Александр I 1801-1825 § Участие России в коалиционной войне против Франции. Поражение русских войск под Аустерлицем (1805) и Фридландом (1807) Тильзитский мир 1807 г. § Русско-шведская война 1808-1809 гг. Присоединение Финляндии. § Русско-турецкая война 1806-1812 гг. § Война с Ираном 1804-1813 гг. § Отечественная война 1812 г. § Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс 1814 г. Священный союз. § Начало Кавказской войны 1817 г. Основные задачи внешней политики: 1. Противодействие экспансии Наполеона в Европе. 2. Расширение влияния России на Кавказе. | Николай I 1825-1855 § Помощь России Австрийской империи по подавлению революции в Венгрии 1849 г. § Русско-иранская война 1826-1828 гг. И.Ф. Паскевич. Туркманчайский мир (Ереванское и Нахичеванское ханства). § Русско-турецкая война 1828-1829 гг. И.И. Дибич. Адрианопольский мир. § Кавказская война. А.П. Ермолов. Имамат. Шамиль. § Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Парижский трактат Основные задачи внешней политики: 1. Борьба с революционным движением в Европе. 2. Попытка решения восточного вопроса. | Александр II 1855-1881 § Россия аннулировала условия Парижского договора (Франко-прусская война) 1870 г. § «Союз трех императоров» 1873 г. § Завершение Кавказской войны 1864 г. А.И. Барятинский. Аул Гуниб (1859), Кбааду (1864). § Завоевание Средней Азии 1865-1881 гг. Туркестанское генерал-губернаторство К.П. Кауфман. М.Д. Скобелев (Кокандское ханство) 1875 г. Н.Г. Столетов (Бухарский эмират, Геок-Тепе) 1881 г. § Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры о границе с Китаем. § Продажа Аляски США § Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Основные задачи внешней политики: 1. Отмена статей Парижского договора и восстановление статуса великой державы. 2. Закрепить границы с соседними государствами (Средняя Азия, Дальний Восток). | Александр III 1881-1894 § Изменение политики на Балканах. Обострение отношений с Болгарией 1886 г. § Распад «Союза трех императоров». Тройственный союз 1882 г. Обострение русско-германских отношений. § «Таможенная война» России и Германии 1887 г. § Франко-русский союз 1891 г. Основные задачи внешней политики: 1. Мирные отношения со всеми странами (Александр III «Миротворец»). 2. Поиск союзников. |
Вопросы к таблице «Внешняя политика Российской империи в XIX веке».
§ Можно ли считать Кавказскую войну колониальной войной со стороны России? Почему вы так считаете?
Основным внешнеполитическим событием правления Николая I стала Крымская война 1853-1856 гг.
§ Какие события стали поводом войны России с Турцией в 1853 г.?
§ Назовите основные причины Крымской войны.
§ Определите ее этапы.
(1 этап: 1853 – 1854 гг., 2 этап: 1854 – 1856 гг.)
§ Почему на стороне Турции выступили Англия и Франция?
§ Вспомните основные события Крымской войны (работа с картой).
Синопское сражение. П.С. Нахимов ¢ Англия (королева Виктория) и Франция (Луи Бонапарт) объявили войну России 1854 г. ¢ Высадка союзников в Крыму (Евпатория) ¢ Осада Севастополя (В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин) ¢ Сражения под Балаклавой и Инкерманом ¢ Падение Севастополя ¢ Парижский мир 1856 г.
§ Что явилось главной причиной поражения России в Крымской войне?
§ На каких условиях был подписан Парижский мир?
§ Согласны ли вы с утверждением, что главной причиной присоединения к России Средней Азии были интересы военных, которые тем самым стремились восстановить утраченный авторитет после поражения в Крымской войне? Почему вы так считаете?
§ Почему Александр II принял решение продать Аляску США?
§ Согласны ли вы с решением Александра II? Почему?
§ Согласны ли вы с утверждением Александра III, что «у России нет друзей»? Почему вы так считаете?
