.
7. Роль значение и содержание культурных программ.
8. Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрейзинговой кампании.
9. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия.
10. Фандрейзинг по почте и телефону.
11. Понятие, сущность и основные компоненты организационной культуры.
12. Корпоративная культура. Фирменный стиль учреждений СКС.
17. Формы управленческих отношений в творческом коллективе.
18. Управление сопротивлением персонала.
Критерии оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Теория и технология менеджмента социально-культурной деятельности»
Критерии оценки экзамена
3.9 Тематика и требования к выполнению курсовой работы
для студентов 3 курса, 5 семестр
Курсовая работа по дисциплине «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» направлена на углубленное изучение функций управления, их взаимосвязи и влияния на процесс управления. В основе курсовой должны лежать современные подходы в менеджменте, особенно процессный и системный.
Темы курсовых работ
1. Сущность и основные категории социокультурного менеджмента в России и за рубежом
2. Совершенствование управления учреждениями социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики (на примере)[1].
3. Совершенствование организационной структуры управления учреждением (на примере).
4. Совершенствование системы управления учреждением (на примере).
5. Организация и управление учреждением (подразделением) в условиях рыночной экономики (на примере).
6. Опыт организации внутрифирменного планирования учреждений СКС (на примере).
7. Опыт эффективного руководства и управления учреждением (на примере).
8. Совершенствование системы мотивации персонала организации (на примере).
9. Эффективное управление конфликтными ситуациями в учреждениях социокультурного профиля (на примере).
10. Формирование организационной (корпоративной) культуры в учреждении (на примере).
11. Анализ и совершенствование организационной (корпоративной) культуры организации (на примере).
12. Разработка корпоративного имиджа и средств его формирования (на примере).
13. Совершенствование управления творческо-производственной деятельностью современных организаций (на примере).
14. Анализ и совершенствование технологии управления организацией (на примере).
15. Анализ качества управления в учреждении и разработка мер по повышению его эффективности (на примере)
16. Анализ кризисных ситуаций в деятельности учреждения СКС и разработка рекомендаций по их устранению (на примере).
17. Совершенствование оперативного управления учреждения (на примере).
18. Документооборот и делопроизводство в системе управления учреждением (на примере).
19. Совершенствование управление персоналом в учреждении (на примере).
20. Совершенствование организационного механизма управления учреждением (на примере).
21. Совершенствование социально-психологического механизма управления учреждением (на примере).
22. Управление качеством труда и услуг в учреждении культуры (на примере).
23. Информационный механизм деятельности учреждения социокультурного профиля (на примере).
24. Совершенствование организации управления реализацией услуг предприятия (на примере).
25. Информационные технологии и системы управления в менеджменте (на примере)
26. Организация работы менеджера по управлению организационными изменениями (на примере).
27. Факторы, влияющие на эффективность работы организации и методика оценки их значимости (на примере)
28. Сравнительная характеристика американского и российского социокультурного менеджмента[2]
29. Особенности менеджмента социально-культурной сферы (на примере)[3]
30. Делегирование полномочий в управленческой деятельности (на примере).
31. Стили руководства и его влияние на эффективность деятельности учреждения культуры.
Раздел 2. Требования к содержанию курсовой работы.
Курсовая работа должна иметь следующую структуру:
Введение (1-3 страниц)
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.
1.2.
Глава 2. Анализ проблемы (например: «Анализ организационной культуры КСК «Фортуна»)
2.1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности организации
2.2. и т.д.
