Внешняя политика Российской империи в XIX веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Александр I 1801-1825   § Участие России в коалиционной войне против Франции. Поражение русских войск под Аустерлицем (1805) и Фридландом (1807) Тильзитский мир 1807 г.   § Русско-шведская война 1808-1809 гг. Присоединение Финляндии.   § Русско-турецкая война 1806-1812 гг. § Война с Ираном 1804-1813 гг.   § Отечественная война 1812 г.   § Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс 1814 г. Священный союз.   § Начало Кавказской войны 1817 г.   Основные задачи внешней политики:   1. Противодействие экспансии Наполеона в Европе. 2. Расширение влияния России на Кавказе. Николай I 1825-1855   § Помощь России Австрийской империи по подавлению революции в Венгрии 1849 г.   § Русско-иранская война 1826-1828 гг. И.Ф. Паскевич. Туркманчайский мир (Ереванское и Нахичеванское ханства).   § Русско-турецкая война 1828-1829 гг. И.И. Дибич. Адрианопольский мир.   § Кавказская война. А.П. Ермолов. Имамат. Шамиль.   § Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Парижский трактат     Основные задачи внешней политики:   1. Борьба с революционным движением в Европе. 2. Попытка решения восточного вопроса. Александр II 1855-1881   § Россия аннулировала условия Парижского договора (Франко-прусская война) 1870 г.   § «Союз трех императоров» 1873 г. § Завершение Кавказской войны 1864 г. А.И. Барятинский. Аул Гуниб (1859), Кбааду (1864).   § Завоевание Средней Азии 1865-1881 гг. Туркестанское генерал-губернаторство К.П. Кауфман. М.Д. Скобелев (Кокандское ханство) 1875 г. Н.Г. Столетов (Бухарский эмират, Геок-Тепе) 1881 г.   § Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры о границе с Китаем.   § Продажа Аляски США § Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Основные задачи внешней политики:   1. Отмена статей Парижского договора и восстановление статуса великой державы. 2. Закрепить границы с соседними государствами (Средняя Азия, Дальний Восток).   Александр III 1881-1894   § Изменение политики на Балканах. Обострение отношений с Болгарией 1886 г.   § Распад «Союза трех императоров». Тройственный союз 1882 г. Обострение русско-германских отношений.   § «Таможенная война» России и Германии 1887 г.   § Франко-русский союз 1891 г.   Основные задачи внешней политики:   1. Мирные отношения со всеми странами (Александр III «Миротворец»). 2. Поиск союзников.

Вопросы к таблице «Внешняя политика Российской империи в XIX веке».

§ Можно ли считать Кавказскую войну колониальной войной со стороны России? Почему вы так считаете?

Основным внешнеполитическим событием правления Николая I стала Крымская война 1853-1856 гг.

§ Какие события стали поводом войны России с Турцией в 1853 г.?

§ Назовите основные причины Крымской войны.

§ Определите ее этапы.

(1 этап: 1853 – 1854 гг., 2 этап: 1854 – 1856 гг.)

§ Почему на стороне Турции выступили Англия и Франция?

§ Вспомните основные события Крымской войны (работа с картой).

Синопское сражение. П.С. Нахимов ¢ Англия (королева Виктория) и Франция (Луи Бонапарт) объявили войну России 1854 г. ¢ Высадка союзников в Крыму (Евпатория) ¢ Осада Севастополя (В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин) ¢ Сражения под Балаклавой и Инкерманом ¢ Падение Севастополя ¢ Парижский мир 1856 г.

§ Что явилось главной причиной поражения России в Крымской войне?

§ На каких условиях был подписан Парижский мир?

§ Согласны ли вы с утверждением, что главной причиной присоединения к России Средней Азии были интересы военных, которые тем самым стремились восстановить утраченный авторитет после поражения в Крымской войне? Почему вы так считаете?

§ Почему Александр II принял решение продать Аляску США?

§ Согласны ли вы с решением Александра II? Почему?

§ Согласны ли вы с утверждением Александра III, что «у России нет друзей»? Почему вы так считаете?

§ Можно ли утверждать, что после прекращения деятельности «Союза трех императоров» у России не было и союзников?

