Урок №52. Общественная жизнь в первой половине XIX века.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе урока:

§ выявить причины роста общественного недовольства в начале XIX века в России;

§ охарактеризовать особенности движения декабристов, значение их открытого выступления 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Петербурга;

§ проанализировать взгляды представителей основных направлений общественной мысли в России первой половины XIX века: западников, славянофилов, общинного социализма и консерваторов;

§ показать расширение социального состава участников общественно-политического движения первой изучаемого периода;

§ сравнить общественно-политические течения в России первой половины XIX века с идейными течениями и формами борьбы в Западной Европе аналогичного периода;

§ подвести учащихся к выводам об особенностях общественно-политического движения в России первой половины XIX века.

 

План урока:

1. Общественные настроения в начале XIX века. Декабристы.

2. «Теория официальной народности» – идеология консерватизма.

3. Западники и славянофилы.

4. Русский общинный социализм.

 

Средства обучения: учебник §42, таблица «Общественное движение в России XIX века».

 

Основные понятия и названия: декабристы, «теория официальной народности», патриотизм, разночинцы, западники, славянофилы, русский крестьянский (общинный) социализм, петрашевцы.

 

Основная дата: 14 декабря 1825 года – восстание декабристов в Петербурге.

 

Рекомендации по проведению урока.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Охарактеризуйте внутреннюю политику императора Павла I.

§ Почему акты Павла I в отношении дворян историки часто называют «Разжалованная грамота»?

§ Какие цели преследовал Павел I, ограничивая привилегии дворянства? К каким результатам такая политика императора привела?

§ Одни историки считают Павла I прирожденным реформатором, другие – самодуром и сумасшедшим. А вы как считаете? Дайте оценку внутриполитической деятельности императора Павла I.

2. Почему император Александр I характеризуется авторами учебника как «либерал» на троне?

§ Определите факторы, которые оказывали существенное влияние на внутреннюю политику Александра I.

§ С чем было связано изменение внутриполитического курса Александра I после Отечественной войны 1812 года?

§ Как вы думаете, почему, несмотря на либеральные взгляды и активную подготовку ему не удалось решить основных проблем России: самодержавие и крепостного права?

3. Сравните внутреннюю политику императоров Николая I и Александра I по решению основных задач, тормозивших развитие страны. В чем вы видите основное отличие характера внутренней политики этих императоров?

 

Общественное движение первой половины XIX века тесно связано с внутренней политикой самодержавия этого периода. Поэтому схема проведения урока по изучению общественного движения аналогична предыдущей теме. Это позволяет активно использовать знания предыдущего урока и опираться на уже известный школьникам исторический материал.

Общественное движение в России первой половины XIX века можно разделить на следующие основные этапы:

1. Движение декабристов (период Александра I).

2. Общественное движение 30-50-х гг. (период Николая I).

Вариант №1. Урок, посвященный общественной жизни изучаемого периода, целесообразно организовать на основе работы учащихся с текстом учебника и обсуждением с классом основных вопросов и проблем, связанных с развитием основных направлений общественно-политических течений в России. Направление обсуждению пунктов плана темы задают вопросы к параграфу (стр. 315). Обращаем внимание десятиклассников на факторы, которые явились причинами роста общественного недовольства в начале XIX века в империи. Дополнить эти факторы общественного недовольства и их обобщить поможет работа с документом учебника декабриста М.А. Фонвизина (стр. 310).

§ Докажите, опираясь на содержание документа, что Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на формирование оппозиционных самодержавию взглядам части российского дворянства.

В результате работы над материалом учебника школьники выделяют следующие факторы:

§ Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, которая привела к росту гражданского самосознания дворянского общества.

§ Кризис крепостнических отношений и «регулярного» государства в России.

§ Осознание отставания России от стран Запада.

§ Патриотический подъем, вызванный «грозой» 1812 года.

§ Надежды части дворянской молодежи на либеральные реформы Александра I и разочарование в результате поворота императора в сторону консервативной политики.