Заключение (1-3 страниц)
Библиографический список
Во введении сжато обосновывается актуальность темы, кратко освещаются проблемы управления в современных условиях, указывается объект, предмет исследования, ставится цель и задачи исследования, гипотеза исследования (при наличии соц. исследования), определяется методологическая основа исследования. При написании курсовой работы в данном разделе должны находить отражение работы современных теоретиков и практиков в вопросах менеджмента, экономики, маркетинга, управления социально-культурной сферой. При написании методологических основ исследования необходимо помнить о том, что:
- указанные фамилии авторов должны быть в алфавитном порядке и оформляться вначале инициалы, потом фамилия;
- фамилии авторов должны быть отражены и в тексте работы, и в ее библиографическом списке. Далее обозначаются методы исследования, определяется база исследования, обозначаются исходные понятия и термины, используемые в работе (при необходимости и отсутствия глоссарпия), обосновывается структура работы, где кратко аннотируются содержание всех последующих глав работы (например: в первой главе рассматриваются (исследуются, анализируются)…. Аннотация разделов есть в первом приближении перефразированное наименование главы и параграфов, подразделов, пунктов и подпунктов с учетом выводов по ним.
Введение должно быть кратким по объему (2-4 страницы), но емким по содержанию. При написании введения необходимо уйти от общих фраз и описательного стиля подачи материала
В основной части раскрывается содержание проблемы или задачи, определяются целесообразные методы и средства ее решения, разрабатывается оценочная система, предлагаются варианты решения проблемы или задачи, осуществляется выбор рационального варианта.
Основную часть рекомендуется разделить на 2-3 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы.
Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части.
При анализе проблемы излагаются главные мотивы рассмотрения конкретного учреждения, дается ее краткая характеристика. В краткой характеристике производственно-хозяйственной, творческой деятельности организации рекомендуется выделить следующие моменты:
· вид деятельности организации: оказываемые услуги, отраслевая принадлежность, границы распространения (региональная, национальная, межгосударственная);
· кратко история создания и развития объекта: время образования, основные вехи развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой формы и т.д.);
· организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ), законодательная основа функционирования;
· территориальное размещение – указание территории (или нескольких территорий), на которой расположены подразделения объекта;
· современное состояние объекта, позволяющее получить представление об условиях его функционирования, проблемах и намерениях (или задачах) руководства по дальнейшему развитию;
· основные направления деятельности, коллективы, клубные формирования, осуществление досуговой деятельности.
В заключении подводятся основные итоги разработки и намечаются возможные пути дальнейшего совершенствования системы управления организацией.
Раздел 3. Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 (210х 297мм) на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются. Объем текста – не более 40 страниц. Рекомендуемый объем – 30-35 страниц. Превышение установленного объема является недостатком, так как свидетельствует о неумении кратко излагать свои мысли, отбирать и обобщать релевантную информацию об объекте исследования, логично и четко излагать материал
Курсовая работа должна начинаться титульным листом (Приложение 1), оформленным печатным шрифтом. Размер шрифта 12, Times New Roman. Размер левого поля - 30 мм. правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Расстояние между строками - полуторный. В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Второй страницей является содержание (план) работы. На титульном листе номер страницы не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середину нижнего поля страницы. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. Введение, каждая глава, заключение, библиографический список, приложение начинаются с новой страницы.
При наличии в курсовой работе таблиц, графиков, диаграмм, расчетов объем работы может превышать объемы текста курсовой работы.
Библиографический список должен быть составлен из не менее 20 источников в следующем порядке:
Раздел 4. Правила оформления списка использованной литературы
С 01.07.2004 года введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Ниже приведены примеры библиографических записей.
Книги с одним автором:
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – Москва : ИНФРА-М, 2008. – 512 с.
Книги с двумя авторами
Козлов Н.В. Перспективный экономический анализ / Н.В. Козлов, Е.П.Бочаров. – Москва : Финансы и статистика, 2007. – 165 с.
Книги трех авторов
Кохно П.А. Менеджмент / П.А. Кохно, В.А. Микрюков, С.Е. Комаров – Москва : Финансы и статистика, 2007. – 335 с.
Книги четырех и более авторов
Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляровский [и др.]; под ред. Ю. М. Арского. – М., 2007. – 211 с.