§ Определите главные причины заключения франко-русского союза в 1891 году.

§ Согласны ли вы с утверждением, что франко-русский союз был «брак по расчету»? Как вы думаете, какой расчет был у Франции, а какой у России?

 

 

Урок №59.Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 8 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике №1-6 (стр. 354). Объем устной и письменной работы, формы проведения повторительно-обобщающего урока – коллективное обсуждение вопросов и заданий, индивидуальный опрос, фронтальная беседа, контрольная работа и др. – определяет учитель в соответствии с уровнем подготовки учащихся, интеллектуальными и психологическими особенностями конкретного класса, а также образовательных задач, которые в данный момент являются важнейшими. Урок по итоговому повторению и обобщению может быть организован как семинар или урок-зачет (см. Тематическое планирование).

 

Вариант №1. Проблемы, которые предпочтительно обсудить на уроке итогового повторения и обобщения, возможно, в форме докладов, сообщений или рефератов – урок-конференция:

1. Эволюция русского либерализма в XIX веке.

2. Социалистическое течение общественно-политического движения России: от народников до социал-демократов.

3. Предпосылки и результаты модернизации России в XIX веке.

4. Реформы XIX века: цели, направленность, результаты.

5. Взгляды на развитие России в XIX веке различных направлений общественной мысли.

6. Россия – многонациональная империя.

 

Вариант №2. Обсуждение основных проблем истории России XIX века по вопросам и заданиям к главе 8. Основным заданием на повторительно-обобщающем уроке является №6 и по объему (предлагается учащимся сравнить западное общество и Россию в конце XIX века: политический строй, основные идейные течения, социальный состав, развитие экономики), и по общей систематизирующей направленности учебного материала тем уроков практически по всей главе 8. 

 

Вариант №3. Решение тестовых заданий.

 

1). Передача власти только представителям царствующей династии мужского пола по прямой нисходящей линии была законодательно установлена:

1. Императором Николаем I;

2. Императором Павлом I;

3. Императором Александром II.

 

2). Для политики Павла I в отношении дворянства характерно:

1. Введение обложения дворян налогами;

2. Разрешение свободного выезда за границу;

3. Запрет крепостным крестьянам жаловаться на своих владельцев.

 

3). «Либералом» на троне называли императора

1. Николая I;

2. Александра I;

3. Павла I.

 

4). В годы царствования Александра I был реализован проект

1. освобождения крепостных крестьян А.А. Аракчеева;

2. освобождения крепостных по желанию помещиков с землей за выкуп;

3. «Государственная уставная грамота Российской империи».

 

5). Целью внутренней политики императора Николая I было

1. Перестройка аппарата управления, направленная на введение в России конституционной монархии;

2. Военизация зарождающейся бюрократии в России;

3. Восстановление незыблемых начал самодержавия.

 

6). О правлении какого императора так нелестно отозвался русский поэт Ф.И. Тютчев?

«Для того чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злосчастного человека, который в течение своего тридцатилетнего царствования, находясь постоянно в самых выгодных условиях, ничем не воспользовался и все упустил».

1. Александра I;

2. Александра II;

3. Николая I.

 

7). Одной из причин необходимости отмены крепостного права при императоре Александре II стал(о)

1. Модернизация страны, чтобы избежать революционного взрыва;

2. Либеральные убеждения императора Александра II;

3. Требования помещиков освободить всех крепостных крестьян.

 

8). Движение декабристов можно отнести к направлению общественно-политической мысли

1. Консервативному;

2. Социалистическому;

3. Либеральному.

 

9). После следствия и суда пятеро декабристов были повешены. Среди них был

1. Пестель;

2. Державин;

3. Бенкендорф.

 

10). Для консервативной идеологии, разработанной графом С.С. Уваровым характерна триада

1. классовая борьба, рабочее движение, социальная революция;

2. модернизация, либерализм, конституция;

3. православие, самодержавие, народность.

 

11). Представители западников и славянофилов сходились

1. В оценках деятельности Петра I;

2. В отрицательном отношении к крепостному праву;

3. В сохранении крепостного права.

