Материал для школьной лекции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отмена крепостного права (19 февраля 1861). Документы: «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Основные причины и предпосылки, которые привели к уничтожению крепостного права в России.

Экономические: а) рост производства хлеба на продажу привел к резкому увеличению повинностей крепостных крестьян (денежный оброк с 5 руб. до 27 руб., барщина – до 5 дней в неделю или «месячина») ž разорение крестьян тяжелыми поборами, рост недоимок по оброку, побег крестьян;

б) низкая производительность труда подневольных крестьян («работает сколь возможно меньше – ему не дело делать, а день убить»);

в) невозможность применения сложных машин на фабриках, основанных на крепостном труде, когда они ломали и портили оборудование;

г) крепостное право тормозило промышленный переворот (конец 30-х гг.), т.к. в стране не было постоянных квалифицированных свободных рабочих. Большинство вольнонаемных рабочих были оброчные, сезонные крестьяне («отходники»).

Политические: а) резкий рост волнений крестьян после Крымской войны (1857 г. – 192 массовых крестьянских выступлений, 1858 г. – 528, 1859 г. – 938);

б) рост негативного отношения к крепостному праву либерального общества (право собственности одних людей над другими – рабство!).

Вспомните основные принципы реформы по отмене крепостного права. Объясните термины: временно обязанные крестьяне, выкупная сделка, выкупные платежи, отрезки, мировые посредника. В чем историческое значение ликвидации крепостного права в России?

Обратите внимание! После путешествия по русской глубинке накануне отмены крепостного права А.В. Головин сделал вывод: «Народ наш имеет полное недоверие и нелюбовь ко всем правительственным властям, а верит одному только государю и его воле готов беспрекословно повиноваться».

§ Какую важную гарантию проведения реформ в России имел в виду будущий министр народного просвещения А.В. Головин?

§ Как вы считаете, актуально ли данное отношение власти и народа в наше время? Поясните свою точку зрения.

Основным событием истории России XIX века – отмена крепостного права. [Приходится только удивляться тому, что самое важное событие, сравнимое с мирной революцией, изменившее строй России, до сих пор не нашло место среди праздничных дат федерального значения!?] Поэтому необходимо обратить внимание на то, как тяжело и не просто проходила подготовка Великой реформы.

В 1855-1856 гг. появились ряд заметок по крестьянскому вопросу, авторами которых были К.Д. Кавелин, Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин и другие представители либеральной бюрократии. В них фактически был предложен основной принцип отмены крепостного права: выкуп крестьянами земельных наделов. Активным сторонником немедленной отмены крепостного права стал брат царя великий князь Константин Николаевич. Возглавляя морские силы России, он отменил крепостное право в 1855 г. в морском ведомстве, отпустив на волю с землей адмиралтейских поселян.

Выступая перед московским дворянством, Александр II заверил их о нежелании своем освобождать крестьян, но выразил беспокойство ростом крестьянских выступлений и неизбежности упразднения крепостного права, если не «свыше», то «снизу», что нежелательно. Император не мог пойти на прямое столкновение с дворянством. Поэтому он стремился представить начало подготовки реформы как отклик на добровольную просьбу «благородного сословия». Однако дворянство вяло реагировало на инициативу в этом вопросе властей и не проявляло ожидаемой активности. Только виленский генерал-губернотор В.И. Назимов от имени дворян западных губерний подал прошение царю о просьбе отменить крепостное право, но освободить крестьян без земли.

В 1857 г. учрежден Секретный комитет по крестьянскому вопросу во главе председателя Государственного совета и Комитета министров князем А.Ф. Орловым. Секретный комитет откровенно саботировал разработку проектов, а Орлов, который выступал против освобождения крестьян, попытался даже свернуть работу комитета. Но Александр II потребовал принятия конкретных решений.

После прошения дворян западных губерний в 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. На основании спровоцированных властями дворянских «ходатайств» было приказано учредить комитеты на местах по выработке дворянами условий освобождения крестьян. Однако помещики выдвигали заведомо грабительские условия освобождения крестьян, предлагая даже выкуп самой личности крепостных. Напуганные неминуемым освобождением крестьян, помещики стали принимать превентивные меры для сохранения за собой как можно больше земли: переводили крестьян в дворовые, сдавали в рекруты, освобождали крепостных без земли. Эти меры были запрещены правительством.

В тот момент Александр II был сторонником освобождения крестьян без земли. Но известия о восстании эстляндских крестьян в 1859 г., которые были освобождены без земли, и жестокая расправа над ними изменили его отношение к такому принципу освобождения крестьян. Александр II, постоянный читатель «Колокола», учел мнение Герцена, который предлагал правительству освободить крестьян с землей при условии вознаграждения дворянства.

Ближайший друг царя и член Главного комитета генерал Я.И. Ростовцев предложил проект новой программы – крестьяне освобождались с землей за выкуп и наделяются гражданскими правами. Программа Ростовцева стала обязательной для всех комитетов законом, за рамки которого нельзя было выходить помещикам.

Далее необходимо обратить внимание учащихся на следующие моменты реформы:

 Главным содержанием реформы была отмена права собственности помещика на крестьян.

По реформе земля переходила юридически крестьянам и помещик не мог ее отнять. Таким образом, крестьяне по реформе переводились из разряда пользователей земли в разряд ее собственников (не сразу и за выкуп, «отрезки», общинная собственность).

Феодальный способ эксплуатации крестьян сменился капиталистическим, при котором надо было покупать его рабочую силу. Именно это составляло буржуазный характер реформы.

Крестьяне одного помещика по «Положению» составляли сельское общество. Домохозяева составляли сельский сход, избиравший на три года старосту и сборщика податей. Несколько сельских обществ образовали волость (часто совпадающая с церковным приходом). Волостной сход избирал волостного старосту и волостной суд. Крестьянские сходы имели в основном хозяйственные функции (передел в общине наделов, сбор налогов и их распределение и др.). На волостного старшину и сельского старосту возлагались также и полицейские функции. Они могли арестовывать на 2 дня, назначать общественные работы на 2 дня или штрафовать до 1 руб.

По «Положению» помещикам предоставлялось право самим определять, какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Пользуясь этим правом, они забирали себе все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, вклинивали отрезки в середину крестьянских земель.

Еще в 1858 г. были освобождены от личной зависимости удельные крестьяне (императорской фамилии). Государственные крестьяне должны были выкупить свои наделы у государства (1866 г.). В основном они получили в собственность наделы, которыми владели (в среднем 5,9 десятин).

 

Второй урок – тщательное и подробное закрепление изученного материала на предыдущем уроке, обсуждение ответов школьников на вопросы к параграфам №1-4 (стр. 330) и решение познавательных и проблемных заданий, в том числе заданий учебника №1-2 (стр. 331). Проверяется также выполнение задания по заполнению материала внутренней политике императора Александра II в таблице «Основные направления внутренней политики России в конце XVIII-XIX веке».

На третьем уроке учебное время отводится на обсуждение вопросов по характеристике и оценке внутриполитического курса при императоре Александре III на основе сравнения с политикой Александра II (задание №3 к параграфам, стр. 331). На этом этапе уроков завершается работа десятиклассников по составлению таблицы, начатая на уроке №51, и проводится проверка выполненной работы.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 280.