Статьи из сборников
Маринчак С.Е. Оптимизация бизнес-процессов на предприятии в условиях кризиса / С.Е. Маринчак // Сб. науч. тр. Серия: экономические науки. Вып. 17. Т. 2. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2010. – с. 55-58.
Статьи из журналов, газет
Гавриленко Н.И. Роль и место маркетинга и маркетингового управления в работе с хозяйствующими субъектами / Н.И. Гавриленко //Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - N 1. – с. 10-16
Описание официальных материалов
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ // Российская газета. – 2007. – 31 июля. – С. 4.
Электронные ресурсы
Серпилин А. Подход к стратегии развития предприятия / А. Серпилин [WWW-документ] // URL http://www.stplan.ru/articles/ abstract/devstrat.htm (2011. 16 янв.).
Современный экономический словарь. [WWW-документ]//URL http://www.slovari.gramota.ru (2011. 16 янв.).
Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства [WWW-документ] // URL http://www.dist-cons.ru/modules/ManageChange/section3.html (2011. 17 янв.).
Образец оформления титульного листа курсовой работы (Приложение 1)
Образец оформления содержание курсовой работы (Приложение 2)
В опросы к экзамену
по дисциплине «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
(для студентов очной, заочной формы обучения) 5 семестр
1. Системный подход к организации управления.
2. Управленческий труд руководителя.
3. Делегирование полномочий.
4. Требования к управляющему и его личным качествам.
5. Профессиональная модель менеджера.
6. Лидерство и социально-психологическое содержания руководства.
7. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика развития стилей руководства.
8. Активность руководителя. Рабочее и свободное время руководителя.
9. Понятие и основные признаки способностей.
10. Основные менеджерские характеристики. Управленческие способности.
11. Деловые качества руководителя. Система психологических характеристик менеджера.
12. Особенности деятельности менеджера СКД. Показатели профессиональной компетенции.
13. 3. Условия формирования инновационной личности.
14. Учёт и отчётность в сфере культуры.
15. Виды учёта и отчётности в СКС.
16. Виды и типы контроля.
17. Средства и формы контроля.
18. Организация и проведения ревизии.
19. Совещания и заседания, общие и особенные признаки. Типы совещаний и их цели.
20. Ролевое поведение участников совещания. Роль секретаря в процессе подготовки и проведения оперативных совещаний.
21. Типовые правила оформления протокола.
22. Подготовка переговоров: Выбор средств ведения переговоров.
23. Процесс переговоров.
24. Разработка вариантов предложений для договоренности. Достижение согласия:
25. Окончательное обсуждение вариантов решений. Достижение формального согласия.
26. Эффект и эффективность. Виды эффективности.
27. Уровни анализа эффективности в сфере культуры.
28. Оценка производительности труда. Оценка качества работы.
29. Особенности управления качеством услуг организаций в сфере культуры.
30. Управление качеством сферы услуг культуры: муниципальный аспект.
Критерии оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Теория и технология менеджмента социально-культурной деятельности»
Критерии оценки экзамена
Приложение 1.
Образец оформления титульного листа курсовой работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Тюменский государственный институт культуры
Факультет социально - культурных технологий
Кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
Бизнес-планирование в деятельности учреждений социально-культурной сферы
Выполнила:
Лилия Бегалиевна Будякина, студентка 2 курса, заочной формы обучения, специальности 05.03.03 «Социально-культурная деятельность»
Научный руководитель:
Людмила Юрьевна Антонова, канд. культурологии, доцент кафедры
Подпись студента__________
Подпись научного руководителя________
Дата защиты «__»_________20__г.
Оценка _______________________
Тюмень, 201_
Приложение 2.
Образец оформления содержание курсовой работы
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……….……3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления в учреждениях культуры
1.1. Понятие и сущность системы управления в сфере культуры…………………….8
1.2. Основные подходы управления в сфере культуры………….……………………17
Приложение
В соответствии с планом редакционно-издательской деятельности института на 2017-2018 уч. год прошу дать указании в РИЦ ТГИК Монографии Антоновой «Тема» в типографии РИЦ ТГИК в количестве 50 экз.. (Исходный тираж 300 экз.).