§ Можно ли утверждать, что после прекращения деятельности «Союза трех императоров» у России не было и союзников?
§ Определите главные причины заключения франко-русского союза в 1891 году.
§ Согласны ли вы с утверждением, что франко-русский союз был «брак по расчету»? Как вы думаете, какой расчет был у Франции, а какой у России?
Урок №59.Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 8 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике №1-6 (стр. 354). Объем устной и письменной работы, формы проведения повторительно-обобщающего урока – коллективное обсуждение вопросов и заданий, индивидуальный опрос, фронтальная беседа, контрольная работа и др. – определяет учитель в соответствии с уровнем подготовки учащихся, интеллектуальными и психологическими особенностями конкретного класса, а также образовательных задач, которые в данный момент являются важнейшими. Урок по итоговому повторению и обобщению может быть организован как семинар или урок-зачет (см. Тематическое планирование).
Вариант №1. Проблемы, которые предпочтительно обсудить на уроке итогового повторения и обобщения, возможно, в форме докладов, сообщений или рефератов – урок-конференция:
1. Эволюция русского либерализма в XIX веке.
2. Социалистическое течение общественно-политического движения России: от народников до социал-демократов.
3. Предпосылки и результаты модернизации России в XIX веке.
4. Реформы XIX века: цели, направленность, результаты.
5. Взгляды на развитие России в XIX веке различных направлений общественной мысли.
6. Россия – многонациональная империя.
Вариант №2. Обсуждение основных проблем истории России XIX века по вопросам и заданиям к главе 8. Основным заданием на повторительно-обобщающем уроке является №6 и по объему (предлагается учащимся сравнить западное общество и Россию в конце XIX века: политический строй, основные идейные течения, социальный состав, развитие экономики), и по общей систематизирующей направленности учебного материала тем уроков практически по всей главе 8.
Вариант №3. Решение тестовых заданий.
1). Передача власти только представителям царствующей династии мужского пола по прямой нисходящей линии была законодательно установлена:
1. Императором Николаем I;
2. Императором Павлом I;
3. Императором Александром II.
2). Для политики Павла I в отношении дворянства характерно:
1. Введение обложения дворян налогами;
2. Разрешение свободного выезда за границу;
3. Запрет крепостным крестьянам жаловаться на своих владельцев.
3). «Либералом» на троне называли императора
1. Николая I;
2. Александра I;
3. Павла I.
4). В годы царствования Александра I был реализован проект
1. освобождения крепостных крестьян А.А. Аракчеева;
2. освобождения крепостных по желанию помещиков с землей за выкуп;
3. «Государственная уставная грамота Российской империи».
5). Целью внутренней политики императора Николая I было
1. Перестройка аппарата управления, направленная на введение в России конституционной монархии;
2. Военизация зарождающейся бюрократии в России;
3. Восстановление незыблемых начал самодержавия.
6). О правлении какого императора так нелестно отозвался русский поэт Ф.И. Тютчев?
«Для того чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злосчастного человека, который в течение своего тридцатилетнего царствования, находясь постоянно в самых выгодных условиях, ничем не воспользовался и все упустил».
1. Александра I;
2. Александра II;
3. Николая I.
7). Одной из причин необходимости отмены крепостного права при императоре Александре II стал(о)
1. Модернизация страны, чтобы избежать революционного взрыва;
2. Либеральные убеждения императора Александра II;
3. Требования помещиков освободить всех крепостных крестьян.
8). Движение декабристов можно отнести к направлению общественно-политической мысли
1. Консервативному;
2. Социалистическому;
3. Либеральному.
9). После следствия и суда пятеро декабристов были повешены. Среди них был
1. Пестель;
2. Державин;
3. Бенкендорф.
10). Для консервативной идеологии, разработанной графом С.С. Уваровым характерна триада
1. классовая борьба, рабочее движение, социальная революция;
2. модернизация, либерализм, конституция;
3. православие, самодержавие, народность.
11). Представители западников и славянофилов сходились
1. В оценках деятельности Петра I;
2. В отрицательном отношении к крепостному праву;
3. В сохранении крепостного права.