Подумайте! Почему именно либерально настроенная дворянская молодежь встала во главе общественного движения в России? Чем отличается данное положение в России от общественного движения начала века в Западной Европе? Необходимо добиться, чтобы учащиеся смогли самостоятельно показать в ответах, что дворянство в России являлось наиболее европеизированным и образованным сословием.

Раскрывая движение декабристов, обязательно организуем работу учащихся с документом задания к параграфу (стр. 315-316), где представлен фрагмент проекта конституции Н. Муравьева.

Вспомните, основная цель создания «Союза спасения»? «Спасение» от чего или кого?

1 Союз спасения (1816), первое тайное общество декабристов (1816). Инициатором создания его был полковник Генерального штаба А. Н. Муравьев. В общество вошли молодые гвардейские офицеры: Н.Н. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель и др. «Союз» носил замкнутый, заговорщический характер (30 человек). Члены общества подразделялись на три «степени» - «боляр», «мужей» и «братии». При вступлении в общество давалась торжественная клятва, произносимая на кресте и Евангелии, быть верным обществу и не разглашать его тайн; сам текст клятвы содержал страшные угрозы ее нарушителю - смерть от яда или кинжала в случае измены обществу. Основная цель “Союза” - введение конституции и уничтожение крепостного права (отсюда название – «спасение» России), а также поддержка реформаторской деятельности правительства Александра I. Оживление надежд членов «Союза спасения» на проведение реформ Александром I привело к самороспуску общества и образованию новой организации – «Союза благоденствия».

Подумайте! С чем связан легальный, более открытый характер деятельности по сравнению с «Союзом спасения»? Обратите внимание на события внутренней политики самодержавия в этот период.

1 Союз благоденствия (1818), новая декабристская организация в Москве, созданная после роспуска Союза спасения. Относительно широкая организация (насчитывавшая до 200 членов). Выдвигалась задача формирования общественного мнения для проведения реформ через просветительские и литературные кружки. Основная цель организации – помогать возведению России на степень «величия и благоденствия» - отсюда и название общества. Программа Союза благоденствия – «Зеленая книга» предполагала, чтобы члены тайного общества стремились занять как можно больше постов в военной службе и в правительственных учреждениях. На этом этапе декабристы действовали как просветители. В журналах члены Союза благоденствия выступали в защиту передовой науки и литературы, против крепостного права, палочных наказаний в армии, аракчеевских žвоенных поселений, выкупали из крепостной неволи талантливых самоучек, оказывали помощь голодающим крестьянам (например, в Смоленской губернии). Отказ Александра I от проведения либеральных реформ, поворот во внутренней политики на консервативный путь, привел к самороспуску Союза благоденствия и формированию более радикальных способов борьбы среди декабристов. С этой целью были созданы Северное и Южное общество (1821).

Определите, какие программные положения относятся к «Конституции» Н. Муравьева, а какие к «Русской Правде» П. Пестеля, учитывая, что более радикальные (крайние) были взгляды П. Пестеля?

· Ликвидация сословий («Русская Правда»)

· Отмена крепостного права («Русская Правда», «Конституция»)

· Федеративное устройство России («Конституция»)

· Единая и неделимая республика («Русская Правда»)

· Установление конституционной монархии («Конституция»)

· Ликвидация сословий («Русская Правда»)

· При освобождении крестьяне получали 2 десятины земли на двор («Конституция»)

· При освобождении крестьяне получали половину земельного фонда («Русская Правда»)

Докажите, что «теория официальной народности» стала основой идеологии консерватизма в России. Как вы думаете, против какой идеологии она была, прежде всего, направлена? Для этого вспомните, при каких обстоятельствах Николай I взошел на престол?

Обязательно напомнить школьникам, что суд приговорил Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского к смертной казни через повешение. Как вы думаете, за что именно этих декабристов предали смерти по приговору суда?