[1] В темах работ, где в скобках указано: «на примере», необходимо рассмотреть выбранную тему на примере учреждения социально-культурного профиля Тюменской области.
[2] В данной работе необходимо использовать зарубежные источники информации
[3] В данной работе необходимо рассмотреть организацию, стратегию, планирование деятельности учреждения социально-культурного профиля
Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности
Год набора - 2017
Направление подготовки
51.03.03«Социально-культурная деятельность»
Профили подготовки
«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»
«Менеджмент социально-культурной деятельности»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Тюмень, 2017
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Социально-культурной деятельности, культурологии и социологии»
протокол №_____ от ___________________________
Заведующий кафедрой _________________________ /Е.М. Акулич/
(подпись)
Председатель УМК ________________________ /ЛФ. Балина
«______»_____________20 г. (протокол заседания УМК № ___)
СОГЛАСОВАНО
Директор научной библиотеки_______________/ Н.П. Соколова/
«______»_____________20 г.
Рабочая программа разработана Антонова Людмила Юрьевна, канд. культурологии, доцент кафедры СКД, КиС
__________________________
(подпись разработчика)
Содержание:
№ п/п | Разделы программы | № страницы |
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности», соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы 51.03.03 «Социально-культурная деятельность | 4 |
2. | Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы | 4 |
3. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | 4 |
4. | Объем, структура и содержание дисциплины | 4 |
5. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся (задания для самостоятельной работы) | 7 |
6. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 7 |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 8 |
8. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины | 8 |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 9 |
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 10 |
11. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | 10 |
12. | Приложение. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. | 11 |
http://www.skgii.ru/images/stories/oop/programmi/skd/tech-menag.pdf посмотреть РПД
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»:
Программа дисциплины «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата). Цель изучения дисциплины: – обучение теоретическим основам управления в социально-культурной сфере, общим принципам системы менеджмента, а также практическим навыкам управленческой деятельности в учреждениях социально-культурной сферы.
2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:
Дисциплина (Б1.Б.24) «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» входит в состав базовой части дисциплин согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: дисциплина «Введение в специальность», «Информационная культура специалиста», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Информационные технологии управления социально- культурной деятельности», «Творческо-производственная деятельность учреждений культурно-досугового типа».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В результате освоения дисциплины «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности» у студента должна быть сформирована общепрофессиональная компетентность:
ОПК-2 – способностью находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
профессиональная компетенция:
ПК-9 – готовностью к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности;
ПК–13 – готовностью к осуществлению технологий менеджмента и продюсирование концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности.
4. Объем, структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа (из них: очная форма обучения – 162 – ауд., 54 – СРС, 108 – контроль; заочная форма обучения – 30 – ауд., 267 – СРС, 27 – контроль). Дисциплина изучается 3, 4 и 5 семестрах (ОФО, ЗФО).
№ | Форма обучения | Курс | Семестр | Всего часов | Лекц. | Практ. (сем). | Контроль | СРС |
1 | ОФО | 2 | 3 | 108 | 18 | 36 | 36 | 18 |
2 | 4 | 108 | 18 | 36 | 36 | 18 | ||
3 | 5 | 108 | 18 | 36 | 36 | 18 | ||
2 | ЗФО | 2 | 3 | 108 | 4 | 6 | 89 | 9 |
2 | 4 | 108 | 4 | 6 | 89 | 9 | ||
3 | 5 | 108 | 4 | 6 | 89 | 9 |
Тематический план дисциплины «Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»
ОФО
Раздел дисциплины, тема | Всего часов |
Аудиторные
ЗФО
Раздел дисциплины, тема | Всего часов |
Аудиторные
Содержание дисциплины « Теория и технологии менеджмента социально-культурной деятельности»:
Дата: 2019-07-24, просмотров: 271.