12). Теорию русского крестьянского социализма в России обосновал
1. В.И. Ленин;
2. М.В. Буташевич-Петрашевский;
3. А.И. Герцен.
13). Отрезки, временнообязанные, выкупная операция, мировые посредники относятся к событию
1. отмена крепостного права при Александре II;
2. указу о «вольных хлебопашцах»;
3. проекту отмены крепостного права А.А. Аракчеева.
14). К фактору, тормозившему развитие сельского хозяйства во второй половине XIX века можно отнести
1. сохранение крепостного права в России;
2. крестьянская община;
3. снижение потребности в продовольствии стран Западной Европы.
15). Внутреннюю политику императора Александра III можно охарактеризовать как
1. консервативную;
2. либеральную;
3. «оттепелью».
16). Отличием народничества от социалистических учений Запада является убеждение в том, что
1. перспектива социализма в развитии индустриального общества;
2. основой социализма станет крестьянская община;
3. построение социализма должен осуществлять рабочий класс.
17). Соотнесите лидеров трех течений в народничестве и принадлежащие им положения:
1. Революция – это бунт масс.
2. Разрушение государства – цель революции.
3. Народ не готов к революции, задача интеллигенции – его подготовить.
4. Стремился совершить революцию путем тайного заговора.
5. Считал, что нельзя «торопить» историю.
6. Революция – это государственный переворот, который совершит организация революционеров.
А). М.А. Бакунин; Б). П.Л. Лавров; В). П.Н. Ткачев.
18). Территориальный рост Российской империи в XIX веке стал фактором, который
1. способствовал развитию страны;
2. привел к резкому сокращению армии и флота;
3. тормозил экономическое и социально-политическое развитие империи.
19). Самая длительная и кровопролитная война, которую вела Россия в XIX веке, была
1. Крымская война;
2. Покорение Казахстана и Средней Азии;
3. Кавказская война.
20). Понятия «мюриды», «имамат», «газават» относятся к
1. Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.;
2. Кавказской войне;
3. Русско-иранской войне 1826-1828 гг.
Ключ ответов на тестовые задания:
№ теста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | А).1,2 Б).3,5 В).4,6 | 3 | 3 | 2 |
Тема 9. Культура XIX века
Материал темы раскрывает важные явления, которые произошли в развитии духовной и материальной жизни западноевропейского общества и России в XIX веке. Научные открытия дали мощный толчок экономическому и социальному прогрессу индустриального общества в странах Запада, сделали жизнь в этих странах более динамичной, материально обеспеченной, обогащаемой новыми сведениями о мире. XIX столетие стало временем расцвета и русской культуры – «золотым веком». Представители русской культуры создали шедевры мирового значения, что привело к взаимному влиянию культур Запада и России. Особенностью развития мировой культуры в конце XIX века стало разнообразие творческих направлений, часто сменявших друг друга. Общий процесс развития западноевропейской культуры был характерен и для культуры России, при этом ей удалось сохранить свою культурную самобытность и оригинальность.
Изучение учебного материала завершающей главы учебника предусматривает тесную связь учителя истории с курсами других предметов, межпредметную и междисциплинарную интеграцию, особенно с курсом Мировая художественная культура. Уроки истории, связанные с изучением культуры являются наиболее интересными для школьников, способствуют эстетическому воспитанию и расширяют кругозор по предмету. Уроки, посвященные данной проблематике, являются завершающими по курсу истории в десятом классе. Поэтому целесообразно проведение интегрированных уроков истории с другими предметами. Необходимо заранее предложить учащимся варианты сообщений, докладов, рефератов, проектных работ для индивидуальной и групповой подготовке. Определение тем и их формулировка проводится совместно учителем и старшеклассниками на основе содержания заключительных параграфов курса истории «Россия и мир». Если учитель сочтет, что отводимое количество уроков на изучение тем, посвященных вопросам культуры, недостаточно, то можно воспользоваться резервом уроков (см. Тематическое планирование).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 422.