 

12). Теорию русского крестьянского социализма в России обосновал

1. В.И. Ленин;

2. М.В. Буташевич-Петрашевский;

3. А.И. Герцен.

 

13). Отрезки, временнообязанные, выкупная операция, мировые посредники относятся к событию

1. отмена крепостного права при Александре II;

2. указу о «вольных хлебопашцах»;

3. проекту отмены крепостного права А.А. Аракчеева.

 

14). К фактору, тормозившему развитие сельского хозяйства во второй половине XIX века можно отнести

1. сохранение крепостного права в России;

2. крестьянская община;

3. снижение потребности в продовольствии стран Западной Европы.

 

15). Внутреннюю политику императора Александра III можно охарактеризовать как

1. консервативную;

2. либеральную;

3. «оттепелью».

 

16). Отличием народничества от социалистических учений Запада является убеждение в том, что

1. перспектива социализма в развитии индустриального общества;

2. основой социализма станет крестьянская община;

3. построение социализма должен осуществлять рабочий класс.

 

17). Соотнесите лидеров трех течений в народничестве и принадлежащие им положения:

1. Революция – это бунт масс.

2. Разрушение государства – цель революции.

3. Народ не готов к революции, задача интеллигенции – его подготовить.

4. Стремился совершить революцию путем тайного заговора.

5. Считал, что нельзя «торопить» историю.

6. Революция – это государственный переворот, который совершит организация революционеров.

 

А). М.А. Бакунин;   Б). П.Л. Лавров;        В). П.Н. Ткачев.

 

18). Территориальный рост Российской империи в XIX веке стал фактором, который

1. способствовал развитию страны;

2. привел к резкому сокращению армии и флота;

3. тормозил экономическое и социально-политическое развитие империи.

 

19). Самая длительная и кровопролитная война, которую вела Россия в XIX веке, была

1. Крымская война;

2. Покорение Казахстана и Средней Азии;

3. Кавказская война.

 

20). Понятия «мюриды», «имамат», «газават» относятся к

1. Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.;

2. Кавказской войне;

3. Русско-иранской войне 1826-1828 гг.

 

Ключ ответов на тестовые задания:

 

№ теста   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
  Ответ   2   1   2   2   3   3   1   3   1   3   2   3   1   2   1   2 А).1,2 Б).3,5 В).4,6   3   3   2

 

Тема 9. Культура XIX века

 

Материал темы раскрывает важные явления, которые произошли в развитии духовной и материальной жизни западноевропейского общества и России в XIX веке. Научные открытия дали мощный толчок экономическому и социальному прогрессу индустриального общества в странах Запада, сделали жизнь в этих странах более динамичной, материально обеспеченной, обогащаемой новыми сведениями о мире. XIX столетие стало временем расцвета и русской культуры – «золотым веком». Представители русской культуры создали шедевры мирового значения, что привело к взаимному влиянию культур Запада и России. Особенностью развития мировой культуры в конце XIX века стало разнообразие творческих направлений, часто сменявших друг друга. Общий процесс развития западноевропейской культуры был характерен и для культуры России, при этом ей удалось сохранить свою культурную самобытность и оригинальность.

Изучение учебного материала завершающей главы учебника предусматривает тесную связь учителя истории с курсами других предметов, межпредметную и междисциплинарную интеграцию, особенно с курсом Мировая художественная культура. Уроки истории, связанные с изучением культуры являются наиболее интересными для школьников, способствуют эстетическому воспитанию и расширяют кругозор по предмету. Уроки, посвященные данной проблематике, являются завершающими по курсу истории в десятом классе. Поэтому целесообразно проведение интегрированных уроков истории с другими предметами. Необходимо заранее предложить учащимся варианты сообщений, докладов, рефератов, проектных работ для индивидуальной и групповой подготовке. Определение тем и их формулировка проводится совместно учителем и старшеклассниками на основе содержания заключительных параграфов курса истории «Россия и мир». Если учитель сочтет, что отводимое количество уроков на изучение тем, посвященных вопросам культуры, недостаточно, то можно воспользоваться резервом уроков (см. Тематическое планирование).

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 372.