В процессе уроков:
§ выявить внутриполитические и внешнеполитические факторы, которые повлияли на осознание властью при Александре II необходимости проведения широкомасштабных преобразований в России, выборе тактики «упреждающей реформы»;
§ раскрыть основные положения реформы по отмене крепостного права, ее противоречивый характер;
§ проанализировать сущность и характер либеральных реформ в области органов местного самоуправления, судебной системы, образования и создания боеспособной армии нового образца;
§ охарактеризовать значение эпохи либеральных реформ 60-70-х годов XIX века по модернизации страны, подчеркнув противоречивый характер реформаторской деятельности императора Александра II;
§ на основе сравнительной характеристики дать оценку личности и внутриполитической деятельности императоров Александра II и Александра III;
§ показать влияние либеральных реформ 1860-1870-х гг. на экономическое развитие Российской империи в пореформенный период;
§ определить факторы, которые тормозили и, наоборот, способствовали развитию промышленности и сельского хозяйства в конце XIX века.
План уроков:
1. Необходимость «упреждающей реформы» в России.
2. Крестьянская реформа.
3. Либеральные реформы 1860-1870-х годов.
4. Судьба и значение реформ.
5. Экономическая политика государства в эпоху реформ.
6. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период.
7. Консервативный курс Александра III.
Средства обучения: учебник §§43-44, таблица «Основные направления внутренней политики России в конце XVIII-XIX веке», видеофильмы «Император Александр II”, “Император Александр III».
Основные понятия: прагматизм, модернизация, тактика «упреждающей реформы», временнообязанные крестьяне, выкупная операция, аренда, отрезки, аграрное перенаселение, земства, гласные, присяжные заседатели, автономия университетов, классические и реальные гимназии, региональность, акцизы, винная монополия, интенсивность, институт земских начальников.
Персоналии: Александр II, Александр III, М.Т. Лорис-Меликов, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев.
Основные даты: 1855 –1881 гг. – правление императора Александра II.
19 февраля 1861 г. – отмена крепостного права в России.
1864 г. – земская и судебная реформы.
1870 г. – городская реформа.
1874 г. – военная реформа.
1881 – 1894 гг. – правление императора Александра III.
Рекомендации по проведению урока:
По своей проблематике исторический материал параграфов распадается на три основные части: отмена крепостного права, либеральные реформы 1860-1870-х гг. и их значение; последствия реформ на социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века; консервативный внутриполитический курс в период правления императора Александра III. В зависимости от конкретных образовательных задач, которые учитель считает важнейшими на том или ином этапе уроков, возможно несколько вариантов распределения учебного материала на уроках и методы их проведения.
Вариант №1. Работа с текстом учебника, обсуждение наиболее важных проблем и вопросов темы уроков, завершение работы по составлению учащимися таблицы «Основные направления внутренней политики России в конце XVIII-XIX веке».
На первом уроке раскрываются вопросы 1-3 пунктов плана темы. В ходе работы с классом проводится анализ причин, которые привели к осознанию властью необходимости проведения в стране крупномасштабных преобразований. Организуется работа с учащимися по выявлению сущности реформ 1860-1870-х гг. и их взаимосвязь. Дается характеристика значения либеральных реформ для развития России во второй половине XIX века, с точки зрения модернизационного процесса, оценка и степень реализации замыслов реформаторов.
На втором уроке анализируются особенности социально-экономического развития России в пореформенный период – 4-6 пункты плана уроков. Подготовка учащимися развернутого плана ответа на вопрос: «Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период: достижения и противоречия».
Третий урок целесообразно посвятить подробному закреплению рассмотренных ранее вопросов (п. 1-6 плана уроков) и характеристики политики императора Александра III. Вопрос о внутренней политике Александра III целесообразно построить на основе работы учащихся по выполнению задания №3 к параграфам (стр. 331), где школьникам предлагается дать сравнительную характеристику внутренней политики императоров Александра II и Александра III.
Итоговое закрепление изученного материала проходит в процессе завершения работы школьников по составлению таблицы «Основные направления внутренней политики России в конце XVIII-XIX веке». Вопрос №3 к параграфам, вероятно, в большей мере соответствует проблематике следующей темы «Общественное движение в России во второй половине XIX века». Подготовленные предварительно сообщения учащихся о наиболее значительных исторических деятелях второй половины XIX века (см. Персоналии) должны раскрывать их характеристику с точки зрения сторонников модернизации (реформаторы) и ее противники (консерваторы). Например:
Александр II “Освободитель” (1855-1881) | Александр III “Миротворец” ( 1881-1894) |
Старший сын Николая I. На внутреннюю политику Александра II оказало влияние поражение России в Крымской войне, в результате военно-технического отставания от западноевропейских стран, активные выступления крестьян против крепостного права. «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу», - сказал, обращаясь к представителям дворянства, Александр II во время коронации в Москве. Проводил либеральную внутреннюю политику: осуществил отмену крепостного права (за что был прозван «Освободитель») и провел либеральные реформы (земская, судебная, городская, военная и др.). Жестоко подавлено Польское восстание 1863 г. и завершена Кавказская война. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Средней Азии – Кокандское, Хивинское ханства, Бухарский эмират (1865-1881), но продана Аляска США. С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877-1878. В период правления Александра II усиливается революционная активность народников. На жизнь Александра II было совершено ими ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880); убит народовольцами 1 марта 1881 г. Смерть императора помешала реализации конституционного проекта Лорис-Меликова. | Второй сын Александра II. Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился главным образом к военной деятельности. Стал наследником престола в 1865 после смерти старшего брата Николая Александровича. В 1866 Александр женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (в православии — Мария Федоровна). На личность Александра III и его внутреннюю политику оказало влияние: рост революционного движения, террор народников, убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 года. По мнению окружения императора (Победоносцев), опасность для российского общества исходит от либеральных реформ. Александр III заявил, что вступает на престол «с верой в силу и истину самодержавной власти». Поэтому политическим идеалом Александра III была абсолютная монархия, насаждение в обществе религиозных ценностей, укрепление сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии. Внутренняя политика. Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением полицейских репрессий против народников (Положение об усиленной и чрезвычайной охране 1881 г.) и цензуры. Александр III проводил консервативную политику, которая ограничивала либеральные преобразования своего отца Александра II. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших сословий (циркуляр «о кухаркиных детях»). Крестьянское самоуправление с 1889 года (Положение о земских участковых начальниках) было подчинено земским начальникам — чиновникам из местных дворян. Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви распространением церковно-приходских школ, ужесточением репрессий против старообрядцев. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев). Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии (реформы Витте С.Ю.), достигшей заметных успехов. Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с отсталым сельским хозяйством, крестьянской общиной, малоземельем. В этот период Россия практически не вела войн, именно поэтому царя называли «Миротворцем». |
Вариант №2. Первый урок – школьная лекция с элементами беседы по вопросам 1-6 пунктов плана уроков. Составление учащимися развернутого плана лекции или тезисное оформление в тетрадях основных идей, положений лекционного материала. В лекции главное внимание следует уделить отмене крепостного права в России.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 270.