В процессе урока:
§ охарактеризовать изменения в научных взглядах на строение живой и неживой природы в XIX веке;
§ обсудить основные научно-технические достижения в XIX веке западноевропейского общества и их влияние на жизнь общества;
§ обратить внимание учащихся на разъяснение в учебнике понятий: «эволюционная картина мира», общественно-экономическая формация» и «средства массовой информации»;
§ показать влияние образования и средств массовой информации на духовную и материальную жизнь западноевропейского общества в изучаемый исторический период.
План урока:
1. Научные представления о строении природы.
2. Эволюционная картина мира.
3. Развитие образования и средств массовой информации в XIX веке.
4. Научно-технический прогресс и общество.
Средства обучения: учебник §48, современный урок по изучению культуры XIX века предполагает активное использование иллюстративного материала, фото- и кинодокументов, подготовка тематических стендов, газет, выставок. Изучение данной проблематики на уроке целесообразно совмещать с организацией внеурочной работы по предмету, посещением выставок, музеев, прослушивание лекций по истории науки и научных открытий XIX века.
Основные понятия: эволюционная картина мира, позитивизм, теология, общественно-экономическая формация, средства массовой информации.
Представители научной мысли XIX века: Дж. Дальтон, Д.И. Менделеев, Дж. Максвелл, Н.Н. Лебедев, И.М. Сеченов, Ч. Дарвин, И.И. Мечников, Э. Геккель, О. Конт, П.Н. Яблочков, Т. Эдисон, Н.И. Пирогов, Н. В. Склифосовский, К. Маркс.
Рекомендации по проведению урока:
При рассмотрении особенностей развития науки, научно-технического прогресса важно показать учащимся, что в XIX веке, особенно в конце столетия, роль научного знания как инструмента познания и преобразования окружающего мира неуклонно возрастала. На поведение людей Запада, их отношение к меняющейся реальности все большее влияние оказывала эволюция их взглядов, ценностных установок, которые формировались под сильным влиянием достижений науки.
Вариант №1. Работа учащихся с текстом учебника и составление таблицы «Основные достижения науки в XIX веке и ее влияние на жизнь общества» (совместная работа учителя и учащихся по разработке структуры таблицы, коллективное ее заполнение). Обсуждение результатов проделанной работы и закрепление учебного материала урока по вопросам и заданиям к параграфу (стр. 362-363). Задание №1 целесообразно задать на дом с целью использования учащимися для подготовки ответа дополнительной литературы по данной проблематики. В процессе урока заслушиваются сообщения учащихся по характеристике изменений в быту и образе жизни западноевропейского общества, вызванные развитием научно-технического прогресса в конце XIX века.
Вариант №2. Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа, подготовка развернутого плана ответа на вопросы: «Основные научно-технические достижения XIX века и их влияние на жизнь общества», «Изменения в обществе XIX века и развитие образования», «Подтверждают ли данные о развитии науки и техники в XIX веке идею о том, что для истории человечества характерен прогресс?» (целесообразна организация работы учащихся по группам). Обсуждение представленных результатов работы. Беседа по закреплению знаний учащихся проводится по вопросам и заданиям к параграфу.
Вариант №3. Работа на уроке организуется на основе заслушивания сообщений учащихся о крупнейших достижениях в развитии научно-технического прогресса в XIX веке и наиболее ярких представителей научной мыли XIX века, предварительно подготовленных учащимися по группам или индивидуально. Возможно проведение урока-конференции с интеграцией естественнонаучными дисциплинами школьных предметов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 243.