Обратите внимание! Основателем и лидером русского консерватизма считается Карамзин Н.М., который в составленной в 1811 г. «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» изложил консервативные идеи. Основная тема «Записки» — доказательство того, что вся судьба России и ее величие заключались в развитии самодержавия и его могуществе, что Россия «процветала», когда оно было сильно, и «падала», когда оно ослабевало. Карамзин выступал против «аристократической гидры» - олигархического правления. Идеал Карамзина — самодержавие, основанное на строгой законности. Он протестовал против «излишней любви к государственным преобразованиям». «Требуем больше мудрости охранительной, нежели творческой...—писал он.—Новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности произвола». Он выступал против ломки Петром I русских обычаев, против преобразований Александра I - «изобретения разных министерств и советов», против планов Сперанского. «Для старого народа не надобно новых законов». Резкой критике он подвергает и царствование Александра I, но уже в другом смысле: проводимые им новшества и разрабатываемые конституционные планы ущемляют интересы дворянства и могут ослабить самодержавие. Карамзин признает, что крепостное право—«зло», но освобождать крестьян теперь «не время»; крестьяне еще «не доросли» до свободы, а получив ее, «станут пьянствовать и злодействовать», правительство не справится с освобожденным крестьянством, и в стране воцарится анархия. «Для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Эти положения Карамзина впоследствии были развиты в «теории официальной народности».

§ Сравните взгляды Карамзина, «теорию официальной народности» и западноевропейский консерватизм. В чем особенность русского консерватизма первой половины XIX века?

 

После того, как обсуждение второго пункта урока будет завершено, следует обратить внимание в тексте параграфа на понятие патриотизм, как основа доктрины официальной народности. Если учитель сочтет необходимым заострить внимание учащихся на этом понятии, то обсуждение можно построить, использовав фрагмент из лекции знаменитого голландского историка XX века Й. Хейзинга:

«Что такое патриотизм? — Ученое слово, обозначающее любовь к отечеству. — Неужели все так просто? — Думаю, что нет. Для нас, голландцев, любовь к отечеству означает, что мы любим Нидерланды, что они милее нашему сердцу, чем любая другая страна. Следовательно, "любовь к отечеству" — чувство, и не более того. Напротив, в слове патриотизм, как мне кажется, заключено некое осознанное понимание и стремление, выражающее общие для всех обязанности по отношению к своей стране, содержание которых определяется единственным высшим принципом: нашей совестью».

Задание. Опираясь на мнение голландского историка о патриотизме, сравните две точки зрения на историю России:

«Прошедшее России пусто, настоящее невыносимо, а будущее для нее вовсе нет» (П.Я. Чаадаев).

«Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается будущего – оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение» (А.Х. Бенкендорф).

§ Как вы думаете, можно ли авторов считать патриотами России? Почему?

§ В чем отличия патриотизма сторонников «теории официальной народности» и патриотизма оппозиционных общественно-политических течений России первой половины XIX века?

Подумайте! Философическое письмо Чаадаева появились после Отечественной войны и заграничных походов русской армии, выхода «Истории государства российского» Карамзина, восстания декабристов. В 1835 г. П. Чаадаев писал, что «у нас (России) другое начало цивилизации, чем у этих народов (Запад) … Поэтому нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине, тогда мы пойдем вперед».

§ Какой главный вопрос в общественной мысли России поставил Чаадаев? (В чем историческая самобытность России?)

 

Сравните взгляды западников и славянофилов по отношению к истории народа и к будущему страны, выделив общее и различия. Почему в их споре центральным событием в истории России стала деятельность Петра I?

Какова сущность идеи русского крестьянского социализма, основателями которой был Герцен? Чем русский социализм отличался от западноевропейского?

Результаты работы на уроке и основные выводы оформляются в виде таблицы. Необходимо иметь в виду, что рассмотрение общественного движения в России будет продолжено. Поэтому следует к двум колонкам таблицы добавить еще две.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 319.