Урок №62. Культура России в XIX веке.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе урока:

§ проанализировать причины значительного влияния литературы на общественную жизнь России в XIX веке;

§ показать на основе сравнительной характеристики культуры России и зарубежной культуры XIX века ее значительные достижения;

§ рассмотреть вклад культуры России изучаемого периода в мировую культуру.

План урока:

1. Просвещение в России XIX века.

2. Русская литература в жизни общества.

3. Изобразительное искусство: от академизма к реализму.

4. Музыка, опера, балет.

 

Средства обучения: учебник §50, дидактический иллюстративный материал, комплекты репродукций, видеофильмы по выбору учителя «Пушкинская Москва», «Знаменитые московские особняки», «30 городов России», «Писатели России» (жизнь и творчество Батюшкова, Баратынского, Пушкина, Тютчева, Тургенева), «»История государства Российского X-XIV вв.» – видеофрагмент «Подвиг Карамзина», «Русский музей», серия видеофильмов «Третьяковская галерея представляет» - видеофрагменты изобразительного искусства России XIX века (на основе видеоматериалов возможна организация и проведение киноурока).

 

Представители русской культуры XIX века: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, К.П. Брюллов, А.Г. Венецианов, А.А. Иванов, П.А. Федотов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, И.И. Левитан, М.И. Глинка, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.А. Чайковский.

 

 

Рекомендации по проведению урока:

Вариант №1. Работа с текстом учебника. Развитие просвещения в России XIX века целесообразно раскрыть на основе сравнения с развитием образования в странах Запада, используя для этих целей коллективно составленный опорный конспект.

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

                           Запад                                                                                                Россия

     
 


      

     
 

 


Основной вывод о развитии просвещения в России формулируется в результате обсуждения ответов учащихся на вопрос: «Отметьте главные достижения в развитии образования России XIX века».

Подготовка учащимися на основе текста учебника ответа на вопрос: «Почему в России литература в гораздо большей степени, чем на Западе, влияла на общественную жизнь? Приведите примеры такого влияния, используя знания по истории и литературе» поможет раскрыть особенности политического развития России того времени по сравнению с западноевропейскими странами и обсудить основные явления развития русской литературы.

Особое внимание на уроке целесообразно уделить развитию исторической науки в России XIX века, дополнив материал учебника учителем или заслушав заранее подготовленные сообщения учащихся.

1 Например: Ключевский Василий Осипович (1841- 1911), выдающийся ученый и талантливый педагог. Автор «Курса русской истории», «Сказания иностранцев о Московском государстве», «Древнерусские жития святых как исторический источник», «Боярская дума древней Руси», статей по истории, филологии и педагогики. Родился в 1841 году в семье приходского священника. В 1861 году Ключевский приехал в Москву и был зачислен на историко-филологический факультет Московского университета. Ученый читал лекции в московском Александровском военном училище, в Московских Высших женских курсах, возглавлял кафедру в качестве приват-доцента (позже профессора) русской гражданской истории церковно-исторического отделения Московской духовной академии в Сергиевом Посаде, становится профессором Московского университета. Кроме того, он в 1893 году повелением Александра III преподавал историю сыну императора Георгию и возглавлял Общество истории и древностей российских при университете. Ведущий лектор четырех высших учебных заведений Москвы принимал участие и в политической жизни империи. В 1905 году участвовал в работе комиссии по пересмотру законов о печати и по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий. В.О. Ключевский разделяя либеральные взгляды, вступил в партию кадетов и неудачно участвовал в выборах в I Государственную думу. Знакомство в студенческие годы с Н.А. Ишутиным и членами его кружка, сочувствие идеям Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова не мешало ему принимать участие и в либеральном движении. Он видел недостатки политических сил, вступившие в борьбу между собой в начале века. От него доставалось всем. «Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее», - характеризовал он революционный лагерь. В либеральном движении отметил, что «… либеральные дураки … недовольны всем настоящим, а прошлое ругают за то, что не похоже на настоящее». В отличие от своих предшественников он попытался взглянуть на прошлое России как на исторический процесс, в котором главной действующей силой является народ. Такой подход привел к пониманию не только видеть источником величия России народные массы, но и ответственность их за судьбу страны. Сторонник проблемного подхода в изложении русской истории В.О. Ключевский с помощью анализа прошлого и настоящего имел возможность довольно точно заглянуть в будущее. В 1905 году в годовщину основания университета Ключевский произнес пророческие слова: «Николай II – последний царь. Алексей царствовать не будет».

Самое главное, чтобы материал не был для школьников «сухим» и поэтому скучным. Главное – попытаться привлечь их внимание к отечественной исторической науке, заинтересовать их, показать насколько интересными, а часто и парадоксальными бывают выводы  историков, пророческими, как показано на примере В.О. Ключевского.

Закрепление изученного материала урока проводится в результате ответов школьников на вопросы и задания к параграфу и их обсуждения.

Вариант №2. Урок возможно построить на основе прослушивания и обсуждения сообщений десятиклассников о направлениях и наиболее ярких представителях отечественной культуры XIX века. Если же урок будет подготовлен при участии учителей литературы и мировой художественной культуры, то целесообразно провести урок-конференцию по защите рефератов, проектных работ индивидуальных и групп учащихся (подготовка и проведение в классе экскурсий по «Третьяковской галерее», «Русскому музею», создание ученического видеофильма «Архитектура Москвы в XIX веке» и др.).

 

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.