В процессе уроков:
§ определить пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке: добровольное вхождение, завоевание, присоединение в результате войн с другими государствами;
§ на основе сравнения с западноевропейскими колониальными империями охарактеризовать Российскую империю в XIX веке;
§ проанализировать изменения этнического состава населения Российской империи конца XIX века с периодом первой половины XVIII в.;
§ выявить влияние территориального роста Российской империи в XIX веке на экономическое и социально-политическое развитие, отметив, что территориальный рост России в этом веке явился фактором, тормозящим ее экономическое и социально-политическое развитие.
План уроков:
1. Расширение территории в первой половине XIX века.
2. Кавказская война.
3. Присоединение Казахстана и Средней Азии.
4. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
5. Пути присоединения к Российской империи новых территорий.
Средства обучения: учебник §§46-47, таблица «Этнический состав населения России в конце XIX в.», историческая карта «Европейская часть России в первой половине XIX в.», «Российская империя к концу XIX в.», тематическая таблица «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке».
Основные понятия: газават – (араб. Джихад), «священная война» мусульман против иноверцев;
имамат - религиозное (исламское) государство горских народов в период Кавказской войны (1817-1864) в Дагестане и Чечне. Глава государства – имам, исполнявший одновременно религиозные и государственные функции;
мюриды, мюридизм - идейная основа борьбы горцев Кавказа против России. Главный смысл учения мюридизма заключался в строгом соблюдении всех положений правил поведения ислама, главным из которых считалось участие в священной войне (газават) против «неверных» (не мусульман), т.е. против русских войск. Приверженцы мюридизма – мюриды должны были беспрекословно подчиняться религиозному наставнику, даже если он прикажет пожертвовать жизнью, семьей, имуществом. Мюрид - это мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию во имя «сближения с Аллахом». Он обязан не только строго выполнять правила Корана, но и вести аскетический образ жизни. «Равенство перед Аллахом» мюридов воспринималось горцами как социальное равенство, как возвращение к патриархальной демократии. Идеологи мюридизма провозглашали, что правоверный мусульманин не может быть подданным иноверного русского монарха. Наиболее известный идейный вдохновитель мюридизма имам Гази-Мухаммед. Он стал основателем имамата и первым имамом. После гибели Гази-Мухаммеда в 1834 году имамом был избран Шамиль;
протекторат, ссыльнопоселенцы, этнос.
Основные даты: 1808-1809 гг. – русско-шведская война.
1830-1831 гг., 1863-1864 гг. – восстания в Польше.
1806-1812 гг. – русско-турецкая война.
1826-1828 гг. – русско-иранская война.
1817-1864 гг. – Кавказская война.
1858 г. – Айгунский договор с Китаем.
1860 г. – Пекинский договор.
Рекомендации по проведению уроков.
Вопросы для повторительной беседы:
1. Уровень жизни русского крестьянства ухудшился после отмены крепостного права и в 1900 году крестьяне были в целом беднее, чем в 1800-м, происходило разрушение традиционной морали крестьян, семьи, росло пьянство и бродяжничество.
§ Попробуйте определить, как оценили бы эти факты русские либералы, социалисты-народники и консерваторы?
2. Почему среди народников возобладала тактика террора? Народовольческий террор – это кризис движения или реальный метод достижения политической цели?
3. Какие факторы способствовали распространению марксизма в России в конце XIX века?
Распределение учебного материала на уроках зависит от образовательных задач, которые учитель считает по данной теме важнейшими и уровня подготовки класса. Особенностью учебного материала параграфов состоит в том, что авторы учебного пособия не рассматривают подробно внешнеполитические события политики Российской империи в XIX веке, а уделяют основное внимание на территориально-этнических процессах развития России в этом период времени. Если учитель сочтет необходимым в ходе уроков и в процессе работы с учащимися организовать повторение основных задач, направлений и событий внешней политики России XIX века, то в этом случае уместным вариантом проведения уроков может быть школьная лекция.
Вариант №1. Распределение учебного материала – на первом уроке рассматриваются п. 1-2, на втором – п. 2-5. Работа учащихся с текстом учебника и исторической картой №14 (стр. XVI) «Европейская часть России в первой половине XIX в.» Обсуждение основных положений учебного материала по вопросам к параграфам (стр. 351). Работа с документами заданий №2-3 (стр. 351). Выполнение задания №5 по сравнительному анализу изменения этнического состава населения Российской империи конца XIX века с периодом первой половины XVIII в. Закрепление учебного материала плана уроков целесообразно провести в результате организации работы школьников над заданиями №1 и №4 к параграфам учебника.
Вариант №2.Первый урок – школьная лекция учителя с элементами беседы по вопросам 1-4 пунктов плана уроков. На втором уроке проводится закрепление учебного материала по вопросам и заданиям к параграфу (кроме заданий №4-5). Основное внимание учащихся направлено на изучение последнего вопроса темы уроков – «Пути присоединения к Российской империи новых территорий» (п. 5).
Вариант №3. Самостоятельная работа с текстом параграфов на первом уроке и составление тематической таблицы «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке». На втором уроке проводится работа по подробному закреплению учебного материала по вопросам и заданиям к параграфам. В основе таблицы «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке» положено задание №4 (стр. 351).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.